Смекни!
smekni.com

Методические указания по курсу культурологии 6 Тема Культура как феномен, понятие и предмет познания (стр. 2 из 17)

Четвертый пункт логики – это выявление необходимости культурологии, ее места, значения и функций среди других наук о культуре. Само возникновение культурологии связывается с практическим опытом взаимодействия культур (особенно в ходе колонизации мира Европой) и теоретическим осмыслением этого опыта. На этой основе постепенно происходил отказ от господствовавшей ранее европоцентристской идеи об едином пути развития и прогресса человечества. Оказалось, что на одни и те же воздействия культурные системы и их представители реагируют очень различным образом. С точки зрения научных представлений этого достаточно, чтобы признать разнородность данных объектов, то есть культурных миров. С тех пор в культурологии, помимо конкуренции ряда более мелких течений, идет борьба между двумя основными школами – прогрессистской и органической (этот вопрос более подробно изложен в книге Маркова В.И. «Жизнь культуры: Авторский курс лекций», Ч.1. КемТИПП, 1999, с.13-16). Эта идейная борьба идет во всех гуманитарных науках, но особенно остро именно в культурологии, поскольку прогрессистский взгляд на историю как повторение «образцового» пути, пройденного Европой, в принципе делает малозначимыми все особенности культур, изучением которых занимается культурология.

Таким образом, культурология в итоге рассматривается как теоретическое ядро наук о культуре. Ее теоретический и нравственный пафос – в утверждении необходимости и значимости разнообразия культур, бережного отношения к этому разнообразию. По своим функциям она является теоретической основой культурных контактов, культурного взаимопонимания, а для отдельного человека раскрывает широкий спектр выбора различных вариантов образа жизни, различных систем ценностей, определяя этим свободу выбора своего жизненного пути.

Вопросы к семинарскому занятию:

1. Характеристика «прогрессистского» и «органического» подходов в культурологии.

2. Европейские мыслители о феномене культуры (Шпенглер О., Фрейд З., Тойнби А. и др.).

3. Роль русских мыслителей в определении понятия культуры (Данилевский Н. Я., Бердяев Н. А., Гумилев Л. Н., Леонтьев К.Н.).

Литература:

1. Бердяев Н. А. Воля к жизни и воля к культуре // Смысл истории. М., 1990.

2. Гумилев Л. Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации. М., 1993.

3. Гумилев Л.Н. От Руси к России. СПб., 1992.

4. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. М., 1994.

5. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

6. Культурология / под. ред. Багдасарьяна Н.Г. М., 1999. Тексты.

7. Леонтьев К.Н. Цветущая сложность. М., 1991.

8. Марков В.И. Жизнь культуры. Авторский курс лекций. Ч.1. Кемерово, 1999.

9. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М., 2000.

10. Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. М., 1989.

11. Шпенглер О. Закат Европы. Т.1 М., 1993.

Тема 2. Основные понятия культурологии

При изучении базовых понятий, помимо общего усвоения их содержания, необходимо обратить внимание на особенности именно культурологического подхода, определяющие ракурс видения проблем. Это относится, прежде всего, к следующим специфическим толкованиям понятий в культурологической науке:

- к понятию «цивилизации», которое в ряде учений рассматривается как закатный этап развития культуры или даже в некотором роде ее противоположность;

- к понятию «материальной культуры, которая в некоторых своих современных аспектах (СМИ, техника и т.д.) понимается как угроза существованию культуры как творчества свободного человека;

- к понятиям, определяющим соотношение различных субъектов культуры. Для культурологического подхода, изучающего развитие целостных культурных систем, базовым субъектом является скорее народ, чем отдельный индивид, вносящий новации в культуру. При этом отношения между «гениями» и народом, системой культуры, основаны, с одной стороны, на некоторой противоречивости, а с другой – на разделении труда, взаимодополнительности функций;

- в соответствии с этим кроме обычного выделения слоев и понятий «элитарной» и «массовой культуры», культурология обращает особое внимание и на сохраняющийся третий, фундаментальный по значению слой – культуру народную. Соотношение элитарной и массовой культуры также рассматривается специфически. Оно понимаются не как противоположность, а как взаимодополнительность. Это два взаимосвязанных слоя одного типа культуры эпохи кризиса;

- понятие «национализм» также толкуется в культурологии особенным образом. Если при обычном политико-идеологическом понимании этого термина обычно подчеркивается его негативный смысл, то в культурологии речь идет о культурном национализме. Культурный национализм связан с формированием и отстаиванием национальной идеи, миссии, которая совсем не обязательно противопоставляется другим народам и человечеству в целом, а скорее определяет уникальный вклад данного народа в мировую культуру. В этом смысле такой национализм является мощным мотивом культурной деятельности. Негативные же его стороны определяются другими сторонами – шовинизм и расизм. Кроме того необходимо различать типы национализма – национализм защитного характера, призванный сохранить уникальность своей культурной традиции в условиях внешней культурной агрессии, и национализм активно-агрессивный, примыкающий к культурному империализму. Отношение к ним, естественно, должно быть совершенно различным.

- в рассмотрении понятий, связанных с социальными институтами культуры, необходимо исходить из системного подхода. Одни и те же внешне схожие элементы в различных культурных системах играют совершенно разную роль. Забвение этой нормы жизни систем ведет к грубым ошибкам при реформировании культур, а в научном анализе приводит к абстрактно-формальному отождествлению социальных институтов различных культур.

- при рассмотрении понятий, связанных с типологией культур необходимо обратить особое внимание на главное разделение культурных миров по принципу «Запад – Восток». Это деление и все обоснования различий в миропонимании и способе деятельности необходимо знать досконально. Следует также уяснить особое значение (как позитивное, так и негативное) для жизни культурных систем делений типа «Свои – Чужие», «Мы – Они».

- при рассмотрении понятия «культурная традиция» надо обратить внимание на специфическое для культурологического подхода понимание соотношения между традицией и модернизацией культур. Культура, анализируемая как живая система, прежде всего, основывается именно на сохранении традиции. Обновление возможно и необходимо, но строго в рамках меры, свойственной данному типу культуры, иначе оно приводит не к развитию, а к гибели. Из этого проистекает принципиальное различие социокультурной динамики культур Запада и Востока. Данный материал при ответе можно подключить и к разделу «Типология культур».

- понятие «культурных контактов» рассматривается в рекомендуемом учебном пособии с точки зрения системного подхода. Особо следует выделить системные законы взаимодействия культур и восприятия чужого культурного опыта. Этот последний вопрос желательно также посмотреть по книге Маркова В.И. «Жизнь культуры: Авторский курс лекций», Ч.1. КемТИПП. 1999. с. 27 – 36.

- в анализе фундаментального для понимания культуры понятия «система ценностей» необходимо четко выделять три уровня различий систем ценностей разных типов культур;

- роль символической основы культурных систем и языка также рассматривается в учебном пособии под углом зрения сохранения жизнеспособности систем, соотношения традиции и модернизации, на что нужно обратить особое внимание.

Вопросы к семинарскому занятию:

1.Соотношение понятий культура и цивилизация.

2. Взаимоотношения в системе «человек-техника», «человек-человек» в цивилизации.

3. Элитарная культура: определение, функции.

4. Народная и массовая культуры: сравнительный анализ.

Литература:

1. Бердяев Н.А. Духовное состояние современного мира // Новый мир 1990 №1

2. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1994.

3. Ерасов Б. С. Социальная культурология. М., 1994. гл.14

4. Культура: теории и проблемы. М., 1995.

5. Культурология / под. ред. Багдасарьяна Н. Г. М., 1999. тексты.

6. Марков В.И. Жизнь культуры. Авторский курс лекций. Ч.1. Кемерово, 1999.

7. Марков В.И. Свое, чужое и отчуждение в культуре. Кемерово, КемТИПП, 2002.

8. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

9. Разлогов К.Э. Глобальная и/или массовая? //Общественные науки и современность 2003 №2

10. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М. 2000.

11. Фромм Э. Иметь или быть. М., 1986.

12. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.

13. Ясперс К. Характеристика современного положения // Смысл и назначения истории. М., 1991.

Тема 3. Культура как система

При рассмотрении этой темы необходимо опираться на два источника. Системное рассмотрение ряда проблем жизни культуры дано в ряде тем учебного пособия «Культурология» В.И.Маркова, Т.В.Батуриной и В.С.Чуйкова. Оно определяет подход авторов к таким темам как системность самого предмета культурологии, субъекты культуры, социальные институты культуры, культурная традиция и модернизация, культурные контакты. Но это уже фактически применение системной методологии к анализу конкретных культурологических проблем. Более фундаментально совокупность представлений о культуре как системе раскрыта в книге Маркова В.И. «Жизнь культуры: Авторский курс лекций» Ч.1. КемТИПП. 1999. с. 16-43.

Изучение этого достаточно объемного материала не предполагает полного его запоминания, пересказа и т.д. Речь идет скорее о способности студента усвоить и воспроизвести при ответе основную логику рассмотрения этой проблемы. Эта логика включает в себя следующие пункты: