Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации и планы семинарских занятий по социальной защите и социальной благотворительности (для студентов очного отделения) (стр. 5 из 7)

– за отсутствие выводов в завершениях параграфов;

– за отсутствие, или поверхностность выводов в заключении.

Оценка повышается:

– за использование дополнительной, самостоятельно найденной литературы;

– за элементы творчества: использование самостоятельных примеров, параллелей, аналогий;

– за логичную структурированность реферата.

Методические рекомендации для подготовки программы и проведения социологического исследования

I Методологический раздел

1. Описание проблемной ситуации

2. Проблема исследования

3. Объект и предмет исследования

4. Цели и задачи исследования

5. Уточнение и интерпретация основных понятий

6. Гипотезы исследования

II Методический раздел

1. Обоснование выборочной совокупности

- определение объема и структуры выборочной совокупности

- способ формирования выборки

2. Обоснование выбора метода сбора данных

3. Составление инструментария для сбора данных

Приложения

1. Отчет о литературе, использованной для подготовки программы. В виде реферата на 6-10 страниц, в котором необходимо рассмотреть подходы используемые для описания и изучения поставленной проблемы.

2. Отчет об аналитическом обсуждении опросного листа: проанализировать текст и его структуру.

3. Результаты пилотажного исследования: изложить результаты и подтвердить надежность анкеты (устойчивость, обоснованность, адекватность получаемой с ее помощью информации)

Задачи, которые необходимо решить в процессе «пилотажа»:

1. Выдержаны ли требования к языку опрашиваемого, не получилось ли так, что для части респондентов язык слишком труден, для другой – примитивен?

2. Все ли вопросы и варианты вопросов понятны?

3. Не слишком ли абстрактны вопросы, или не слишком конкретны?

4. Понятны ли респонденту единицы измерения, имеющиеся в анкете?

5. Каков контекст вопроса, не следует ли его изменить, как толковать ответ в контексте такого вопроса?

6. Предусмотрены ли варианты уклонения от ответа?

7. Хорошо ли объяснена часть поиска ответа, то есть понятны ли альтернативы, условия выбора одного или нескольких вариантов ответа, подробности свободного ответа?

8. Нет ли пересечения логических оснований в вариантах ответа?

9. Сбалансированы ли упорядоченные шкалы, нет ли сдвига в позитивный или негативный полюс шкалы? Есть ли средняя позиция в шкале ?

10. Выделены ли тематические блоки вопросов так, чтобы создать психологический комфорт респонденту?

11. Компетентны ли опрашиваемые для ответов на вопросы, не нужны ли фильтры на компетентность?

12. Нет ли опасности утомить опрашиваемого, как этого избежать, как снизить монотонность?

13. Достаточно ли надежна память опрашиваемого для ответов на вопросы о давно прошедших событиях?

14. Нет ли опасности получения «угодных» или стереотипных ответов?

15. Не слишком ли многочисленны варианты ответов на вопрос, смогут респонденты справиться с обилием вариантов, как сократить их число или как расчленить их блоками?

16. Нет ли опасений вызвать недоверие или какие-то отрицательные эмоции у респондентов?

17. Не слишком ли задевается самолюбие и интимные стороны жизни респондента?

18. Какие ответы следует понимать буквально, а какие не в прямом смысле, и в каком именно, как осуществить контроль на интерпретацию ответа?

19. Все ли в порядке со стороны графического оформления опросного листа, нет ли переносов в смысловых кусках, насколько четко выделены шрифтами вопросы и инструкция для ответа, нет ли монотонности, однообразия в оформлении?

20. Какие пункты следовало особенно тщательно поверить , нельзя ли для них сформулировать альтернативы и поверить наряду с имеющимся вариантом?

Методические рекомендации для написания эссе[5]

Эссе (франц. — еssai попытка, проба, очерк, от лат. exagium— взвешивание) сочинение небольшого объема и свободной компо­зиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или общественно значимой проблеме и за­ведомо не претендующее на исчерпывающую трактовку предмета. Выделим наиболее характерные особенности данной формы публичного выражения индивидуальной позиции, отличающие ее от научной статьи.

1. Ярко выраженная субъективная окрашенность позиции (точки зрения) автора на обсуждаемую проблему. Это дает автору некоторое преимущество, нежели публикация научной статьи, а именно:

- в эссе позволительно не столь тщательно, как это требуют научные каноны, обосновывать важность обсуждаемой про­блемы и научно прорабатывать аргументы;

- эссе позволяет привлечь внимание общественности (на­учной, политической и т.д.) к проблеме, которая по разным причинам не считается в настоящий момент актуальной и данном сообществе;

- при обращении к научному сообществу эссе предоставляет возможность расширить круг специалистов (ученых), разры­вая дисциплинарные «путы», которые иногда существенно тормозят развитие конкретных наук.

2. Эссеистический стиль отличается образностью[6], афори­стичностью[7], а так же свободным применением метафор[8]

3. Эссе, в каком-то смысле, является «литературным синтезом» сходных приемов, имеющих место в других сферах человеческого творчества:

- проблематизации устоявшейся точки зрения;

- подготовки к решению некоторой фундаментальной пробле­мы (смена парадигмы в науке, создание фундаментального художественного полотна, подготовка музыкантов и т.п.).

В этом смысле эссе является родственным таким формам вы­ражения, как этюд, дневник, рассказ, очерк, ис­поведь, речь, письмо, заметки, слово и др.

4. Эссе требует от автора не только демонстрировать какую «сумму знаний», но и сделать акцент на собственных чувствах, переживаниях, на своей личной позиции к тому, о чем он пишет (словом, автор эссе — не только рассказчик, повествователь, но и герой своего рассказа». Требование это объяснимо. Поскольку научная рациональность аргументации в данном случае ослаблена, должны быть обеспечены «механизмы гарантии» значимости обсуж­даемого вопроса (проблемы) и достаточная глубина суждений. Это, в частности, может быть обеспечено тем, что автор эссе является яркой личностью, мнение которой уважается в каком-либо сообще­стве, а также тем, что эта личность не «маскирует» свою личную позицию за «лесом слов» об объективной значимости обсуждаемого предмета.

5. Границы жанра довольно размыты. Его определяют иногда как записки, наброски, раздумья. В современном словоупотреблении имеют место такие выражения, как «авторская проза», «авторское телевидение» и т.п. Произведения в жанре эссе — это набросок, зарисовка, фрагментарный рассказ. В нем есть что-то от импресси­онизма, главное в нем — впечатление автора, которое выхватывает «из тьмы» фрагмент действительности вместо того, чтобы освещать все проблемы некоторой области «ровным светом».

Подведем некоторые итоги. Главными особенностями жанра эссе являются:

· небольшой объем и конкретность темы;

· личностный подход к ее раскрытию, субъективность, иногда парадоксальность суждений;

· свободная композиция, определяющаяся прихотливым движением мысли, впечатлениями, воспоминаниями, ас­социациями;

· свободное использование языка — от слов высокого стиля до разговорной лексики;

· атмосфера доверия к читателю, разговорная интонация.

Чем труден жанр эссе для применения его в научной деятель­ности? При написании эссе, на наш взгляд, можно столкнуться с такими трудностями:

· При свободной композиции автор может слишком увлечься каким-либо рассуждением и уйти от темы. Стремление к самораскрытию, например, приводит иногда к тому, что эссе превращается не в работу по определенной теме, а в повествование «о себе».

· Повышенной эмоциональностью авторы эссе иногда (порой невольно) пытаются прикрыть пустоту работы, бедность ее содержания.

· Приводимые автором метафоры и образы могут оказаться неубедительными для большинства читателей, к которым обращается автор.

Методические рекомендации для подготовки доклада

Доклад — это официальное сообщение, которое может быть по­священо заданной теме, содержать описание состояния дел в какой-либо сфере деятельности или ситуации; взгляд автора на ситуацию или проблему, анализ и возможные пути решения проблемы. Объем доклада, в зависимости от темы, может включать от одной до сотен страниц. Доклад может быть устным и письменным. И в том, и в другом случае докладчик представляет тему, развернутую в тексте, аудитории или какому-то определенному лицу.

Для современного представления устного доклада, как правило, составляются тезисы — опорные пункты выступления докладчика (обоснование актуальности, описание сути работы, выводы), клю­чевые слова, которые помогают логически стройному изложению темы, схемы, таблицы и т.п.

В зависимости от ситуации объем тезисов может быть от 1 до 10 страниц. Чтобы выступление было интересным и понятным слуша­телям, к нему необходимо тщательно подготовиться.

Величайший оратор античности Демосфен, который страдал массой пороков речи (шепелявил, задыхался, дергал плечом), при­няв решение стать оратором, приложил много усилий, чтобы пре­одолеть перечисленные недостатки. В итоге его речи против царя Как уже говорилось, и устный, и письменный доклад представ­ляют аудитории некую проблему, и мнение докладчика по поводу возможных путей и способов ее решения. Однако если после устного доклада слушатели могут задать вопросы непосредственно доклад­чику, то письменный вариант не всегда предполагает такую возмож­ность. Письменный доклад должен включать все необходимое, чтобы быть максимально понятным не только лицу, которому он адресован, но и другим людям, которых заинтересует обозначенная в докладе тема. Поэтому письменный вариант доклада отличает более строгий стиль изложения (характерный для документа), нежели в устном варианте. Для примера можете сравнить лекцию преподавателя и параграф учебника по той же теме.