Смекни!
smekni.com

Методические указания по проведению практических, семинарских занятий для студентов дневной и заочной формы обучения специальностей 080507 «Менеджмент организации», (стр. 6 из 12)

Особого внимания заслуживает проблема критерия истины. Одним из них является логическая непротиворечивость. Однако универсальным критерием истины является практика. Студент должен знать определение практики.

В научной деятельности выделяют эмпирический и теоретический уровни. Надо знать их основное различие. Следует также различать общелогические методы научного познания, а также формы и методы эмпирического и теоретического познания. Неверно полагать, что эмпирический и теоретический уровни научного познания являются простой аналогией чувственной и рациональной ступеням познания.

Отдельного разговора заслуживает социально-гуманитарное познание. Эта проблема носит дискуссионный характер и студенту стоит поразмышлять над ней, исходя из специфики будущей профессии.

Контрольные вопросы

1. В чем заключается философское содержание проблемы познания?

2. Назовите рубежные этапы развития гносеологии.

3. Что такое трансцендентальный субъект в теории познания Канта?

4. Охарактеризуйте основные формы чувственного и рационального познания.

5. Какие виды интуиции вы знаете?

6. Как следует понимать объективную истину?

7. Какие виды концепций истины вы знаете?

8. Как следует понимать выражение: «Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна»?

9. Каковы отличительные черты эмпирического и теоретического уровней научного познания?

10. Что такое практика и какова ее роль в познании?


Тема 6. Природа как предмет философского осмысления

1. Исторические формы отношения человека к природе.

2. Жизнь как ценность.

3. Современные экологические проблемы.

4. Идея ноосферы в концепции устойчивого и безопасного развития.

Литература: основная [3 (Глава 2.5), 6 (Раздел VII)]; дополнительная [8 (Глава IX), 23, 28 (Лекция 1), 34, 43 (Ч. 2. Глава XXI)].

Методические рекомендации

Природа – это совокупность естественных условий существования человечества. Человеческое общество и противостоит природе и включено в нее. Необходимо различать естественную и искусственную окружающую среду или, иначе – первую и вторую.

Вопрос о взаимоотношении общества и природы является ключевым для человечества. В разные исторические эпохи он имел разное звучание. Студент должен показать, как исторически менялось отношение человека к природе, начиная с античности и кончая сегодняшним днем.

Различие между живой и неживой природой носит фундаментальный характер. Студент должен знать основные признаки живого. В результате эволюции Земли возникла биосфера, включающая в себя верхнюю часть земной коры и нижнюю часть атмосферы. Существование биосферы является непременным условием сохранения жизни на Земле. В связи с этим неплохо поразмышлять над провозглашенным А. Швейцером принципом благоговения перед жизнью.

Современные экологические проблемы настоятельно требуют перехода человека от идеи господства над природой к идее партнерских отношений. Во весь голос потребность в новой ценностной переориентации человечества по отношению к природе зазвучала благодаря деятельности Римского клуба. Студенту желательно знать основные этапы становления этой международной общественной организации. Глобальный, планетарный характер экологических проблем рождает новые формы международного сотрудничества для сохранения жизни на Земле. Студент должен ориентироваться в этом вопросе.

Представление о жизни как определенной стадии эволюции не только Земли, но и космоса формировалось в начале XX века представителями русского космизма К. Циолковским, В. Вернадским, А. Чижевским. Эта идея наиболее полно воплотилась в творчестве В. Вернадского, который рассматривал в единстве природную (космическую) и человеческую (социально-гуманитар­ную) реальности, исследовал проблему перехода биосферы в ноосферу. Студенту следует знать основные ее характеристики.

Контрольные вопросы

1. Как менялось отношение к природе в ходе исторического процесса?

2. В чем отличие живой природы от неживой?

3. Как вы понимаете принцип благоговения перед жизнью?

4. С чем связано обострение противоречий в системе общество-природа в современную эпоху?

5. Охарактеризуйте основные идеи Римского клуба.

6. В чем актуальность идеи В. И. Вернадского о ноосфере?

7. Вычлените социально-философский и этико-гуманистический аспекты экологических проблем.

Тема 7. Общество как развивающаяся система

1. Генезис историко-философских воззрений на общество.

2. Структура общества.

3. Субъекты и движущие силы исторического развития.

4. Философия истории.

Литература: основная [2 (Часть II, Главы 9–10), 3 (Глава 2.4), 5 (Главы 13–15)]; дополнительная [8 (Раздел 1–2), 28 (Лекции 2–3), 30 (Ч. 1), 33 (Разделы I–II), 34 (Главы 2, 8, 11)].

Методические рекомендации

Общество – обособившаяся от природы исторически развивающаяся форма жизнедеятельности людей. В истории философии существует многообразие воззрений на общество. В античности общество отождествлялась с государством и чаще всего рассматривалось как результат естественного неравенства людей. В Средневековье получила распространение эсхатологическая концепция, в которой природа и судьба общество объяснялись божественным провидением. В Новое время к анализу общества все более привлекают земные основания. Т. Гоббс выдвигает концепцию договорного возникновения государства, Ш. Монтескье дух народа и характер общественного развития связывает с климатом, почвой и другими естественными факторами. Важную роль в становлении социальной философии сыграл Гегель своей идеей хитрого Разума. Гегель вводит в оборот понятие объективного закона общественного развития. Маркс гегелевской идее придает материалистический характер и выдвигает концепцию формационного развития общества. Студент должен знать основные понятия формационного подхода к анализу общества, так как она оказала существенное влияние на последующие концепции. Бесспорно влияние Маркса на концепцию индустриального развития общества, которая была весьма популярна в 60-е годы XX века. Постепенно она трансформировалась в концепцию постиндустриального общества, где решающая роль отводится науке. В наши дни она постепенно переросла в информационное общество.

Наряду с теориями, в большей мере апеллирующими к материально-экономическим факторам общественного развития, существуют концепции, опирающиеся на приоритетную роль духовного фактора в общественном развитии. В связи с этим заслуживают внимания идеи О. Шпенглера и А. Тойнби. Их культурно-цивилизационный подход реализует идею прерывности общественного развития, отсутствия кумулятивности в историческом процессе.

Уходящий XX век ознаменовался, с одной стороны, идеей конца истории (Ф. Фукуяма), а, с другой стороны, провозглашением грядущего столкновения цивилизаций (С. Хантингтон).

Студенту необходимо знать основные положения этих концепций и самостоятельно судить об их достоинствах и недостатках.

Анализ общества предполагает выделение его структуры. Это задача не вызывает особых трудностей у студентов. Следует обратить внимание на раскрытие специфических черт каждой из четырех сфер общества. При рассмотрении материально-производственной сферы общества надо уделить внимание науке как непосредственной производительной силе общества. При анализе социальной сферы определенные трудности встают в связи с определением нации. Политическая сфера затрагивает область властных отношений в связи с чем встает вопрос о соотношении социальной и политической сфер. Духовная сфера общества является совокупностью духовных явлений взятая в единстве с ее носителями, творцами, трансляторами. Главным элементом духовной сферы является общественное сознание. Следует уметь отделить общественное сознание от суммы индивидуальных сознаний и раскрыть структуру общественного сознания.

Ход исторического процесса зависит от объективных условий и субъективных факторов. Отсюда вырастает проблема движущих сил исторического развития. Уже анализ многообразия концепций общественного развития выявил различные подходы к вычленению тех сил, которые творят историю. Среди них доминирующее положение занимают народные массы и выдающиеся личности. Сложная диалектика их взаимодействия не должна остаться вне внимания студента.

Исторический процесс интересует философию с точки зрения своего смысла, поэтому все концепции общественного развития вольно или невольно затрагивают эту тему. Студенту следует вычленить это содержание и попытаться ответить на вопрос о смысле истории.

Контрольные вопросы

1. Что такое общество?

2. Охарактеризуйте основные воззрения на природу общества и закономерности его развития.

3. В чем различие формационной и цивилизационной концепций развития общества?

4. Как следует понимать утверждение, что наука становится непосредственной производительной силой общества?