Методические указания к изучению дисциплины “Фотожурналистика”
Тема 1. Исторические и социально-эстетические предпосылки возникновения фотографии
По этой теме читаются две лекции.
Лекция первая - обзорная: «Фотографическое творчество в системе диахронной и синхронной социальной коммуникации».
В ней пойдет речь о социально-культурной и научно-технической коммуникации как основе развития человеческого общества.
Понятия диахронной (из прошлого в будущее) и синхронной (в рамках одного исторического периода) коммуникации. Историческая необходимость и объективная закономерность возникновения фотографии как нового прогрессивного средства визуальной коммуникации путем диахронной или же синхронной передачи запечатленного (от слова “печать”) мгновения. Гипотеза об этимологии слова “мгновение” как “миг” и “новение”, лингвистически подтверждающая философскую трактовку движения как непрерывного ряда сохраненных и несохраненных покоев. Понятия изменчивости и самотождественности нового факта, события, просто “нового” в философском понимании. (См.: В.М.Березин. Теория массовой коммуникации. М., 1997, с.20-23). Отсюда - вывод о взаимодополнительности и объективной необходимости двух на первый взгляд несовместимых обстоятельств. Первое отмечено в аксиоме Гераклита (все в мире изменяется), второе - в аксиоме Парменида (подлинное бытие самотождественно, устойчиво и неизменно). Как отмечает А.И.Ракитов “признание фундаментальности изменчивости и самотождественности позволяет понять, какой смысл придается отражению в информационной эпистемологии”, то есть - в информационной теории познания. (См.:А.И.Ракитов. Философия компьютерной революции. М., 1991, с. 152-153. См. также: Б.М.Сапунов. Философские проблемы массовой информации и телерадиокоммуникации. М., 1998). Отсюда - следующий вывод , касающийся понятия информации как особого способа передачи любых изменений..
Фотоинформация - это технически усовершенствованный по сравнению с изобразительным искусством визуальный способ передачи любых изменений.
.
Далее надо разобраться, как фотографическое фиксирование любых изменений становится фотографическим творчеством, другими словами, представляет собой феномен не только лишь технической культуры человека, но и эстетической, нравственной, политической культуры.(См.: С.Морозов. Творческая фотография. М., 1989; Г.К.Пондопуло. Фотография и современность. М.,1982; а также разработки последующих лекций данного курса).
Необходимо уяснить, что прямолинейного прогресса - от худшего к лучшему - в трех вышеназванных областях человеческой деятельности, в отличие от технических достижений человечества, в истории не бывает. Да и технические новшества и открытия все чаще являют свою антигуманную сущность. Пусть и не в порядке обязательного чтения, а факультативно, надо ознакомиться со взглядами русских философов - С.Л.Франка, Н.Бердяева, П.Сорокина, а также зарубежных - О.Шпенглера, Х. Ортеги-и-Гассет и др. на проблемы духовных и культурных кризисов человечества, исторически связанных, во многом, со стремительным развитием технической цивилизации.
С.Л.Франк, например, в книге “Сумерки кумиров” писал, что в каждую эпоху есть свои представления о добре и зле, о культуре и антикультуре, о вере и истине. Мы должны, - считает С.Л.Франк, - вернуться от туманного и расплывчатого понятия культуры к более коренному и простому понятию жизни и ее вечных духовных нужд и потребностей. (См.: Е.Н.Некрасова. Русская философия о культурном кризисе в России. // Вестник РУДН. Сер. “Философия”, 1997, №1, с.94).
Фотография тогда становилась фототворчеством, искусством, когда обращалась к самой жизни человека, ее многочисленным проявлениям, счастливым и горестным, героическим и трагическим. (Cм. Барт Ролан. Camera Lucida. Комментарий к фотографии. М., 1997).
Литература по теме лекции:
Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974.
Барт Р. Статьи “Предвыборная фотогения” и “Фотошоки” в книге : Р.Барт, Мифологии. М., 1996, с. 147, 201. Он же. Camera Lucida. Комментарий к фотографии. М., 1997.
Бердяев Н.А. Главы XII “Творчество и общественность”, XIV “Три эпохи. Творчество и культура. Творчество и церковь. Творчество и христианское возрождение” работы “Смысл творчества” в книге Н.А.Бердяев. Философия творчества, культуры, искусства. В 2-х т. Т.1. М., 1994, с.257-262,296-311.
Березин В.М. Теория массовой коммуникации. Тексты вводных лекций. М., 1997.
Каган М.С. Глава “Языки культуры как семиотическая система” в книге: М.С.Каган. Философия культуры. Санкт-Петербург, 1996, с.269-300.
Морозов С. Творческая фотография. М.. 1989.
Пондопуло Г.К. Фотография и современность. М., 1982.
Ракитов А.И. Глава “Философия прогресса в контексте компьютерной революции” и раздел “Отражение, информация, знание” в книге: А.И.Ракитов. Философия компьютерной революции. М.. 1991, с. 50-74, 151-162.
Сапунов Б.М. Философские проблемы массовой информации и телерадиокоммуникации. М., 1998.
Тынянов Ю.Н. Раздел о фотографии из статьи “Об основах кино” в книге: Ю.Н.Тынянов. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977, с.335-336.
Франк С.Л. Сумерки кумиров.// Сочинения. М., 1999. С. 143-144.
Лекция вторая: “Появление и развитие фотографии как исторического документа, научного доказательства и художественного произведения”.
Фотография выделяется в самостоятельное средство коммуникации, не массовое до определенного периода, уже на первых порах своего возникновения и развития. В лекции дается краткая история попыток нанесения и сохранения изображения на материальных носителях: 1839 г. - открытие фотографии (“светописи”) на серебряной пластинке (дагеротипия) и на светочувствительной бумаге (калотипия). Первооткрыватели фотографии - Ж.Ньепс, Л.Дагер, Ф.Тальбот.
Дальнейшие тенденции сохранения и использования изображения в качестве памятного документа, научного инструментария и доказательства, бытового и исторического портрета, а также произведения изобразительного искусства. Эти направления фотографии особенно важно различать в начальный период ее истории, когда между некоторыми из них трудно было провести четкую границу. Например, видовая фотосъемка географов и этнографов нередко выполняла не только свои естественнонаучные функции, но и имела эстетический характер, а со временем становилась историческим документом. Англичанин Ф. Фрит со своим фотографическим оснащением прошел 1500 миль от дельты Нила и первый сделал снимки египетских пирамид. Его коллеги из других стран привозили снимки из Китая, из Америки во время Гражданской войны, с баррикад Коммуны, с Крымской войны. Индивидуальные и групповые фотопортреты, снятые в частных, бытовых целях, становились со временем научным и документальным свидетельством эпохи.
Однако на Всемирной выставке 1851 г. фотография была включена в отдел «Философские инструменты, а в 1862 г. - в отдел «Машиностроение» (См.: Фотография. 1972, №4, с. 64).
Неоценимый вклад в развитие фотографии внесли российские изобретатели и фотохудожники. Иногда они совмещали в себе оба таланта - изобретательства и фототворчества. Это - А.Ф.Греков, С.Л.Левицкий, А.О.Карелин и др. Обширную информацию по теме можно получить в книге С.Морозова.
Особое внимание необходимо уделить подразделу “Фотография и изобразительное искусство: общие и отличительные принципы и черты”. Не будучи хотя бы в общих чертах знакомым с эстетическими принципами изобразительного искусства, с методами построения рисунка на картинной плоскости, понятиями линейной перспективы, крупности плана, точки зрения художника, влияющей на ракурс изображения (съемки), использования света и цвета, нельзя построить композицию фотокадра, выявить во внешнем - внутреннюю идею, выразить свое отношение к действительности, к миру и человеку. В этом помогут общетеоретические искусствоведческие и философские работы. Так, русский философ П.А.Флоренский, анализируя книжную обложку работы В.А.Фаворского, учил, что “в зрительном представлении мира необходимо, наряду с образами собственно зримыми, различать образы отвлеченно-зрительные, присутствующие, однако, в представлении неустранимо, силою бокового зрения, осязания и прочих восприятий... Иначе говоря, в зрительном представлении есть образы зрительные, а есть и как бы зрительные... Действительность в этом смысле, есть воплощение отвлеченного в наглядный материал, из которого и было получено отвлеченное, а мнимость - это воплощение того же самого отвлеченного, но в наглядном материале инородном”.
Реальное и идеальное, субъективное и объективное - споры о мере их соотношения в произведениях изобразительного искусства были особенно резкими и непримиримыми в период вхождения в “большой свет” признанных искусств непризнанного искусства “светописи” - фотографии. Ко времени публикации П.Флоренским своей статьи, фотографическое искусство заполнило уже свои собственные салоны. Однако студентам, изучающим фотожурналистику, рекомендуется ознакомиться со взглядами теоретиков искусства первых лет существования фотографии. Так, в 1859 г. французский поэт и художественный критик Шарль Бодлер писал следующее: “Поэзия и материальный прогресс подобны двум честолюбцам, инстинктивно ненавидящим друг друга, и, когда они сталкиваются на одной дороге, один из них неизменно порабощает другого. Если допустить, чтобы фотография заменила искусство в какой-либо из его функций, она очень скоро вытеснит его вовсе или растлит при поддержке естественного союзника - тупости обывателя. Поэтому ей надлежит ограничиться своими истинными пределами, удовлетворившись смиренной ролью служанки науки и искусства, подобно книгопечатанию и стенографии, которые не создавали и не вытесняли литературу. Пусть фотография обогащает альбом путешественника, возвращая его взгляду подробности, упущенные памятью, пусть украшает библиотеку естествоиспытателя, пусть увеличивает изображения микроскопических животных, пусть подкрепляет новыми сведениями гипотезы астрономов, пусть даже служит секретарем и архивариусом у того, чья профессия требует безупречной достоверности данных, - тут у нее нет соперников.<....>Но если ей будет дозволено покуситься на область неуловимого, на плоды воображения, на все то, что дорого нам лишь своей причастностью к человеческой душе, - тогда горе нам”! (Критическое эссе “Современная публика и фотография” в обзоре “Салон 1859 года).