Смекни!
smekni.com

Методические указания по курсу культурологии 6 Тема Культура как феномен, понятие и предмет познания (стр. 8 из 17)

6. Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории. М., 1992.

7. Лихачев Д.С. Культура русского народа X-XVII вв. М-Л., 1961.

8. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М., 1993.

9. Рапов О.М. Русская церковь в IX – первой трети XII в. Принятие христианства М., 1988.

10. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1994.

11. Фурман Д.Е. Выбор князя Владимира // Вопросы философии 1988. №6.

12. Яковенко И.Г. Православие и исторические судьбы России // Общественные науки и современность. 1994. №2.

16. Культура Московии

Рассматривая вопрос о формировании культуры Московской Руси, обратите внимание на отличия от формирования культуры Киевской Руси. К ним можно отнести:

1. Иная географическая среда (более сложная, требующая больших физических усилии).

2. Значительная миграция и смешение русских славян с другими народами.

3. Становление культуры происходит в условиях монгольского завоевания.

К особенностям образования централизованного Московского государства в отличие от западных государств следует отнести:

· Россия изначально формируется как многонациональное государство.

· Объединение происходило не только на основе экономических и культурных связей, но и под влиянием военных факторов.

Говоря о том, что становление Московской культуры происходило в условиях значительной зависимости от Золотой Орды, не следует преувеличивать значимость восточного компонента, особенно в сфере мировоззрения. Страна остается преимущественно христианской, а после падения Византии в 1454 г. православная церковь постепенно обретает самостоятельность, а Русь все в большей степени осознай себя единственной защитницей христианства.

Рассматривая вопрос о развитии общественных идей и политических теорий, следует видеть, что они укладываются в рамках религиозного мировоззрения. Важно отметить, что в XIV-XV в. господствовало несколько течений богословской мысли: традиционное православие, исихазм и ересь. Острая полемика по проблеме взаимоотношений светской и духовной власти приведет в XVII к расколу. К началу XVI в русском православии обозначались направленные друг против друга две культурные тенденции, «нестяжатели» и «осифляне». Чрезвычайно важно дать характеристику этим противоборствующим тенденциям.

При изучении вопроса о становлении русского национального характера обратите внимания на ту роль, которую играет религиозный традиционализм и общинный. Большое значение для утверждения русского национального характера имело юродство. Юродство – это феномен эпохи Московского царства.

Важнейшим событием в культуре рассматриваемого периода станет появления русского книгопечатания (1564 г.) Усложнение городской жизни, развитие международных связей предъявляют новые требования к образованию.

Заметьте, что именно в эту эпоху создаются государственные и частные школы, а в XVII веке в Москве было открыто первое в России высшее учебное заведение. В свою очередь рост грамотности вовлекает в круг читателе все большее количество людей, предъявлявших новые требования к литературе. Ответом на эти потребности было появление бытовой повести, а затем и демократической сатиры.

Осознавая эпоху Московского царства как время складывания великорусского этноса и его основных стереотипов в сознании, время успехов в распространении грамотности и достижений в искусстве, необходимо проанализировать проблему реформации русской церкви. Ответить на вопросы: чем вызвана необходимость в проведении реформации церкви? В чем причина раскола и каковы результаты реформации в целом?

Вопросы к семинарскому занятию:

1. Становление Московского царства и его культуры;

2. Принципиальные отличия культуры Московии от Киевского периода;

3. Дух, характер, идеология культуры Московии.

4. Реформа патриарха Никона (раскол): причины, сущность,последствия.

Литература:

1. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. Введение. М. 1999.

2. Бердяев Н.А. Русская идея. М. 2002.

3. Гумилев Л.Н. От Руси к России. СПб., 1992.

4. Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры. М., 1990.

5. Ионов И.Н. Российская цивилизация IX – н. XX в. М. 1995.

6. История религий в России. / Под ред. Трофимчука Н.А. И., 2000.

7. Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси М.,1984

8. Лосский Н.О. Характер русского народа // Условия абсолютного добра М., 1991.

9. Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ Л., 1984.

10. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М., 1993.

11. Рябушинский В.П. Старообрядчество и русское религиозное чувство М., 1994.

12. Сахаров А.Н. Троицкий С.М. Живые голоса истории (Быт Руси по «Домострою»). М., 1971.

13. Смирнов П. История христианской православной церкви. М. 1994.

14. Соловьев С.М. История России. Кн. VI, гл. 4. Т 11.

15. Христианство. Энциклопедический словарь. Т. I. М. 1992.

Т. II. М. 1995.

Тема 17. Россия Петровская и современность

Приступая к изучению данной темы, следует, прежде всего, уяснить, что петровские реформы затронули практически все сферы общества, - хозяйство, административный аппарат, армию, культуру.

Заметьте, что петровские преобразования рассматриваются как противоречивый и неоднозначный процесс, приведший к возникновению двух субкультур «почвеннической» и «западнической». Носителями первой культуры были в основном трудящиеся массы, а второй – европеизированные верхи.

· «почвенническая» ориентируется на общество, и собственную культурную традицию.

· «западническая» - на свободную личность и копирование европейского пути развития.

Но, следует подчеркнуть, что нельзя упрощенно рассматривать «почвенническую» культуру как культуру «низов», а «западническую» - как культуру «верхов», ибо в основе культурной принадлежности лежали не социально-классовые признаки, а стиль жизни и способ освоения мира.

Обратите внимание на то, что главным содержанием петровских преобразований стала секуляризация культуры, разрушившая средневековую цельность русской религиозной культуры. Реформы Петра I прежде всего, были направлены на то, чтобы лишить церковь самостоятельности, подчинить ее государству. «Государствоцентризм», европеизация стали ведущими тенденциями развития светской культуры.

Как результат ущемления самостоятельности церкви происходит подрыв ее влияния на культуру и общественную мысль, отсюда первая четверть ХVIII в. отмечена глубокими изменениями в общественном сознании.

Характеризуя петровские преобразования, следует отметить бурное развитие книгопечатанья, в особенности учебной продукции, т.к. развитие школы требовало большего числа учебников. Характерной чертой петровской эпохи становится возрастающий интерес к научным знаниям. В начале XVIII в. школьное образование приобретает более широкие размеры и складывается в определенную систему.

В целом можно сказать, что впервые при Петре I образование стало государственной политикой.

Важно заметить, что процесс «обмирщения» затронул и искусство первых десятилетий XVIII в. Значительных успехов достигли архитектура, живопись, гравюра, скульптура. В искусстве центральное место занимает классицизм. Именно он несет в себе идею упорядоченности. Соединяясь с целями просветительства, русский классицизм на первый план выдвигает социально активную личность.

Вопросы к семинарскому занятию:

1. Причины и цель культурных преобразований Петра I.

2. Церковная реформа петровских времен: причины, последствия.

3. Новые явления в бытовом укладе, общественно-культурной жизни.

4. Восприятие и оценка петровских реформ русским обществом.

5. Противоречия модернизации и вестернизации в русской культуре.

Литература:

1. Беггер Х. Реформы Петра Великого: обзор исследователей. М., 1985.

2. Бердяев Н.А. Русская идея. М., 2000.

3. Гумилев Л.Н. От Руси к России. СПб., 1992.

4. Живов В.М. Культурные реформы в системе преобразований Петра I. // Из истории русской культуры. Т. III (XVII – начало XVIII века) М., 1996.

5. Зезина М.Р. и др. История русской культуры. М., 1990.

6. Ионов И.Н. Российская цивилизация IX – н. XX в. М. 1995.

7. Кафенгауз Б.Б. Россия при Петре I. М., 1955.

8. Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII века. М., 1987.

9. Очерки русской культуры XVIII в. Ч. II. М., 1987.

10. Очерки русской культуры XVIII в. Ч. IV. М., 1990.

11. Павленко Н.И. Петр Великий. М., 1994.

12. Панченко А.М. Церковная реформа и культура петровской эпохи. // Из истории русской культуры. Т. III. М., 1996.

13. Соловьев С.М. История России. Т. 15. Гл. 2. кн. 8.

Тема 18. Российские мыслители об особенностях и судьбах

российской культуры

При подготовке к данной теме, обратите внимание, что попытки определения роли России в мировой истории предпринимались уже в XVI-XVII веках и были связаны с поисками выражения национального самосознания. Но, наибольшей остроты проблема осознания национальной самобытности достигла в XIX – XX вв.

Одним из первых вопросов о принципиальном своеобразии России, ее соотношении с другими культурами поставил П.Я. Чаадаев.

Знакомясь с концепцией П.Я. Чаадаева, заметьте, что он полагал – истинная культура носит чисто духовный характер, и максимальное выражение этой духовности имело место пока лишь в католической Западной Европе эпох средневековья. Им ставится вопрос, как соединить отступающую под натиском материальной цивилизации нового времени христианско-католическую культуру с западным строем социальной жизни?

Обращаясь к России, он высказал мысль о том, что Россия не принадлежит ни к Западу, ни к Востоку, и существует для того, чтобы «преподать миру какой-нибудь важный урок». Но исполнению ее исторической миссии мешают духовный застой, незрелость, гигантская государственность и национальное самодовольство.

Имейте в виду, что концепция Чаадаева стала импульсом для развития и славянофильства, и западничества – двух направлений в русской общественной мысли XIX в.

Славянофилы – А. Хомяков, И. и К. Аксаковы, И. и П. Киреевские. Их позиция характеризуется идеализацией допетровской Руси, обоснованием особого отличного от западноевропейского пути исторического развития, утверждением самобытности крестьянской общины. В православии и соборности они видят единственно верный путь христианства. Историческая миссия России - множить духовные основы человечества.