Смекни!
smekni.com

Методические указания по курсу культурологии 6 Тема Культура как феномен, понятие и предмет познания (стр. 5 из 17)

Необходимо обратить внимание на то, что христианство как мировоззренческая система не могло сразу же «прижиться» полностью. Долгие века оно соседствовало с мифами, языческими богами, обрядами тех народов, которые его принимали. И именно это явление в науке получило название «двоеверие».

IV) Влияние мусульманского мира. Оно началось с крестовых походов (XI-XII века) в страны ислама. Благодаря им европейцы познакомились с научной мыслью, философией, искусством мусульманских стран, значительно расширились географические представления европейцев. Они восприняли античную культурную традицию, во многом разрушенную в самой Европе.

Культурная и общественная жизнь концентрировалась в первые столетия средневековой эпохи в замках и монастырях, позже – в городах, в которых активно развивалась торговля и ремесло.

Социальная структура средневекового общества представляла собой иерархическую лестницу, «вершиной» которой являлся король, а «ступенями» - рыцарство, вассалы. На самой нижней ступени лестницы находилось крестьянство – основа средневековой феодальной экономики. Общество делилось на замкнутые группы – сословия (рыцарство, духовенство, крестьянство). Это способствовало сохранению средневекового социального порядка, сохранению социальной системы «господин-слуга».

Именно поэтому в средние века, кроме официальной, религиозной культуры существовал широчайший пласт народной (смеховой) культуры, которая в определенной степени противостояла христианским идеалам. Ее основными жанрами были карнавал, фарс, мистерия. Отметьте, что средневековье характеризуется столкновением двух культурных ориентаций: церковной и народной.

Вопросы к семинарскому занятию:

1. Истоки средневековой культуры:

а) Культурные традиции варварских народов;

б) Отношение к античному наследию.

2. Христианство и средневековый человек.

3. Образ горожанина, крестьянина, рыцаря и монаха в средневековой культуре.

4. Значение средневековья для европейской культуры.

Литература:

1. Батурин А.П. Проблемы менталитета средневекового человека. Кемерово, 2002.

2. Гофф Ж. Л. Цивилизация средневековой Европы. М., 1992.

3. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы гла-

зами современников. М. 1989.

4. Гуревич А.Я. Культура средневековья и историк ХХ в. // История мировой культуры. М., 1989. С. 210-319.

5. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990.

6. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М., 1987.

7. Павленко В.Г., Николаев Р.В. Европейское рыцарство. Кемерово. 1998.

8. Руа Ж.Ж. История рыцарства. М., 1996.

9. Сапронов П.А. Курс лекций по истории и теории культуры. СПб., 2002.

Тема 10. Культура исламского мира

Обратите внимание на следующие черты этой культуры. 1. Ислам – наиболее молодая из мировых религий – возникла в V-VI веках н.э. на Аравийском полуострове (Ближний Восток). Ислам формировался в среде кочевых племен. Центрами торговли, различных племенных религиозных культов в то время являлись оазисы пустыни (г. Мекка, г. Медина). Среди огромного разнообразия богов различных племен постепенно наибольшее значение приобретали Аллах, Манат и др.

2. Появление ислама как универсальной религии связано с деятельностью реального исторического лица - пророка Мухаммада (Мухаммеда). Он провозгласил единого для всех Бога – Аллаха. Необходимо помнить, что Мухаммад был знаком с существовавшими в то время монотеистическими религиями - иудаизмом и христианством. Некоторые их элементы органично вошли в вероучения ислама.

3. Вероучение ислама основывается на пяти «столпах»:

- признание единобожия и пророческой миссии Мухаммада («Существует один Бог – Аллах, а Мухаммад – пророк его»);

- необходимость ежедневной пятикратной молитвы («намаз»);

- необходимость один раз в год соблюдать пост («рамадан»);

- необходимость ежегодного пожертвования части имущества в пользу бедных;

- необходимость хотя бы единожды в жизни совершить паломничество в Мекку к священному камню Кааба.

4. Главная особенность культуры ислама – неразделенность в ней религиозного и светского начал. Это значит, что в мусульманском обществе нет ни одной сферы деятельности, которая не была бы охвачена религиозными нормами (власть, право, бытовые нормы – все в исламе носит религиозный характер и регламентировано религиозными нормами). Человек в этой системе ценностей формально обладает минимальной степенью свободного выбора, так как все предопределено Богом.

5. Понимание прогресса, исторического процесса противоположно принятому в европейской культуре: прогресс – это движение с сторону грехов и пороков, так как по мере развития общество все более удаляется от идеала – от тех времен, когда в мир пришел пророк учить людей правильной жизни. Окончательное грехопадение должно повлечь за собой очередное божественное вмешательство. Поэтому история в исламском понимании – это смена повторяющихся циклов.

Вопросы к семинарскому занятию:

1. Исторические условия возникновения ислама.

2. Основные идеи и ценности исламской культуры.

3. Обязанности мусульманина и образ жизни.

Литература:

1. Бартольд ВВ. Ислам и культура мусульманства. М., 1992.

2. Васильев Л.С. История религий востока. М., 1983.

3. Генон Р. Влияние исламской цивилизации на Европу // В.Ф. 1991. №4.

4. Еремеев Д.В. Ислам: образ жизни и стиль мышления. М., 1990.

5. Массэ А. Ислам. М., 1982.

6. Панова В.Ф., Вахтин Ю.Б. Жизнь Мохаммеда. М., 1990.

7. Крывелев И.А. История религий. М., 1990.

8. Титоренко В. Западные ценности и исламский мир.// Свободная мысль 1996 № 3

Тема 11, 12. Эпоха Возрождения и Европейская культура

Нового и Новейшего времени

Как вы помните, эпоха средневековья длилась с V по XVI века. Возрождение охватывает период с XIV по XVI века, то есть оно возникло и развивалось в недрах западноевропейской средневековой культуры. Термин «Возрождение (Ренессанс)» означает возрождение идеалов Античности (красота, гармония человека и природы). Наиболее ярко Возрождение проявило себя в Италии.

Основная идея Возрождения – гуманизм. Гуманизм возвеличивал человека, считал его совершенным творением, провозглашал достоинство человеческой личности и веру в творческие способности человека, тем самым отрицая средневековое отношение к человеку. Гуманистами были философы, ученые, скульпторы, живописцы, поэты и писатели, оставившие после себя величайшие достижения гуманистической мысли и творения искусства.

Важно понимать, что гуманисты прямо не отрицали существования Бога. Ими была создана псевдорелигиозная концепция – пантеизм, в которой природа и Бог сливаются в одно неразрывное целое.

Обратите внимание, что первоначально (в XIV веке) гуманизм как идейное течение возник в высших слоях общества. И лишь спустя десятилетия появились результаты - идеи Возрождения проникли в широкие массы, тем самым постепенно разрушая основы средневековой культуры и формируя новую систему ценностей, которая стала основой западноевропейской культуры Нового времени.

Реформация - другая сторона Возрождения. Реформация во многом противоположная самому Возрождению – это движение, направленное против католической церкви и проходившее на севере Западной Европы (Германия, Франция, Голландия, Швейцария, Англия) в XVI веке. В результате Реформации от католической церкви откололось направление – протестантизм. Протестантизм охватил широкие слои населения и стал доминирующей религией в северной и центральной Европе.

Уясните, что протестантизм по своим духовным установкам не совпадает с гуманизмом Возрождения. Он, с одной стороны, провозгласил идею ничтожества человека и полной зависимости его от воли Бога. Протестантизм утверждает, что Бог уже до рождения человека определил, кто попадет в ад, а кто избран Богом. Человеку остается только пытаться узнать этот божественный выбор. По мнению протестантов, знаком избранности может быть «достойное» поведение и успех в мирских делах (в профессиональной деятельности). Это и должно являться стимулом для социальной активности и развития собственной личности.

Новое (XVII – XIX вв.) и Новейшее время (с начала ХХ в. до настоящего времени) – следующим этап в истории Западной Европы. Он коренным образом отличается по своим ценностным установкам от средневековья: ведущими становятся антропоцентризм, рационализм, развитие науки и внедрение ее достижений в практику. Выделите четко эти отличия

Процессы, происходившие в культуре начиная с Нового времени, были гораздо динамичнее, быстрее, чем во все предыдущие периоды, поэтому целесообразно рассматривать данную эпоху по столетиям.

Опишите основные этапы этого периода. XVII век – окончательное разрушение средневековой картины мира, буржуазные революции в Англии и Голландии, захват европейцами колоний и колониальные войны, становление науки как отдельной сферы деятельности.

XVIII век – эпоха Просвещения, внедрение в сознание широких масс благодаря деятельности просветителей (Вольтера, Руссо) идей свободы, равенства , демократии, дальнейшее разрушение религиозной картины мира.

XIX век – век складывания капитализма в его классических формах, абсолютной веры в процесс, технику, науку.

ХХ век – развитое индустриальное общество, развитая наука, но вместе с тем – мировые войны, экологический кризис, постепенная утрата веры в прогресс и появление симптомов кризиса в европейской культуре.

Вопросы к семинарскому занятию:

1. Социально-экономические и культурные причины Возрождения и Реформации.

2. Основные идеи Возрождения и Реформации.

3. Социальные следствия эпохи Возрождения, Реформации их значение для европейской культуры.

Литература:

1. Андреев М.Л. Культура Возрождения. Наследие Запада // История мировой культуры. М. 1989. с.319-412