Смекни!
smekni.com

Методические указания по курсу культурологии 6 Тема Культура как феномен, понятие и предмет познания (стр. 1 из 17)


ББК: 71я7

УДК: 374.7 (075)

Печатается по решению редакционно-издательского совета Кемеровского технологического института пищевой промышленности в авторской редакции

Рецензенты:

- доктор философских наук, профессор П.И. Балабанов

(Кемеровский государственный университет культуры и искусств);

- доктор философских наук, профессор Е.Ф. Казаков

(Кемеровский государственный университет)

Марков В.И., Батурина Т.В.Чуйков, В.С., Волканова О.С., Касьяненко А.А Культурология: Учебное пособие.- Кемеровский технологический институт пищевой промышленности.- Кемерово, 2004.- 86с.

ISBN 5-89289-291-3

Учебное пособие составлено в соответствии с государственным образовательным стандартом и может быть использовано студентами всех форм обучения и специальностей.

Целью пособия является методическое и концептуальное освещение вопросов культурологии.

К0301010000

У50 (03) 04

ISBN 5-89289-291-3

© Кемеровский технологический

институт пищевой промышленности 2004

оглавление

1. Введение 4

2. Государственный стандарт по культурологии 5

3. Общая литература по курсу культурологии 5

4. Методические указания по курсу культурологии 6

Тема 1. Культура как феномен, понятие и предмет познания

Культурология и ее место среди наук о культуре 6

Тема 2. Основные понятия культурологии 8

Тема 3. Культура как система 10

Тема 4. Культура первобытного общества 11

Тема 6, 7. Культура античной Греции и Рима 12

Тема 8. Истоки христианского мира 15

Тема 9. Культура средневековой Европы 17

Тема 10. Культура исламского мира 19

Тема 11, 12. Эпоха Возрождения и Европейская культура

Нового и Новейшего времени 21

Тема 13. Традиционные культуры Востока 23

Тема 14. Культура и глобальные проблемы современности 26

Тема 15. Истоки российской культуры и культура

Киевской Руси 28

Тема 16. Культура Московии 30

Тема 17. Россия Петровская и современность 32

Тема 18. Российские мыслители об особенностях и судьбах

российской культуры 33

Тема 19. Проблемы и противоречия российской

культуры в ХХ в. 35

5. Тесты по культурологии для самоконтроля и

проверки знаний 37

6. Темы и литература для написания контрольных работ 54

7. Вопросы к зачету по курсу культурология 66

8. Краткий словарь по культурологии 67

1. Введение

Данный методический комплекс рекомендуется студентам дневной, заочной и дистанционной форм обучения всех специальностей. Он включает в себя федеральный стандарт по культурологии, методические указания, тематику семинарских занятий и контрольных работ, литературу к ним, перечень вопросов к зачету и краткий словарь по культурологии.

Учебный курс составлен на основе Государственного образовательного стандарта РФ для преподавания по культурологии с учетом рабочей программы курса и опытом преподавания этой дисциплины в Кемеровском технологическом институте пищевой промышленности.

Методический комплекс помогает студентам выделить ключевые моменты учебного пособия «Культурология» Маркова В.И., Батуриной Т.В., Чуйкова В.С. Он обращает внимание студентов на дискуссионные проблемы пособия, что позволяет сформировать самостоятельное отношение к предмету. Материалы комплекса дают возможность ориентироваться в выборе темы при написании контрольной работы. Вопросы к зачету позволяют составить представление о комплексе знаний необходимых для усвоения курса. Список литературы помогает в освоении предмета.

Практические занятия (семинары) способствуют максимально эффективному усвоению изучаемого материала на основе углубленной самостоятельной работы в процессе подготовки к занятию. Семинары по культурологии предполагают самостоятельную работу студентов с материалами источников, литературой и учебниками. На занятиях необходимо сопоставлять разнообразные подходы при обсуждении темы, высказывать собственное мнение. При подготовке к семинару рекомендуется вести конспект, специально отмечая в нем те положения, с которыми в первую очередь намерен выступить студент. Методический комплекс включает темы и вопросы для успешной подготовки к занятиям.

Данная разработка может быть применена студентами для самопроверки знаний, написания контрольной работы, реферата, доклада, подготовки к зачету.

Завершив изучение дисциплин «Культурология» студент должен:

1. Иметь представления о предмете, принципах, методах культурологии, ее месте в системе гуманитарного знания;

2. Иметь представление о существующих подходах в культурологии, описывающих феномен культуры;

3. Уметь сформулировать и аргументировать собственную точку зрения на основе использования источников и литературы.

4. Овладеть и использовать категориальный аппарат науки при ответе на вопросы;

5. Иметь представление о современной культурной ситуации в мире.

6. Знать и уметь анализировать современные проблемы культуры России.

2. Государственный стандарт по культурологии

Структура и состав современного культурологического знания; культурология и философия культуры, культурная антропология; культурология и история культуры; теоретическая и прикладная культурология; методы культурологических исследований; основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичнсоть, культурная модернизация; типология культур; этническая и национальная, элитарная и массовая культуры; восточные и западные типы культур; специфические и «серединные» культуры; тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе; культура и природа; культура и личность.

3. Общая литература по курсу культурологии:

1. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.

2. Гачев Г.А. Национальные образы истории. М., 1988.

3. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации. М., 1993.

4. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. М., 2001.

5. Гуревич П.С. Культурология. М., 1999.

6. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1994.

7. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

8. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1994.

9. Зиновьев А. Запад. Феномен западнизма. М. 1995.

10. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997.

11. Кравченко А.И. Словарь по культурологии. М., 2001.

12. Культурология XX в. Энциклопедический словарь. Т. I.,

Т. II. М., 2002.

13. Марков В.И. Жизнь культуры. Авторский курс лекций. Ч. I., Кемерово, 1999.

14. Марков В.И. Свое, чужое и отчуждение в культуре. Кемерово, КемТИПП, 2002.

15. Марков В.И., Батурина Т.В., Чуйков В.С. Культурология. Кемерово, 2002.

16. Ортега-и-Гассет Эстетика. Философия культуры. М. 1991.

17. Поликарпов В.С, Курс лекций по культурологии. М., 1997.

18. Полищук В.И. Культурология. М., 1999.

19. Сапронов П.А. Курс лекций по теории и истории культуры. СПб., 2002.

20. Тойнби А. Постижение истории. М., 1989.

21. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М., 2000.

22. Шпенглер О. Закат Европы. М. 1992.

23. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

4. Методические указания по курсу культурология

Тема 1. Культура как феномен, понятие и предмет познания

Для усвоения данной темы постарайтесь, прежде всего, уяснить себе ее логику. В качестве первого пункта она включает в себя исследование трудностей создания общезначимого и «единственно верного» определения культуры. Это связано с рядом факторов:

- с многообразием самого феномена культуры, который в широком понимании совпадает с общественной жизнью человека вообще;

- с вытекающим отсюда многообразием толкований слова «культура», что не позволяет объединить их в некое единое целое, обнимающее собой все эти смыслы;

-с многообразием наук, изучающих культуру с различных точек зрения и, соответственно, по-разному толкующих ее.

К этому можно добавить, что если слово «культура» само по себе ценностно нейтрально, то в виде прилагательного «культурный» оно приобретает ярко выраженный ценностный характер. Ведь никто не хочет признавать себя некультурным. А смысл прилагательного напрямую зависит от того, что мы вкладываем в термин «культура». Поэтому любое толкование культуры будет вызывать бесконечные споры, так как оно затрагивает представления о своей культурности или некультурности народов и индивидов.

Из невозможности формирования однозначного определения культуры вытекает второй пункт описываемой логики, утверждающий, что реально достижимой является лишь задача создания определения культуры под углом зрения какой-либо определенной науки и в рамках определенной теоретической концепции. Поэтому встает вопрос не об определении культуры вообще, а именно с точки зрения культурологии, ее теоретических и ценностных аксиом.

Этим определяется третий пункт логики темы. Оказывается, определить культуру можно только под углом зрения специфического предмета культурологии, по сравнению с предметами других наук, изучающих культуру. Этот ход мысли приводит к выводу, что культурология является теоретической наукой среднего уровня по сравнению с философией культуры и культурографией – различными науками, описывающими отдельные конкретные стороны культурной жизни различных эпох и народов. Предмет культурологии – особенное в культуре, особенные культурные системы, культурные миры человечества. Это и есть понимание культуры, необходимое и достаточное для начала культурологического анализа. Ее подход – целостное рассмотрение этих систем в совокупности всех характеризующих их связей, отношений, функций и т.д. Поэтому основной метод культурологии, помимо общенаучных и философских, - это сравнительный анализ культурных миров, позволяющий выявить общее (степень «родства») и специфическое в них.