Изучающим основы фотожурналистики нужно особо выделить в истории фотографии 80-е годы прошлого века, явившиеся переходным этапом к массово-коммуникативному фототворчеству. Сама идея репортерского снимка и творчества, идея моментального “схватывания” состояния мира и социума, “остановки” и распечатки события, не имела до этого массового воплощения. Причиной тому были недостаточные для оперативной документалистики, а тем более - фотожурналистики - совершенство техники съемок, технология химических процессов, фотографической и типографской печати. Образовавшийся союз “фотографии и типографии” породил новое средство визуальной массовой коммуникации - предтечу кино и телевидения.
Необходимо знать основные имена тех, кто разрабатывал и шлифовал идею внестудийных, ( репортажных, как бы мы сейчас сказали) и жанровых съемок, предвосхищая запросы газетной и журнальной периодики, требовавшей “картинок” жизни, оперативного освещения событий. А светопись, как нельзя лучше по тем временам, подходила для этого.
В России - это такие фотомастера, как Н.Д.Диго (Дмитриев), М.П.Дмитриев (ученик А.Карелина), Д.И.Ермаков, С.П.Иванов, позднее - К.К.Булла, П.А.Оцуп. В Европе - П.Г.Эмерсон, Ф.Сатклифф, Э.Атже, в США - А.Стиглиц, Дж.Риис, Л.Хайн, позднее - Э.Стейхен (Стайхен).
Как пишет наш старейший историк и теоретик фотоискусства С.А.Морозов, (еще в 1939 г. увидела свет его брошюра “Фотоиллюстрация в газете”), творчество трех фотографов - русского М.Дмитриева, американца А.Стиглица и француза Э.Атже наиболее отчетливо характеризует на рубеже веков поворот фотографии к правде жизни, к журналистско-хроникальной фотографии, которая “стучалась во врата визуальных искусств”. (С.Морозов, с. 117).
Данная и последующие лекции основываются на примерах из творчества этих и ряда других фотомастеров и фоторепортеров, как в нашем XX веке стали называть фотографов, работающих для газет и журналов. XX век, таким образом, можно считать не только веком атома, кино, радио и телевидения, космоса и компьютера, но и веком фотожурнализма.
Литература по теме:
Березин В.М. Лекция седьмая “Построение коммуникативного действия журналистом”, лекция восьмая “Массовая коммуникация как система” в книге: В.М.Березин. Теория массовой коммуникации. Тексты вводных лекций. М., 1997, с. 24-29.
Буданцев Ю.П. Системность в изучении массовых информационных процессов. М., 1986.
Буданцев Ю.П. Часть III. Кульминация. В книге: Ю.П.Буданцев. Очерки ноокоммунологии. М., 1995, с.92-150.
Вартанов А. Искусство фотографии. В книге: Виды искусства в социалистической художественной культуре. М., 1984, с.205-214.
Джерард А. Опыт о вкусе. В книге: Из истории английской эстетической мысли XVIII века. М., 1982, с.232-234.
Морозов С.А. Творческая фотография. М.. 1989.
Образцов С. В. Эстафета искусств. М., 1978.
Тэн И. Философия искусства. М., 1996.
Рид Т. Лекции об изящных искусствах. Там же, с.293-294.
Ломоносов М.В. Рассуждения об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенное для поддержания свободы философии. // Слово, 1995, №11-12.
Тема 3. Реальность и образ реальности: проблемы фотоизображения и фотовыражения.
По этой теме читается три лекции.
Сложность и философский характер раскрытия темы побуждает очертить ее рамки не только конкретной темой каждой лекции, но и названиями разделов. Итак:
Лекция первая: ”Взгляд на мир как на единство абсолютного и относительного».
Освещение такой широкой темы предполагается вместить, по крайней мере, в четырех разделах:
* Субъективное и объективное во взгляде на мир.
* Общее и частное.
* Типическое и индивидуальное.
* Соприсутствие и остранение участника-наблюдателя.
Необходимо указать на концептуальные предпосылки такой постановки темы и структуры ее раскрытия, так как в пособиях по фотожурналистике подобный подход, пожалуй, осуществляется впервые.
Аристотель называл искусство знанием общего. Люди искусства знают «почему» и постигают причину. Искусство, по Аристотелю, в большей мере наука, чем опыт. Люди искусства владеют понятием и знают причины. (Метафизика, кн.I, М.,1934, с. 20).
Русский философ С.Л.Франк в своем труде “Реальность и человек” отметил несостоятельность двух противоположных, но по форме - родственных постоянных тенденций человеческого ума. Это, во-первых, рациональная метафизика - попытка проникнуть в скрытое “существование вещей”, и, отличая его от данных опыта, от внешней, видимой картины бытия, вскрыть это существо как нечто определенное. И, во-вторых, позитивизм , для которого характерно отрицание вообще реальности как чего-то своеобразного, как инстанции бытия, отличной от эмпирического многообразия явлений. “Реальность здесь просто отождествляется с внешним целым всех частных содержаний бытия,... с эмпирической действительностью....Здесь реальность как бы расплывается, теряет всякую самостоятельность, перестает быть особой инстанцией бытия”.
С.Л.Франк предлагает постигать своеобразие реальности через “умудренное неведение”, то есть через усмотрение ее категориального отличия от всякого частного положительного содержания знания. В познании реальности должна содержаться антиномия единства тождества и различия, полноты и отрешенности, сверхлогика, а потому и неопределимость внутреннего существа реальности.
С.Л.Франк вводит далее понятие “абсолютное”, которое родственно в этом смысле понятию реальности. Ведь “абсолютному” присуща некая своеобразная диалектика: отличаясь от относительного, оно не может иметь это относительное вне себя, ибо тогда оно не было бы подлинно абсолютным, то есть всеобъемлющим. Абсолютное, с одной стороны, есть “отрешенное” (буквально - ad-solutum), то есть инородное всему относительному, но оно может быть таковым, только включая в себя относительное.
Исходя из этих предпосылок можно сделать и ряд умозаключений, касающихся журналистики, призванной отражать реальность как вербальными, так и визуальными (фото, ТВ) средствами. При этом отражение происходит, если продолжить ссылки на работу С.Л.Франка, либо рассудочно-утилитарное, либо субъективно-эмоциональное. “Факты вызывают в нас чувства симпатии или антипатии, удовольствия или неудовольствия, но сами по себе, в своем объективном содержании, ни в какой мере не обладают свойствами того, что мы переживаем в отношении их” (С.Франк, с.104).
Но в этой зачастую безразличной для нас реальности выделяются, продолжает философ, явления особого порядка. Не важно, природного они происхождения, или произведения человеческого творчества. Они приковывают к себе не наше рассудочное внимание, а само внутреннее существо нашей души. В их собственном содержании человек испытывает что-то значительное, какой-то духовный смысл, что-то родственное интимной глубине своего “Я”. Возникает эстетическое наслаждение, а явления, о которых идет речь, приобретают особую ценность - эстетическую. К нам приходит красота. Она вызывает в нас эстетическое переживание, благодаря присущему ей характеру выразительности. Когда зритель воспринимает что-либо “эстетически”, то это значит, что вместе с данными чувственного опыта он воспринимает, как бы в их глубине, что-то иное, не чувственное. “Прекрасное прекрасно потому, что “выражает” что-то, “говорит” нам о чем-то за пределами определимых чувственных данных; в силу этого оно означает что-то особо значительное, что отсутствует в содержании обычного опыта объективной действительности”(С.Франк, с.106).
“Кора чистой фактичности” часто скрывает от зрителей эту внутреннюю красоту реальности. Ведь логически зафиксированная красота - это уже не красота. Но если эта кора, эта логика утончена и прозрачна, то сквозь нее просвечивает и становится ощутимой сама реальность. “В земном становится видимым и ощутимым что-то неземное, “небесное”, что-то родственное потаенным, скрытым от мира глубинам нашей души, нашей в себе сущей, себе самой раскрывающейся реальности” (там же).
К этим выводам философа нельзя не добавить и высказывание выдающегося физика М.Планка из работы «О достоинствах теории относительности А.Эйнштейна»:
«В основе так называемой теории относительности заложено нечто абсолютное; таковым является определение меры пространственно-временного континуума, и как раз особенно привлекательная задача состоит в том, чтобы разыскать то абсолютное, которое придает относительному его подлинный смысл.. Мы можем исходить всегда только из относительного. Все наши измерения носят относительный характер. Речь идет о том, чтобы во всех этих данных обнаружить то абсолютное, общезначимое, инвариантное, что в них заложено». (См.: Единство физической картины мира. М., 1960).
Эти дискурсы о сущности красоты, выводят нас непосредственно на четыре направления разговора, обозначенные в названиях четырех разделов лекции. Разговор о предмете фотожурналистики должен иллюстрироваться соответствующими произведениями журналистского фототворчества. И хотя прекрасное невозможно свести к каким- то логическим формулам и математическим расчетам, так как оно несет в себе самом свое внутреннее единство, которое обнаруживается лишь в гармонии частей и элементов прекрасного, тем не менее оно, как пишет С.Л.Франк, присутствует и в ограниченном, частном. Поэтому в лекции и будет обращено внимание на диалектику общего и частного, типического и индивидуального, объективного и субъективного в светописи реальности.
Слушателям лекции будет полезно познакомиться также с двумя высказываниями Гете по данной теме, записанными И.П.Эккерманом.
Первое - об абсолютном и относительном: “В природе существует доступное и недоступное. Надо научиться это различать, помнить и чтить. Хорошо уже и то, что нам это стало известно, хотя и очень трудно распознать, где кончается одно и начинается другое. Тот, кто этого не знает, всю свою жизнь бьется над недоступным, так и не приближаясь к истине. Тот же, кто знает и притом достаточно умен, чтобы держаться постижимого, всесторонне исследует эту сферу, старается в ней закрепиться и таким путем может даже кое-что отвоевать у непостижимого, хотя в конце концов и должен будет признать, что есть вещи, к которым можно приблизиться лишь относительно, и что природа вечно таит в себе проблематическое, для обоснования коего человеческого разума не хватает”. ( Цит. по : И.П.Эккерман, с.226).