Западники, среди которых были Т. Грановский, И. Тургенев, В. Белинский, Н. Огарев, критиковали славянофилов за противопоставление России и Запада, полагая, что Россия должна развиваться, в русле европейской культуры, учиться у нее. Историю и культуру России они рассматривали как историю преодоления отсталости от Запада, начатую Петром и незавершенную. По их мнению, будущее России связано только с присоединением к Западу.
Но, необходимо, и видеть то, что объединяет славянофилов и западников:
· осмысление своеобразия русской культуры.
· попытка объяснить ее исключительность историческими
причинами.
· стремление преодолеть разрыв между Востоком и Западом.
· желание видеть Россию могучей среди мировых держав.
Следует обратить внимание, на сложившиеся в контексте споров западников и славянофилов концепции Н.Я. Данилевского, В.С. Соловьева.
В конце XIX в. и в начале ХХ в. в русской мысли было широко представлено и марксистское направление. С точки зрения культурологии определенное значение принадлежит в этих рамках наследию Г.В. Плеханова, и его произведению «История русской общественной мысли».
Итак, существует несколько точек зрения, определяющих особенности русской культуры.
1) Россия находится между Востоком и Западом и не имеет цивилизационной определенности.
2) Россия страна европейская, недостаточно развитая («вторая Европа»).
3) Россия - евразийская страна, в ней осуществляется синтез европейского и азиатского начала, сформировавший русский суперэтнос.
4) Россия – часть восточной цивилизации, со свойственной только ей уникальностью.
При знакомстве с данной темой становится очевидным, что при всех различиях понимания путей культур, большинство мыслителей сходятся во мнении об особом вкладе российской культуры в мировую сокровищницу достижений человечества.
Вопросы к семинарскому занятию:
1. Идейные споры России XIX в.
а. Основные идеи западников;
б. Характеристика идей славянофилов;
2. Религиозные мыслители начала ХХ в. о судьбе России.
3. Евразийство: оценка истории, культуры России.
Литература:
1. Бессонов Б.Н. Судьба России. М., 1991.
2. Евразийство. Опыт систематического изложения // В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. Ч. 2. М., 1994. с. 159-167.
3. Евразия: Исторические взгляды русских эмигрантов М., 1992.
4. Медведева З.А. Курс лекций по истории русской философии. Кемерово, 1999.
5. Мир России – Евразия: Антология. М., 1995.
6. Россия между Европой и Азией. Евразийский соблазн: Антология. М., 1993.
7. Русская идея / сост. М.А. Маслина М., 1992 (Материалы Чаадаева П.Я., Хомякова А.С., Киреевского И.В., Соловьева В.С., Бердяев Н.А., Ильина И.А.).
8. Философская энциклопедия. Любой год издания.
Тема 19. Проблемы и противоречия
российской культуры в ХХ в.
Следует иметь в виду, что период в развитии русской культуры конца XIX – начала ХХ вв. принято называть «серебряным веком», и прежде всего, необходимо дать развернутую характеристику этому периоду, отметить то новое, что привнес «серебряный век» в русскую культуру.
Но, культурные процессы «серебряного века» претерпевают существенные изменения сразу после событий октября 1917 г.
Обратите внимание на то, что сегодня к культуре современного периода существует два подхода. Первый – люмпенско-маргинальный объявляющий советскую культуру мрачной ямой тоталитаризма не представляющей никакого интереса. Второй - объемный, конкретно-исторический, учитывающий противоречивый ход развития.
Следует видеть, что советскую культуру нельзя изначально сводить лишь к воспеванию коммунизма. Советская культура и культура советского периода это живой противоречивый процесс, это особый феномен социокультурного мышления.
Характер и направления культуры, определялись установками на создание новой, социалистической культуры, которая должна быть важным элементом в деле построения социалистического общества. Уместно вспомнить, что по мысли В.И. Ленина, культура, и в частности такая ее сфера как искусство, должны стать «частью общепролетарского дела», выражать интересы этого класса, а значит и всего общества.
Ретроспективно обозревая сложный, драматический путь советской культуры, следует дать характеристику основным этапам – вехам на которые делится культура советского периода.
20-е годы – это творческий плюрализм, сопровождавшийся возникновением различных объединений – научных, художественных, культурно-просветительских - «отблеск» «серебряного века».
30-е-40-е гг. – это время характеризуется упрочнением административной системы. Главным творческим методом стал социалистический реализм, основным принципом которого является партийность, социалистическая идейность.
50-е-60-е гг. «оттепель» - это тенденция либерализации общественно-политической жизни, давшая мощный импульс для развития художественной культуры. В искусство входит тема репрессий, активизируются международные культурные связи. Возникновение диссидентства.
Конец 80-х и 90 г. – постсоветский период. Открывается путь духовному плюрализму, заново «открыта» культура «Серебряного века», культура русского зарубежья. Доступными становятся произведения, факты, документы, способствующие появлению новых взглядов на отечественную культуру и историю.
Вопросы к семинарскому занятию:
1. Феномен «серебряного века» в русской культуре.
2. Социокультурный анализ советской культуры (20-40 гг.).
3. Проблемы и противоречия современной культурной жизни России.
Литература:
1. Балакина Т.И. История русской культуры. М., 1995.
2. Дмитриев С.С. Очерки русской культуры начала ХХ века. М., 1985.
3. Зезина М.Р. и др. История русской культуры. М., 1990.
4. Зиновьева А. Коммунизм как реальность. Кризис коммунизма. М., 1994.
5. История культуры России. М. 1993.
6. Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация. Книга первая. От начала до Великой Победы. (Серия: История России. Современный взгляд). – М.: Алгоритм, 2002 – 528 с.
7. Кара-Мурза С.Г.История советской цивилизации. Т. 1-2. М., 2001
8. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М. 1997.
5. Тесты по культурологии для самоконтроля и проверки.
Предлагаемые тесты помогут студентам оценить свои знания. Кроме тестов необходимо ответить на контрольные вопросы учебного пособия «Культурология» проф. Марков В.И., доц. Батурина, ст. преп. Чуйкова. Кемерово, 2002. Эти вопросы помещены в конце каждой темы. Они помогают творчески подойти к изучению темы, выразить собственное отношение к обсуждаемому вопросу.
Проанализируйте вопрос, выскажите собственное суждение подкрепляя его фактами, примерами, ссылками на источники и литературу.
Данные тесты требуют обязательного обоснования выбора вашего ответа.
ВНИМАНИЕ!
При ответе на эти тесты следует помнить, что в культурологии, как и во всех подлинно гуманитарных науках, нет абсолютно правильных однозначных ответов, и в целом неправильные варианты несут в себе какое-то зерно истины.
Поэтому отвечающий должен учитывать, что преподаватель будет оценивать не только сделанный вами выбор варианта, но и то, как вы его аргументируете. Четкость и логика этой аргументации подчас будет даже более значима в оценке, чем сам выбор.
ТЕМА 1: Понятие культуры, сущность, предмет и методы культурологии.
1. Специфика культурологического знания предполагает:
а) выявление целостной характеристики культурных типов, их уникальности;
б) описание искусства той или иной культуры;
в) определение общей сущности культуры;
г) характеристику быта и нравов народов.
2. Метод сравнительного анализа в культурологии используют:
а) для выявления отсталых и развитых культур;
б) для определения специфики той или иной культуры;
в) с целью типологизации культур;
г) для описания этапов культурного развития.
3. Почему культурологический смысл понятия "цивилизация" иногда связывают с гибелью культуры?
а) поскольку цивилизация означает развитие только технической, экономической, научной сфер жизни;
б) так как в условиях цивилизации творческая мощь человека в сфере духа иссякает;
в) поскольку цивилизация уравнивает запросы человека, стирает различия между культурами;
г) потому что ее главным лозунгом становится: "потребляй и властвуй", вместо – "твори и созерцай".
4. Выберите из перечисленных ниже функции культуры:
а) унификация образа жизни;
б) коммуникативная;
в) регулятивно-оценочная;
г) творческая.
5. В чем принципиальные отличия элитарной и массовой культуры:
а) массовую культуру отличает доступность, шаблонность;
б) потребителями культурных ценностей являются разные
субъекты культуры;
в) элитарная в отличии от массовой поддерживает связи с
народной культурой;
г) массовая культура – явление возникшее сравнительно недавно.
6. Специфику народной культуры можно определить как:
а) уникальную систему ценностей, традиций, возникших в результате совместного проживания;
б) схожую в основе, с другими культурами;
в) систему постоянных заимствований из других культур;
г) процесс противостояния массовой культуре.
7. Какие культурные функции выполняют социальные институты:
а) поддерживают общепринятые социокультурные нормы;
б) обеспечивают духовные потребности и запросы общества;
в) проводят административные меры, регулирующие общественную жизнь;