Смекни!
smekni.com

Методические указания к изучению дисциплины “Фотожурналистика” Тема Исторические и социально-эстетические предпосылки возникновения фотографии По этой теме читаются две лекции (стр. 5 из 6)

Такую работу по «динамизации» света мы видим, например, в фотоснимке Ракаускаса «Лестница».

Использование света и цвета составляют третью условность статичных визуальных видов коммуникации. Этой условностью является передача от художника к зрителю бессознательных или полусознательных эмоций. (См. лекцию третью темы 4).

Литература по теме:

Бахнасси А. Перспектива в искусстве Востока и западноевропейской живописи. // Культуры. 1983, №4, с. 143-159.

Валери П. Введение в систему Леонардо да Винчи. В книге: Поль Валери. Об искусстве. М, 1993, с. 24-54.

Волков Н. Процесс изобразительного творчества и проблема “обратных связей”. В книге: Содружество наук и тайны творчества. М., 1968.

Дмитриева Н.А. Изображение и слово. М., 1962.

Долгов К.М. Философия культуры и эстетика Леонардо да Винчи. // Вопросы философии, 1981, №1, с.131-141.

Дыко Л.П. Основы композиции в фотографии. М., 1988.

Михалков В.И., Стигнеев В.Т. Поэтика фотографии. М., 1989.

Успенский Б. А. Глава 6. Некоторые специальные проблемы композиции художественного текста. В книге: Б.А.Успенский. Поэтика композиции. М., 1970, с.159-218.

Мерло-Понти М. Око и дух. В книге: Французская философия и эстетика XX века. М., 1995, с. 217-252.

Раушенбах Б.В. Восприятие и перспективные изображения пространства. В книге: Искусство и точные науки. М., 1979, с.142-184.

Флоренский П.А. Мнимости в геометрии. (Фрагмент) //Вестник РУДН. Серия “Лингвистика”, 1995, №2, с.132-137 (Публикация Л.А.Новикова).

Эджертон С. Линейная перспектива и западное сознание: истоки объективного изображения предметного мира в искусстве и науке. // Культуры. 1983, №4, с. 104-142.

Лекция третья: «Сочетание слова и изображения в фотожурналистике».

Родовая сущность технических визуальных форм творчества - фотографии, кино и телевидения существенно отличается от родовой сущности изобразительного искусства и литературы. В первых - родовым признаком является использование кадра как рамки или одной сцены. На этой основе развивается и новая техника образного творчества, его психология, культура художественного мышления. Необходимо напомнить студентам, что и в изобразительном искусстве родовым признаком является использование кадра, то есть рамки картинной плоскости. Живописная картина является как бы окном в другой мир, увиденный и запечатленный художником. От того, как он хочет показать этот мир зависит глубина и композиция этого кадра. Преимущество фотокадра или документальных кино- и видеокадра перед художественным изображением и литературным текстом состоит в том, что они способны одновременно не только изображать действительность, определенным образом (и в прямом и в переносном смысле) содействовать ее восприятию, но также документировать и сохранять эту действительность во всем ее драматизме и поэтичности, воплощать и запечатлять это восприятие.

Родовым признаком литературы и журналистики является слово. Соединяясь на одном пространстве или вокруг него эти два признака приобретают новое качество, своеобразное “кадро-слово”, чем дают новый публицистический и художественный эффект.

«Написанное слово, говорил кинорежиссер Ингмар Бергман, - читается и усваивается при помощи сознательного волевого акта в союзе с мышлением. Постепенно оно оказывает воздействие на воображение и эмоции. В кино – другой процесс. Когда мы смотрим фильм, то сознательно направляем себя на восприятие иллюзии. Воля и интеллект отходят в сторону, на первое место выдвигается воображение. Цепь кадров, создающих образ, влияет непосредственно на наши эмоции». (См.: Искусство кино, 1981, №10, с.47).

Сравните также в процессе подготовки к коллоквиуму высказывание Э. де Боно о том, что в процессе творческого поиска необходимо «…мыслить на основе наглядных образов, не пользуясь словами вообще…, ибо зрительные образы обладают такой подвижностью и пластичностью, какой не обладают слова». (См.: Э.де Боно. Рождение новой идеи. О нешаблонном мышлении. Пер. с англ. М., 1976, с.69).

Самые интимные и самые личные стороны нашего существа, на наш взгляд, может вовлекать в круг социальной жизни не только искусство, как писал Л.С.Выготский (См.: Л.С.Выготский. Психология искусства. М., 1968, с. 317). Это может сделать и талантливое слово и фотография журналиста.

Изучающим курс важно поэтому уяснить, что фотожурналистика является, наряду с кинематографом и телевидением, союзом изображения и слова. Секрет успехов “светописи” - фоторепортажа, кинематографа, телевидения - в соединении возможностей слова с новейшими техническими возможностями изображения. Как отмечал еще 10 лет назад сотрудник фотохроники ТАСС И.Буряк, “журналистика, если учесть бурный процесс превращения периодических изданий в иллюстрированные, в определенном смысле давно уже превратилась в фотожурналистику”. (И.Буряк, с. 188). А что говорить в наше время, с неисчислимым количеством новых красочных иллюстрированных журналов и газет! Фотоиллюстрация с поясняющим или развивающим текстом (информацией, заметкой, комментарием и т.д.) завладела печатным пространством. В наше время она завладевает пространством электронным. Дизайн любой страницы Всемирной сети “Интернет” не обходится без фотоиллюстраций. Особенно это касается электронных версий газет и журналов. Открываются все новые и новые сайты. Самый свежий пример на момент подготовки пособия - 16 апреля 1999 г. в информационной программе “Вести” прозвучало интервью с Президентом ОАО “Редакция газеты “Известия” Г.Молчановым о том, что в “Интернете” создан журнал “Объектив”, задачей которого будет публикация снимков из богатейшего фотоархива редакции. Название не очень оригинальное, так как уже существует несколько одноименных журналов. Но факт сам по себе - показательный. Фотожурналистка, таким образом, завладевает и электронным пространством.

Будущим журналистам важно знать, что фотожурналистика в аспекте соединения слова с изображением распадается как бы на три направления.

Во-первых, - на материалы, готовящиеся журналистом, творческой группой, когда отталкиваясь от текста создается фоторепортаж, фотоочерк, политический комментарий и т.д.

Во-вторых, - на материалы, когда текст подверстывается под готовые фотографии, поступившие в редакцию от информационных агентств или отдельных фотожурналистов.

В-третьих, - это вариант тематических подборок фотографий под готовящиеся публикации.

Особым случаем является использование текста как вербального знака непосредственно в плоскости кадра. Этот древний изобразительный прием пришел в фотожурналистику из рукописных книг и летописей, старинного лубка, из графических и живописных произведений западного и восточного искусства. Во всех случаях результативность вербально-визуальной коммуникации зависит от творческого подхода к сочетанию слова и изображения.

Философ Х.Ортега-и-Гассет писал, что “слова суть логарифмы вещей, образов, мыслей и чувств, поэтому они лишены самостоятельного существования и могут применяться лишь как знаки действительности”. Но многие ученые, писатели, поэты полагают, что Слово, словесная речь является непосредственной действительностью мысли. Никарагуанский поэт Рубен Дарио (1867-1916), например, писал: “Я никогда не исповедовал слепого преклонения перед словом ради слова... И все же слово родится вместе с мыслью или сосуществует с ней, ибо мы не можем представить себе одно без другой... Тех, кто неверно употребляет слово, следует признать виновными, ибо они не научились владеть этим острым и чувствительным инструментом”. (Р.Дарио. Избранное, М.,1981, с.17). Задолго до него великий немецкий поэт И.В.Гете высказал устами Мефистофеля язвительную мысль:

Спасительная голословность

Избавит вас от всех невзгод,

Поможет обойти неровность

И в храм бесспорности введет.

Держитесь слов.

(Цит. по книге: И.П.Эккерман,с. 271).

Студент не должен пройти мимо и мнения академика Д.С.Лихачева по этому поводу. “Над всеми смыслами отдельных слов в тексте, над текстом (мы можем понимать здесь под понятием “текст” и вербальный и визуальный текст - В.Б.) витает еще некий сверхсмысл, кoторый и превращает текст из простой знаковой системы в систему художественную. Сочетания слов, а только они рождают в тексте ассоциации, выявляют в слове необходимые оттенки смысла, создают эмоциональность текста”. (Д.С.Лихачев, с. 205).

Таким образом, слово является выражением мысли. Но мысль, в отличие от изображения, никогда не является чувственным подобием мира, слово же - всегда неадекватно предмету, который оно обозначает. Как пишет философ Г.Гачев в контексте рассуждений о связи кино и литературы, “искусство кино словно для того и изобретено было, чтобы привести в движение, расчеловечивать материю, вещи, справляться с ними, а не бежать от них. Ведь два с лишним века первенствовали духовные искусства: музыка и литература, в которых человек отвращался от материального... и погружался в мир идей и внутренних созерцаний”.(Г.Гачев, с. 41).

К этому суждению философа надо сделать небольшую поправку о том, что за полвека до рождения кинематографа (записи движения) уже существовала фотография (запись светом), которая, наследуя принципы пластических искусств Ренессанса, также сконцентрировала взгляд человека на вещном, материальном.

Читаем Г.Гачева дальше, обращая его мысли на наш предмет - фототворчество. “Принцип кино - кадр. Его состав: человек в мире вещей, где то вещь (город, природа) служит фоном человека, то человек - фоном вещи. Так что вещность мира - не враг, а друг для кино. Величие и мизерность строений города, царственность линий автомобиля и самолета - вещи в XX в. резко, рельефно и прозрачно излучают дух человека. Они в высшей степени говорящие, воистину, cum tacent clamant, молчащие - они кричат. Этому крику застылого, вещного мира и дает разродиться, разразиться - кино”. (Г.Гачев. с.41-42). Слово, таким образом, в случае непосредственного “немого крика” кино- или фотокадра, должно быть минимальным, или отсутствовать вовсе.