Смекни!
smekni.com

Методические указания по курсу культурологии 6 Тема Культура как феномен, понятие и предмет познания (стр. 3 из 17)

- выявление общих основ системного мышления и общих характеристик систем;

-выявление общих свойств любых систем и аналогичных свойств живых организмов;

- выявление системно-органических качеств культурных систем;

- анализ методологического значения в анализе культуры таких системных свойств как возраст культурной системы и т.д.;

- уяснение практической и познавательной роли в понимании, управлении и реформировании культурных систем так называемых системных эффектов, связанных с переходом элементов из одной системы в другую;

- выявление системных законов рациональной организации взаимодействия культурных систем и культурных контактов;

- анализ позитивного и негативного опыта культурных заимствований с привлечением исторических примеров;

- нравственно-практические выводы на основе логики системно-органического понимания культуры о необходимости бережного отношения к культурным системам.

Вопросы к семинарскому занятию:

1. Понятие системы в культурологии.

2. Система ценностей как основа культуры.

Литература:

1. Винограй Э.Г. Основы общей теории систем. Кемерово. 1993.

2. Гачев Г. Национальные образы мира. М.,1988.

3. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. М., 1994.

4. Ерасов Б.С. Социальная культурология М., 1994.

5. Марков В.И. Жизнь культуры. Авторский курс лекций. Ч.1. Кемерово,1999.

6. Марков В.И. Свое, чужое и отчуждение в культуре. Кемерово, КемТИПП, 2002.

7. Марков В.И., Батурина Т.В., Чуйков В.С. Культурология. Кемерово, 2002.

8. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М., 2000.

Тема 4. Культура первобытного общества

Для понимания сути культуры первобытного общества необходимо выделить материальную и духовную культуру как органически связанные части единого целого. Нужно обратить внимание на синкретический характер образа жизни человека (синкретизм - слитность, нерасчленность). Например, первобытная деятельность и искусство были взаимосвязаны с ритуальными обрядами. Запомните, что в науке принято деление первобытной культуры в соответствии с технологиями обработки материала, который господствовал в этот период.

Итак, постарайтесь понять синкретический характер этой культуры. Этот тезис подтвердим рассмотрением духовной культуры. Язык как система знаков,, имеющих сигнальное и эмоциональное значение появляется в условиях трудовой деятельности человека. Для освоения среды этого не достаточно, поэтому создается воображаемый мир, очеловеченной природы, чтобы гармонизировать отношения человека с ней. Этот процесс называется мифотворчеством.

Отметьте, что с мифом как способом познания связаны первобытные верования, ритуалы.

Первоначально поклонялись реальному предмету (фетишизм), изменяли мир с помощью заклинаний (магия), наделяли душой и одушевляли природу, предметы (анимизм). Эти представления создают особую картину мира, которая предполагает его деление на сверхъестественный, божественный (сакральный) и реальный, посюсторонний (профанный).

Обратите внимание, что духовный мир человека предполагал и художественное осмысление действительности. Передавать и сохранять художественную информацию возможно с помощью особых средств (рисунка, керамики, деревянных и каменных изделий). Следует отметить функции первобытного искусства:

1. художественное преобразование действительности (преобразовательная);

2. формирование идеалов и представлений о красоте (эстетическая), а также, в скрытом виде и нравственных идеалов;

3. ритуальное изображение сцен охоты… (символическая).

Оцените тот факт, что кроме словесной культуры (язык) в первобытности зарождается письменность, первоначально в форме петроглифов.

Итак, подводя итоги данной темы следует отметить:

1. Первобытная культура датируется 40 т. лет;

2. Материальная и духовная культура создаются как нерасчлененное, взаимосвязанное целое;

3. В первобытной культуре впервые оформляются такие верования как фетишизм, анимизм, магия;

4. Важность этого периода в истории человечества связана с тем, что многое создаваемое человеком было востребовано последующими поколениями как в материальной культуре (колесо, посуда, типы хозяйственной деятельности), так и в сфере духа.

Вопросы к семинарскому занятию:

1. Различные подходы к пониманию в первобытном мышлении.

2. Особенности первобытного мышления.

3. Роль религиозных воззрений в первобытной культуре.

4. Оценка первобытной культуры в науке.

Литература:

1. Андреев И.Л. Там там связывает посвященных (тайные ритуальные общества Африки) // Вопросы философии. 2000. №6.

2. Итс Р.Ф. Женский лик земли: историко-этнографические новеллы. Л. 1988.

3. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994.

4. Леви-Строс К. Печальные тропики. М., 1984.

5. Львова Э.С. Культуры народов тропической Африки вчера и сегодня: взаимодействие культур и тенденции развития. М. 1996.

6. Сапронов П.А. Культурология. Курс лекций по теории и истории культуры. СПб., 2002.

7. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.

8. Фрейд З. Будущее одной иллюзии // сумерки богов. М., 1990.

9. Фрейд З. Тотем и табу. М., 1990.

10. Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. М., 1990.

Тема 6, 7. Культура античной Греции и Рима

При изучении данной темы обратите внимание на следующую специфику античности - влияние полиса (город-государство) на греческую культуру. Полис провозглашал равноправие свободных граждан, но делал в условиях рабовладения физический труд непрестижным занятием.

Отметим этапы и особенности культуры античной Греции. Для изучения того или иного этапа обратите внимание на хронологические рамки и источники, описывающие этот период. Например, архаический период XI-IX вв. до н.э., основной источник (письменный) - произведения Гомера «Илиада», «Одиссея». Постарайтесь объяснить общественно-исторические причины появления нового литературного течения (лирики), которые затрагивают тему личностных переживаний и оценок, а не героические деяния.

Далее рассмотрите эпоху высокой классики. Обратите внимание на выдающиеся личности этого времени Пифагора, Сократа, кратко охарактеризуйте их деятельность. В этот период формируется классическая система образования, сравните ее с «внешкольным» образованием софистов, учивших искусству побеждать в спорах. Одновременно со светской культурой существовала и священная культура древнего грека, связанная с олимпийской религией, верой в гадания прорицательниц (пифий) и верой в Рок как неизбежность, предопределенность человеческой жизни. Оцените, это наследие, заимствованное впоследствии римлянами.

Особо обратите внимание на период эллинизма, который характеризуется превращением Греции в небольшую провинцию империи Александра Македонского. Его завоевания создали условия для контактов разных культурных традиций (Греции и Востока). Это сформировало особое отношение гражданина полиса к миру, его патриотическая привязанность к своему городу-государству заменилась космополитизмом, который лишал грека чувства гражданской привязанности, родины. Такие экономические факторы, как рабство, приток богатств из завоеванных провинций, создавали условия, при которых труд перестал быть необходимостью. Свободное время, отсутствие стимулов к труду, кризис античного мировоззрения, характеризующийся подрывом веры в заданный миропорядок, создавали ситуацию духовной пустоты. Ответом на происходившее в философской сфере стало возникновение новых учений и их лозунгов, (эпикурейцы – наслаждайся жизнью; стоики – прими зло как неизбежность).

Поскольку античность включает изучение и римской культуры, то рассмотрение последней можно начать с влияния Греции как одного из культурных истоков. Обратите внимание на этрусское воздействие на формирование римской традиции.

Сравните культуру Греции и Рима. Обе создавались на базе античной общины, рабского труда, обе культивировали схожие ценности: долг, приверженность, служба – благо для гражданина, физический труд - низкое занятие. Греческая и римская религия крайне практичны. Отметьте, отличия в сфере мифологии. Для древнего грека важное место в мифологической картине отводилось деяниям богов, для римлянина – героическим победам римского народа.

Выделим этапы римской культуры. Царский VI в. – V в. до н.э. сведения об этом периоде скупы, но для этого времени характерны заимствования у греков и этрусков религиозных обрядов, традиций.

Далее рассмотрите республиканский период (V-I вв. до н.э.), который характеризуется борьбой патрициев (знатных граждан) и плебеев (простолюдинов). Это противостояние привело к усилению роли права в жизни римлян. Закончите характеристикой культуры Императорского Рима (I в. – V в. н.э.). Внешнее величие Рима как империи имело теневую сторону, (грандиозные масштабы строительства, захваченные территории, богатство) и впоследствии стало трагедией для римских граждан. Главным для Рима была власть над миром. Обретя эту власть, создав огромную империю, Рим утратил внутреннюю цель. Отсутствие цели, моральная деградация армии и населения, бесчинство императоров были главными причинами духовного вакуума. Поэтому в римской культуре периода империи неуверенность в завтрашнем дне - была господствующим настроением. Перечисленные факторы свидетельствовали о кризисе римской культуры.

Подводя итоги по теме «Античная культура», студент должен уметь:

1. Выделять этапы греческой и римской культуры, кратко их охарактеризовать.

2. Выяснить влияние гражданской общины в античной культуре.

3. Оценить вклад античной культуры в мировую культуру.

Вопросы к семинарскому занятию по теме №6:

1. Истоки греческой культуры.

2. Роль полиса в жизни древнего грека.

3. Влияние религии и мифологии на мировоззрение древнего грека.

4. Вклад древних греков в мировую культуру.

Литература:

1. Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1992.