Смекни!
smekni.com

Методические указания по курсу культурологии 6 Тема Культура как феномен, понятие и предмет познания (стр. 12 из 17)

б) психология российских христианских масс;

в) борьба с ересью;

г) падение Константинополя в XV веке.

82.Какое философско-богословское течение не было характерным для Московского государства:

а) томизм;

б) традиционное православие;

в) исихазм;

г) ереси.

83.Что можно отнести к характеристике "иосифлянства"?

а) уединенная, созерцательная монашеская жизнь;

б) церковь свободная от земельных владений;

в) отдаление церкви от светской власти и мирской жизни;

г) тесная связь с действующей властью и поддержка ее.

84.Что неверно характеризует юродство эпохи Московского царства?

а) юродство в России приобрело массовый характер;

б) юродивые – это обличители всяческой неправды у людей;

в) юродство связано обязательно с душевным убожеством;

г) объектом нападок юродивых чаще были цари и государственные деятели.

85.Что нельзя отнести к важнейшим причинам проведения реформы церкви патриархом Никоном?

а) необходимость пересмотра всех церковных образов и приведение их в соответствии с греческим богослужебным порядком;

б) необходимость упорядочить обрядовую практику русской церкви;

в) растущее религиозное вольномыслие;

г) амбиции патриарха Никона.

86.Петровские реформы охватили?

а) армию;

б) церковь;

в) государственные учреждения;

г) практически все сферы жизни общества.

87.Понятие "секуляризация" это:

а) процесс обновления церкви;

б) философское направление XVIII в.

в) синтез культур;

г) вытеснение религиозной культуры светской.

88.К результатам реформы церкви при Петре I следует отнести:

а) поднятие авторитета церкви;

б) укрепление независимости церкви от государства;

в) подчинение церкви государству, утрата ее независимости;

г) переход церкви к активной поддержке преобразовательной деятельности Петра I.

89.Петровские преобразования способствовали возникновению двух субкультур: "почвеннической" и "западнической". Что нельзя отнести к "почвеннической" культуре:

а) поверхностное усвоение западного уклада жизни;

б) носителями этой культуры были в основном трудящиеся массы;

в) господство коллективизма и уравнительного принципа социальной справедливости;

г) развитие богатейших традиций народной культуры.

90.Кто является автором сочинений "Духовный регламент" и "Правда воли монаршей", где изложена политическая доктрина русского абсолютизма?

а) Стефан Яворский;

б) Дмитрий Ростовский;

в) Феофан Прокопович;

г) Прокопий Лупкин.

91.Характерной особенностью русской литературы XIX в. явилось то, что она выполняла функции:

а) философского осмысления жизни, нравственных и религиозных исканий;

б) общественно- политической мысли;

в) гуманитарного знания и искусства;

г) все перечисленное.

92.Кто не входил в число художников "передвижников"?

а) В. Петров;

б) В. Тропинин;

в) Н. Крамской;

г) И. Левитан.

93.Какая из характеристик не относится к периоду "серебряного века":

а) этот период создал новую ментальность человека, освобождающегося от мышления, пропитанного политикой, социальностью;

б) "серебряный век" – это эпоха тотального индивидуализма;

в) "серебряный век" – это время консолидации российской интеллигенции;

г) "серебряный век" – это время богоискательства, господство мистического начала в культуре.

94.Какая характеристика советской культуры является более верной?

а) советская культура – это воспевание коммунизма и сталинщины;

б) советская культура – это живой, противоречивый процесс;

в) советская культура продолжает традиции российской мен-тальности;

г) советская культура сложная диалектическая целостность, которая никогда не была единым монолитом.

95.В 30-е годы с СССР наступает новый этап в развитии культуры. Что не является характерным для этого периода?

а) прекращение плюрализма предыдущих времен;

б) объединение деятелей литературы и искусства в единые унифицированные союзы;

в) создание условий для свободы творчества;

г) утверждение единственного метода – метода социалистичес-кого реализма.

96. Политическая и культурная "оттепель" в СССР наступает:

а) 20 – 30 гг.;

б) 30 – 40 гг.;

в) 50 – 60 гг.;

г) 70 – 80 гг.

97.Автором "Философических писем", вызвавших спор между славянофилами и западниками, был:

а) Н.М. Карамзин;

б) П.Я. Чаадаев;

в) А.С. Хомяков;

г) И.В. Киреевский.

98. Кто из представителей умеренно-либерального направления западничества, был автором работы "Взгляд на юридический быт Древней России"?

а) Т.Н. Грановский;

б) И.С. Тургенев;

в) К.Д. Кавелин;

г) Б.Н. Чичерин

.

99. В 1871 г. выходит знаменитая работа "Россия и Европа", в которой излагается культурологическая теория ставшая родоначальницей "органической" школы. Ее автором был:

а) Т.Н. Грановский;

б) А.И. Герцен;

в) С.М. Соловьев;

г) Н.Я. Данилевский.

Кратко аргументируйте свой выбор.


6. Темы и литература для написания контрольных работ

Требование к оформлению контрольной работы:

Достаточный объем работы предполагает примерно 15-18 страниц школьной тетради. Страницы нумеруются, оставляются поля для заметок проверяющего работу преподавателя.

На обложке необходимо указать фамилию, инициалы, шифр студенческого билета, номер контрольной работы и домашний адрес студента-заочника. На первой странице тетради пишется номер контрольной работы, название темы, план.

Каждый раздел выделяется подзаголовком и нумеруется согласно плану. В конце контрольной работы приводится список использованной литературы, подпись, дата окончания работы. Отсутствие плана или списка литературы может быть достаточным основанием для «незачета». Список литературы должен включать не менее 4-5 наименований, причем учебники в это число не включается.

В случае «незачета» студент должен переделать работу или дополнить в соответствии с замечаниями. На повторную проверку высылаются оба варианта.

Без выполнения контрольной работы студенты не допускаются к зачету или к экзамену.

Темы распределяют по алфавиту и студент должен выбрать тему в соответствии с первой буквой своей фамилии. Если к буквам предложено несколько тем, студент может выбрать одну по желанию. Например, номер контрольной работы студента Иванова соответствует цифре 5.

Желаем удачи!

Распределение тем:

А – 1, Б – 2, В – 3, Г – 4, Д – 5, Е – 6, Ж – 7, З – 8, И – 9, К – 10, Л – 11, М – 12, Н – 13, О – 14, П – 15, Р – 16, С – 17, Т – 18, У –19, Ф – 20, Х – 21, Ц – 22, Ч - 23, Ш Щ – 24, Э – 25, Ю Я – 26.

Тема 1. Основные направления в культурологии.

План:

1. «Прогрессистский» подход к пониманию эволюции культуры и его основные характеристики.

2. «Органическая» школа в культурологии, ее достоинства и недостатки.

3. Системное мышление в культурологии.

Литература: [5], [16], [47], [53], [60], [109], [110].

Тема 2. Проблема культурных контактов.

План:

1. Возрастание роли культурных контактов в современном мире.

2. Основные факторы, влияющие на возможность и характер культурных контактов.

3. Типы культурных контактов и их роль в эволюции культуры.

Литература: [6], [32], [36], [60], [109], [110], [127], [128].

Тема 3. Запад и Восток как проблема культурологии.

План:

1. Типология культур. История разделения человеческой культуры на западный и восточный типы.

2. Основные характеристики культур Запада и Востока.

3. Запад и Восток в современном мире.

Литература: [12], [17], [28], [42], [53], [59], [60], [109], [110], [128].

Тема 4. Национальное начало в культуре.

План:

1. Значение национального фактора в эволюции культуры.

2. Культурный национализм, его свет и тени.

3. Соотношение национального и интернационального в современной культуре человечества.

Литература: [6], [16], [36], [51], [53], [60], [109], [110].

Тема 5. Культура как система ценностей.

План:

1. Понятие ценностей в культуре.

2. Система ценностей как основа культуры.

3. Соотношение систем ценностей различных культур. Проблема общечеловеческих ценностей.

Литература: [36], [60], [65], [80], [109], [110], [111], [128].

Тема 6. Глобальные тенденции в мировой культуре.

План:

1. Основные факторы современной глобальной культурной ситуации.

2. Культурные аспекты кризиса цивилизации.

3. Культурная универсализация и культурная унификация. Необходимость сохранения многообразия в мировой культуре.

Литература: [6], [32], [36], [65], [109], [110], [111], [116], [128], [132], [168].

Тема 7. Культура: элитарная, массовая и народная.

План:

1. Возникновение и основные характеристики элитарной культуры.

2. Феномен массовой культуры и его значение.

3. Народная культура как исток культурного творчества.

Литература: [18], [47], [51], [60], [109], [110], [111]. [122]. [170].

Тема 8. Культура первобытного общества.

План:

1. Особенности первобытного мышления.

2. Роль магии, колдовства, шаманизма в первобытном обществе.

3. Первобытное искусство: происхождение, функции.

4. Особенности отношений в системе «человек – человек», «человек – природа» в первобытном обществе.

Литература: [76], [100], [153], [155], [157].

Тема 9. Культура древней Греции.

План:

1. Истоки древнегреческой культуры.

а. Культурные контакты греков и Ближнего Востока.

б. Роль Крито-Микенской культуры в формировании греческой культуры.

2. Основные этапы греческой культуры, их особенности.

3. Роль греческого полиса в формировании ценностей грека.

4. Вклад древних греков в мировую культуру.

Литература: [4], [20], [31], [34], [40], [57], [97], [113], [131].

Тема 10. Культура древнего Рима.

План:

1. Культурные истоки римской культуры;

а. Влияние Греции на римскую культуру.

б. Роль этрусков в римской культуре.