Смекни!
smekni.com

Философия (стр. 4 из 5)

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев П.В. Социальная философия: учеб. пособие для вузов. – М.: Проспект, 2005. – 256 с.

2. Бляхер Л.Е. Нестабильное общество. – Хабаровск: Комитет по молодежной политике правительства Хаб. края. Гос. образов. учр-ние Краевой дом молодежи. Дальневосточное отделение РАН, 2003. – 158 с.

3. Бузгалин А.В., Колганов А.И. Социальная философия постсоветского марксизма в России: ответы на вызовы XXI в. // Вопросы философии. – 2005. - № 9. – 3-25.

4. Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. – Спб.: Наука, 2000. – 480 с.

5. Гречко П.К. Концептуальные модели истории. – М.: изд. Корпорация «Логос», 1995. – 143 с.

6. Ивин А.А. Основы социальной философии: учеб. пособие для вузов. – М.: Высшая школа, 2005. – 440 с.

7. Ивин А.А. Философия истории: учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2000. – 528 с.

8. Кемеров В.Е. Меняющаяся роль социальной философии и антиредукционистские стратегии. // Вопросы философии. – 2006. - № 2. – с. 61-78.

9. Крапивенский С.Э. Социальная философия: учеб. для вузов. – М.: «ВЛАДОС», 1998. – 416с.

10. Кучевский В.Б. Социальная философия: общество и сферы его жизнедеятельности: учеб. пособие для вузов. М.: МЗ Пресс, 2003. – 152с.

11. Леонтьева Э.О. Социальная философия: учеб. пособие – Хабаровск: изд-во ХГТУ, 2004. – 76с.

12. Момджян К.Х. Введение в социальную философию: учеб. пособие – М.: Высшая школа, КД «Университет», 1997. – 448с.

13. Назарова О.А. О роли и месте социальной философии в творчестве Семёна Людвиговича Франка.// Вопросы философии. – 2008. - № 5. – с. 104-115.

14. Назарчук А.В. Общество как коммуникация в трудах Никласа Лумана. // Вопросы философии. – 2006. - № 6. – с. 156-173.

15. Назарчук А.В. Сетевое общество и его философское осмысление // Вопросы философии. – 2008. - № 7. – с. 61-75

16. Панфилова Т.В. Проблема смысла истории. // Вопросы философии. – 2006. - № 12. – с. 11-23

17. Прохоренко Ю.И. Политическая реальность: очерки социально-философского исследования. – Хабаровск: изд-во ХГТУ, 2002. – 279 с.

18. Соколов С.В. Социальная философия: учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 440 с.

19. Социальная философия: словарь / Под общ. ред. В.Е. Кемерова, Т.Х. Керимова. – М.: Академич. Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. – 624 с.

20. Философия истории: учеб. пособие / Под ред. А.С. Панарина. М.: Гардарики, 1999. – 432 с.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Изучение данной темы необходимо начать с решения следующих вопросов:

- что такое социальная философия, т.е. как следует трактовать её предметное пространство?

- имеет ли социальная философия свою собственную проблематику и в чем заключается специфика последней?

Актуальность приведенных выше вопросов обусловлена тем, что на сегодняшний день нет единой, общепринятой точки зрения в определении предмета социальной философии и её места в системе социальных наук. Приведите примеры того, какие позиции существуют в данном отношении, подчеркнув здесь, что, если предметом частных наук, изучающих общество (социологии, политологии, экономики, этнографии и др.) может выступать та или иная естественная сторона социальной жизни, то областью философской рефлексии будет являться смысловая сторона общественного бытия. Поэтому главная задача социальной философии состоит в описании социального бытия в наиболее общих, предельных понятиях (например таких как: социальность, социум, социальное пространство, социальное время, социальное действие и др.). Дайте определение этих понятий. Вместе с тем социальная философия, как один из разделов в курсе философии, рассматривает не только общетеоретические проблемы, но и предлагает также к осмыслению актуальные проблемы современной общественной жизни, связанные с развитием политики, морали, науки, искусства.

Объясняя основные функции социальной философии, укажите на то, что она в органическом единстве с другими компонентами философского знания выступает в качестве мировоззренческого и методологического оснований всех общественных, а ещё шире всех гуманитарных наук (включая, например, психологию, лингвистику и др.), является своего рода фундаментом всего социо-гуманитарного знания.

Во втором вопросе темы семинарского занятия необходимо проследить эволюцию социально-философских учений, начиная с эпохи античности (конкретнее с IV в. до н.э. – до современности XX – нач. XXI вв.), определить условно хронологические рамки основных этапов их разработки, а также дать им общую характеристику, опираясь на наиболее известные произведения того или иного периода. Выделите главные направления в развитии социально-философской мысли, которые начали складываться в эпоху Нового времени и кратко раскройте специфику их проблематики и её решений. Особо укажем здесь на социальную философию позитивизма (О. Конт, Г. Спенсер), марксизма (К. Маркс, Ф. Энгельс), психологическое направление ( Л. Уорд, Г. Тард, В. Парето), неокантианство (В. Виндельбанд, Г. Риккерт), социальную философию М. Вебера, фрейдизм и неофрейдизм (З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, Э. Фромм, Г. Маркузе), техницистское направление (Т. Веблен).

В социальной философии и общей (теоретической) социологии издавна дискутируется вопрос: обладает ли общество своим собственным онтологическим статусом, иначе говоря, существует ли оно как особая область бытия? А может общество – это лишь общее понятие, фиксирующее наличие суммы отдельных индивидов, вступающих на время по каким-либо причинам во взаимодействие между собой? Другая сторона данной проблемы выглядит так: возникло ли общество естественным путем, независимо от умысла и воли человека или же оно является результатом сознательного суммирования множества индивидов?

В этом дихотомическом делении мы можем указать на два подхода, выделенных русским философом С.Л. Франком, таких как «сингуляризм» (существующий, в свою очередь, в двух разновидностях) и «универсализм». Борьба этих направлений прослеживается в истории социально-философской мысли, начиная с античности. Именно эти два направления дают принципиально разные ответы на вопросы о происхождении и сущности общества. Но нужно также учитывать, что, в действительности, подобное дихотомическое членение социально-философских концепций не может учесть всей сложности проблемы.

В четвертом вопросе сосредоточим свое внимание на том, что отличает познание социума от познания других объектов. Выделите уровни социального познания и раскройте суть и значимость его методов. Попытайтесь также объяснить природу и сущность социального предвидения, его роль в постижении социальной реальности.

Второе семинарское занятие поставленной темы посвящено изучению предмета и проблематики историософии (философии истории), которая в единстве с социальной философией анализирует наиболее общие, прежде всего мировоззренческие принципы жизни и развития общества, разрабатывает методологию исторического познания. Прослеживая эволюцию историософских идей, мы в итоге должны придти к формированию структуры и программы философско-исторической науки, не утратившей своего значения и по сей день (большая заслуга в данном отношении принадлежит Г. Риккерту).

Проблемы философии истории (их мы рассмотрим в 6, 7 и 8 вопросах) заключаются в том, чтобы философски осмыслить, в чем заключается смысл исторического процесса, присутствует ли в нем единство судеб исторических гео-социокультурных общностей, что является началом и финалом истории, какова ее направленность, существуют ли объективные законы ее развития и т.п. Используя конкретные примеры из философского наследия мыслителей различных эпох, подробно проанализируйте основные теоретические модели истории: циклическую (Платон, Аристотель, Полибий, Дж. Вико, Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби и др.), линейную (Августин Блаженный, Ж.А. Кондорсе, О. Конт), спиралевидную (К. Маркс), постмодернистскую ризому (Ж. Делёз) и др.

В заключении предлагается обсудить вопрос о роли народных масс и неординарных личностей в истории.

ТЕРМИНЫ

Базис, Богочеловечество, волюнтаризм, детерминизм, историзм, историософия, классовая борьба, классы, культура, культурно-исторический тип, мимесис, надстройка, народонаселение, общественное бытие, общественное сознание, общество, общественно-экономическая формация, провиденциализм, прогресс, революционное и эволюционное в развитии общества, регресс, «сингуляризм», соборность, социализация, социальная активность, социальная динамика, социальная мобильность, социальная статика, социальная стратификация, социальная структура, социальная философия, социальные отношения, социальный атомизм, социальный институт, социальный хаос, социальное, социальное время, социальное действие, социальное пространство, социум, способ производства, страты, «универсализм», утопия, фатализм, цивилизация, эсхатология.

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1. Общество: целостная система или хаос.

2. Социальное единство как результат сознательного суммирования множества индивидов: аргументы «за» и «против».

3. Сетевой подход как новый взгляд на социальную реальность.

4. Новые социальные стимулы развития познания.

5. Социальный идеал соборности и степень его воплощения в объективной действительности.

6. Критерии прогресса в различных концепциях развития общества.

7. Системы природы и общества: общее, особенное и единичное.

8. Социальное пространство и время: основные закономерности развития.

9. Материалистические и идеалистические трактовки единства исторического процесса.

10. История как Богочеловеческий процесс: историософский опыт русских мыслителей.

Занятие 12.

ТЕМА. ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКО-ИНЖЕНЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ

1. Возникновение и эволюция философии технической культуры в XIX-XX веках (Э. Капп, Ф. Дессауэр, Л. Мэмфорд, М. Хайдеггер, Х. Ортега-и-Гассет, К. Ясперс, О. Шпенглер).

2. Проблемы общественного бытия инженерной культуры в философии техники (П.К. Энгельмейер, Х. Сколимовски, В.Г. Горохов, В.М. Розин).

3. Роль парадигм в философии технико-инженерной культуры (Т. Кун, Б.И. Кудрин, И.Ф. Игнатьева, Ст. Лем).