Смекни!
smekni.com

Методические указания по курсу культурологии 6 Тема Культура как феномен, понятие и предмет познания (стр. 14 из 17)

66. Изборник. Повести Древней Руси. М., 1986.

67. Иловайский Д.И. Краткие очерки русской культуры. М., 1992, ч.II, гл.1.

68. Ильина Т.В. История искусств. М., 1996.

69. Ионов И.Н. Российская цивилизация (IX-начало XX вв.). М., 1995.

70. Ирвинг В. Жизнь Мохаммеда. Минск, 1995.

71. История древнего Востока. Под ред. Кузищина В. И. М., 1988.

72. История древнего мира. Упадок древних обществ. Под ред. Дьякова И. М., Нероновай В. Д., Свенцицкой И.С. М., 1989

73. История и культурология. М.,1999

74. История китайской философии. М., 1989.

75. История культуры России. Общество «Знание» России. М., 1993.

76. История первобытного общества. Эпоха классообразования. М., 1988.

77. Казаков В.К. Очерки развития естественнонаучных и технических представлений на Руси в X – XIV вв. М., 1978.

78. Как была крещена Русь. М., 1988.

79. Карасев Л.В. Русская идея (символика и смысл) // Вопросы философии, 1992 N8

80. Касьянова К. О русском национальном характере. М., 1994

81. Каутский К. Происхождение христианства. М., 1990.

82. Кнабе Г.С. Древний Рим – история и повседневность. М., 1986.

83. Кнабе Г.С., Протопова И.А. Культура античности // История мировой культуры. Наследие Запада. М., 1989. с. 89-210.

84. Князьков С. Очерки по истории Петра Великого и его времени. Изд. объединение “Культура”, 1990

85. Ковалевский П.Е. Наши достижения, роль русской эмиграции в мировой науке. Мюнхен, 1966

86. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997.

87. Конфуций. Я верю в древность / сост. Перевод Н.И. Семененко. М.. 1998.

88. Костиков Вяч. Не будем проклинать изгнание… Пути и судьбы русской эмиграции. М.,1990

89. Кочетов А.Н. Буддизм. М., 1983.

90. Крывелев И.А. История религий. Т. 1. М., 1988.

91. Куликов В.С. Китайцы о себе. М., 1988.

92. Культура Возрождения и общество. М., 1996.

93. Культура Древнего Рима / Под. ред. Голубцова Е.С. М., 1986.

94. Культурология под ред. Г.В. Драча. Ростов-на-Дону., 1998.

95. Культурология под. ред. Марковой А.Н. М., 1995, 1998.

96. Культурология. История и теория культуры. Общество “Знание России”. М., 1998

97. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990.

98. Кусков ВВ. История древнерусской литературы. М., 1989.

99. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVII в. М., 1983.

100. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994.

101. Лихачев Д.С. Поэтика Древнерусской литературы. М., 1979.

102. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1982.

103. Лосский Н. История русской философии. М., 1990. с. 112.

104. Лысенко В.Г., Терентьев А.А. Шохин Б.К. Ранняя буддистская философия.

105. Льюис К.С. Любовь, страдание, надежда. М., 1992. (Раздел: «Человек отменяется»).

106. Любимов Л. Искусство Древней Руси. М., 1984.

107. Люкс Л. К вопросу об истории идейного развития “первой” русской эмиграции.// Вопросы философии. 1992 N9 с.160-164

108. Малявин ВВ. Конфуций. М., 1992.

109. Марков В.И. Жизнь культуры. Курс лекций. Ч. 1. Кемерово, 1999.

110. Марков В.И. Свое, чужое и отчуждение в культуре. Кемерово, КемТИПП, 2002.

111. Марков В.И., Батурина Т.В., Чуйков В.С. Культурология. Кемерово, 2002.

112. Массэ А. Ислам. М., 1982.

113. Мень А. История религии. Т. II. М., 1991. Гл. 14.

114. Мень А. Проповедь Гаутамы Будды. // Наука и религия. 1991 №11, 1992 №1.

115. Мещеряков А.Н. Древняя Япония. М., 1987.

116. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973.

117. Муравьев А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры IX-XVII в. М., 1984.

118. Немировский А. И. Этруски: от мира к истории. М., 1983.

119. Овчинников В. Ветка сакуры. М., 1988.

120. Ольденбург С.Ф. Жизнь Будды // Наука и религия. 1990 № 1-2.

121. Ольденбург С.Ф. Культура Индии. М., 1994.

122. Ортега-и-Гассет. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

123. Основы религоведения. М., 1994.

124. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М., 1987.

125. Очерки русской культуры XVII в. М., 1979, Ч. 1-2.

126. Очерки русской культуры XVIII в. М .1985-1990. ч .1-4

127. Панарин А.С. Между атлантизмом и евразийством. // «Свободная мысль», 1993, № 11.

128. Панарин А.С. Россия в циклах мировой истории. М., МГУ, 1999.

129. Панова В.Ф., Вахтин Ю.Б. Жизнь Мохаммеда. М., 1990.

130. Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ. М., 1984

131. Петров М.К. Античная культура. М., 1997.

132. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1987.

133. Полищук В.И. Арабо-мусульманская культура. // Полищук В.И. Культурология. М., 1999. с. 323-348.

134. Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы. М., 1983.

135. Разумович И.Н. Политическая и правовая культура. Идеи и институты Древней Греции. М., 1989.

136. Ранацкая Л.А. Русская художественная культура. М.,1998

137. Ранацкая Л.А. Русское искусство XVII в. М.,1979

138. Рожанский И.Д. Античный человек // О человеческом в человеке. М., 1991. С. 282-298.

139. Розанов ВВ. Религия. Философия. Культура. М., 1962.

140. Руа Ж.Ж. История рыцарства. М., 1996.

141. Русская литература в эмиграции (сб.ст). Питтсбург, 1972

142. Русская литература ХХ века. Хрестоматия. М., 1962.

143. Русская мысль в век Просвещения. М.1991, гл.1,2

144. Рязановский В.А. Обзоры русской культуры. Нью-Йорк. ч.1, 1947; ч.. II, вып. 1, 1947; ч. II, вып.2, 1948

145. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. М., 1988.

146. Светлов Г.Е. Колыбель японской цивилизации. М., 1994.

147. Светлов Г.Е. Путь богов. М., 1983.

148. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Брянск, 1995.

149. Скворцова Е. М. Теория и история культуры. М., 1999.

150. Словарь античности. М., 1991.

151. Соловьев В.С. Жизненный смысл христианства // ФН 1991 №3.

152. Суровая драма народа. М., 1989. т. I-II.

153. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.

154. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

155. Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1980.

156. Тоталитаризм и культура.// Вопросы литературы. 1992 вып.I, с.3-256.

157. У истоков древних цивилизации // Древние цивилизации под ред. Бонгард-Левина Г.М. М., 1989. С. 23-35.

158. Федорова Е.В. Люди императорского Рима. М., 1990.

159. Федотов Г.П. Трагедия интеллигенции // О России и русской культуре. М., 1990. c. 403-444.

160. Философия джайнизма. М., 1994.

161. Фромм Э. Душа человека. М., 1992.

162. Христианство. Энциклопедический словарь. т. I. М., 1992.

163. Христианство. Энциклопедический словарь. т. II. М., 1995.

164. Человек и мир в японской культуре. / Под. ред. Под ред. Григорьевой Т.П. М., 1985.

165. Челышев Е.И. Сопричастность красоте и духу: взаимодействие культур Востока и Запада. М., 1991.

166. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992.

167. Шнейберг Л.Я., Кондаков И.В. От Горького до Солженицина.

2-е изд. М., 1995.

168. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.

169. Штаерман Е.М. Кризис античной культуры. М., 1975.

170. Юнг К. О психологии восточных религий и философий. М., 1994.


краткий СЛОВАРЬ по культурологии

АККУЛЬТУРАЦИЯ – процесс взаимовлияния культур, в результате которого культура одного народа полностью или частично воспринимается культурой другого народа.

аллегория – изображение отвлеченной идеи посредством образа. Смысл между идеей и образом устанавливается по аналогии (например, правосудие-богиня с весами в руках).

АНИМИЗМ – представление первобытных народов, согласно которому каждая вещь имеет свой дух, душу, одухотворение сил и явлений природы.

Античность – период в истории европейской культуры (2 тыс. до н.э. – 5 век н.э.), который характеризует специфику социокультурного и политического развития Древней Греции и Рима.

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ – принцип абсолютизации роли и места человека, его неограниченной активности в мире.

аскетизм – 1. религиозно-мистическое учение, проповедующее самоотречение, борьбу с телесными потребностями как средство нравственного совершенства. 2. Крайняя степень отказа от житейских удовольствий.

барроко (буквально вычурный) художественный стиль конца XVI - середины XVIII вв., отличавшийся декоративной пышностью и живописностью, утверждавший безграничность и вечную изменчивость мира.

бодхисатва – в буддизме наставник, совершенное существо, образец для других, ведущий их по пути нравственности. Совершенная личность, заслужившая вечное блаженство, но добровольно отказавшаяся от него и возвратившаяся на землю ради помощи людям в их нравственном совершенствовании. В этой буддистской традиции видны явные аналогии с позднейшим образом Христа.

БУДДИЗМ – одна из трех мировых религий, возникшая в VI – V вв. до н.э. в Индии. В центре буддизма учение о "четырех благородных истинах": существует страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. Отсутствует вера в Бога как творца.

бюргер – в средневековой культуре название горожанина.

ВАГАНТЫ – в средневековой западной Европе бродячие нищие студенты, исполнители пародийных песен антиаскетического, антицерковного характера.

варна – каждая из четырех сословных групп Индии (жрецы, воины, ремесленники и торговцы, слуги). Главный критерий этого деления общества – социальное положение. Подобное деление общества освещалось религиозной традицией. Например, самая уважаемая варна (брахманы – жрецы) т.к. они произошли из уст верховного Божества Брахмы. Главное отличие от касты социальный принцип разделения общества. Касты более замкнутые общественные группы, выделяющиеся по религиозному, этническому, профессиональному признаку.

вассал – 1. в средневековой Европе землевладелец, который за получение земельного надела служил господину.

2. зависимое лицо.

ВЕДЫ – памятники древнеиндийской литературы (к. II – н. I тыс. до н.э.) на древнеиндийском (ведийском) языке, сборник гимнов, жертвенных формул.

ВОЗРОЖДЕНИЕ – период в истории Европейской культуры (XI в.), связанный с попыткой возрождения античности (идеалов и ценностей культуры Греции и Рима) и критикой средневекового образа жизни. Отличительные черты культуры Возрождения: светский, антицерковный характер, возвеличивание роли человека. Идеологией Возрождения стал атеизм. В. началось в элитарных кругах итальянского общества.

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМННОСТИ – совокупность проблем человечества (экологическая, демографическая, кризиса человеческой духовности и др.) от решения которых зависит сохранение и выживание современных культур и цивилизаций.