Но сближение изображения и слова как в пластических искусствах, так и в кино и фотографии, имеет место тем большее, чем яснее обозначен в кадре отход от прямых чувственных подобий предметов окружающего мира. Фотожурналист, если перефразировать слова П.Пикассо, сказанные о творчестве художника, стремится изображать мир не просто таким, как его видит, но и таким, каким его мыслит. Художники оперируют и цветом, и рисунком, как писатели словами (Ван Гог). Фотожурналист оперирует и светом, и цветом, и рисунком, и словами.
При подготовке к коллоквиуму студенты могут прибегнуть и к «Статьям об искусстве» русского философа Н.Ф.Федорова. В частности, он подчеркивал важность письменной коммуникации, новых средств сообщения, объединяющих пространства. В процессе умножения представлений (подчеркнем, в том числе – визуальных,- В.Б.) мысль вынуждена открывать между ними соотношения, связи, приводить их в такой порядок, чтобы трудно было забыть каждое и легко вспомнить. (См.: Н.Ф.Федоров. Сочинения. М., 1982, с. 624). «Музы, таким образом, были дочерями памяти, при которых сама мать-память усиливалась, но сила и мощь ее зависела от дружного, совокупного действия всех муз искусства». (Там же). Представление русского философа-космиста о Музее как объединении всех искусств и знаний в целях перехода от воспоминаний к воскрешению предков должно быть воплощено, по мнению автора пособия, в системе средств массовой коммуникации. Сейчас СМК, к сожалению, не выполняют эту высокогуманную миссию.
Этимология слова “слово” восходит к латинскому clueo - архаическое “слышать, слушать”, но также и к значениям слава, слыть, восходящим к древне-индийскому и древне-греческому языкам. (См.: Степанов Ю.С. Слово. В книге: Русская словесность. М., 1997, с. 290).
Древний значащий корень предполагал одновременное значение говорения и слушания, другими словами - производства сообщения и его восприятие, круговорот речи, общение, коммуникацию. Отсюда происходит и имя одной из девяти олимпийских муз - Клио, считающейся с эллинистического времени музой Истории. Она изображалась со свитком и грифельной палочкой в руках.
Не символ ли эта грифельная палочка будущих фото- и видеокамер, пишущих историю современности, но так, чтобы она живо воспринималась потомками?
Тема «Изображение и слово в фотожурналистике» будет предметом обсуждения на коллоквиуме. К нему необходимо будет подготовить реферат выступления. Рефераты должны основываться на рекомендованной литературе и на собственном анализе студентами текстовых и фотопубликаций различных жанров в периодической печати.
Литература по теме:
Буряк И.И. Документализм и поэзия. В книге: ТАСС сообщает. М., 1988,
Вартанов А.С. Раздел “Слово”. В книге: От фото до видео. М., 1996, с. 101-121.
Гачев Г. Национальные образы мира. М., 1988.
Дмитриева Н.А. Слово и изображение. В книге: Взаимодействие и синтез искусств”. Л., 1978.
Каган М.С. Глава X. Виды искусства и их разновидности. В книге: Морфология искусств. Л., 1972, с.323-344.
Каган М.С. Глава 11. Языки культуры как семиотическая система. В книге: Философия культуры. С.-Пб., 1996, с.269-287.
Лихачев Д.С. О филологии. М., 1989.
Пондопуло Г.К. Раздел “Проблема синтеза изображения и слова в искусстве конца XIX - начала XX века” в книге: Г.К.Пондопуло. Фотография и современность, М., 1982.
Русская словесность. М., 1997.
Справочник для журналистов стран Центральной и Восточной Европы. Редактор-составитель Малькольм Ф. Мэллет. Раздел 17. “Типографский дизайн: удобно для глаз”, М., 1998, с. 81-93.
Успенский Б.А. Глава 7. Структурная общность разных видов искусства. Общие принципы организации произведения в живописи и литературе. В книге: Поэтика композиции. М., 1970, с. 172-218.
Эккерман И.П. Разговоры с Гете. М., 1986.