Смекни!
smekni.com

И свидетелей Иеговы. Издательство Миссионерско-просветительского центра "шестодневъ", 2002 г (стр. 14 из 41)

5. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРИРОДА ХРИСТА

Мерилом всякого учения, считающегося христианским, является отношение его к Самому Господу Иисусу. Это касается и рассматриваемой нами темы. От решения вопроса, “какая была человеческая природа Христа”, с неизбежностью мы приходим и к определению нашей собственной природы. (Конечно, при условии, что мы признаем Господа Иисуса единосущным нам по человечеству, но рассматриваемые нами еретики этого не отрицают, по крайней мере в том, что касается Его жизни до Воскресения.)

Но для того, чтобы не запутаться в неточных формулировках, рассмотрим сперва вопрос: “была ли вообще у Христа человеческая душа?”

5.1. Понимание сектантами тайны Воплощения Бога Слова

Но для начала мы должны коснуться того, как понимают само воплощение рассматриваемые сектанты. Если Церковь верит, что Пресвятая Дева родила Христа не по Божеству, а по человечеству, которое, однако, с мгновения Его воплощения стало неизменно, неслиянно, нераздельно, неразлучно по Ипостаси соединено в Нем с Его Божеством, было обожено Им, то «для "Свидетелей Иеговы" "...рождение Христа не было воплощением... Он освободился от всего небесного и духовного. А всемогущий дух Бога перенес жизнь Его Сына с небес во чрево еврейской девы из рода Давидова… В результате этого чуда родился человек Иисус... Он не был небесным гибридом, человеком и в то же время духовной личностью, он был плотяным..." Получается, что Свидетели Иеговы отвергают само учение о Воплощении Бога Слова, которое превращается в учение о некоей метаморфозе, превратившей ангела в плоть.

Таким образом, Свидетели Иеговы и здесь придерживаются обычных для себя «единоприроднических» воззрений. Что, впрочем, парадоксальным образом соединено в их учении с непониманием самого понятия «природы» как некоего неизменяемого в своих сущностных характеристиках целого. В представлениях иеговистов личность может свободно менять свою природу, при этом оставаясь сама собой. Как это возможно при отвержении существования ее духовного субстрата – совершенно непонятно. Вообще не понятно, чем обеспечивается самотождественность личности. Особенно это ясно при рассмотрении иеговистской христологии. По их мнению «жизнь Иисуса можно разделить на три периода». Христос сначала был сотворенным Логосом, архангелом Михаилом, затем Он стал «не больше и не меньше как совершенным человеком», а после своего Воскресения Он «навсегда отказался от человеческой жизни. Он был воскрешен на небе и стал духом, дарующим жизнь».

Возникает резонный вопрос: «а почему мы вообще должны считать, что это – одна и та же личность? Потому, что нам так сказал Рассел?» Ведь если Логос утратил свою ангельскую природу, которой Он якобы обладал (хотя Библия утверждает обратное – см. Евр. 1), и стал человеком, то уже здесь мы теряем нить тождества самосознания. Это становится тем более ясным, что Он не помнил того, что кем Он был раньше, и лишь когда «Иисус достиг зрелого возраста, и Ему было дано полностью вспомнить Свое прежнее общение с Богом на небе». Тут мы можем спросить: «если правы «лжесвидетели», то почему мы должны быть уверены в точности Его воспоминаний? Не относятся ли они к области многочисленных «воспоминаний о прошлой жизни», практикуемых среди сторонников реинкарнации?» По этому поводу В. Скрипников говорит: «Так как буддизм разработал свое учение только относительно человека и животных и не коснулся учения о перевоплощении ангелов; то свидетели Иеговы решили этот пробел в буддийском учении расширить и дополнить». Строго говоря, буддизм знает и «воплощения» человека в мире богов и духов, и обратные ниспадения их в более низшие уровни колеса сансары. Однако схожесть позиций этих двух религий (иеговизма и буддизма) замечена автором верно. Особенно, если учесть, что буддизм махаяны и хиньяны отвергает само существование духовного субстрата (аналога бессмертной души) как злейшую ересь, то сходство этих мировоззрений с иеговизмом окажется просто потрясающим.

Тем более не понятно, почему мы должны считать Иисуса воскресшим, если Он лишился тела. Ведь для иеговистов душа и есть живое тело. А если так, то Иисус до сих пор мертв, а вместо Него появился кто-то другой, не понятно зачем принявший Его имя. А значит, что те, кто усомнился в воскресении Христа (Мф. 28, 17), были совершенно правы, а первосвященники совершенно напрасно стали раскошеливаться. Мы видим, что в вопросе о личности Христа антропология иеговистов безнадежно запутывается в противоречиях.

Здесь нам надлежит сделать небольшое отступление и коснуться одного серьезного искажения христологии, допускаемого адвентистами, а вслед за ними и иеговистами. По их мнению, основанному на лжепророчестве Елены Уайт, “Библия не подтверждает мнения о том, что мать Иисуса Христа, по своей непорочности и святости, будто бы не унаследовала от своих предков человеческую греховность. Об этом ложном учении хорошо сказал Фредерик Фаррар: “Вопрос о том, способен ли Христос грешить или нет... никогда не закрадется в простое и искреннее сердце истинно верующего. Мы веруем, что наш Господь Иисус Христос был безгрешным Агнцем Божиим без пятна и порока. Однако же не стоит усердствовать в этом случае и заходить за пределы. Если борьба Его была всего лишь обманчивой фантасмагорией, то какую могла принести она пользу? Если нам приходится вести отчаянную битву в этой жизни... то какое же для нас утешение видеть своего Вождя, Который выходит из битвы победителем только потому, что никакой опасности для него не существует, что он не только не ранен, но и не уязвим вообще?.. Мы сами тогда отвергли бы высказанные апостолом великие истины... зная, что Его невозможно искусить”. Это учение тождественно ереси Феодора Мопсуэстийского, учившего о том, что страсти действовали внутри человеческой природы Христа, но Он им не поддался и потому вышел Победителем из этой битвы. Ересь эта осуждена 12 анафематизмом V Вселенского Собора. Главное заблуждение, содержащееся в этом рассуждении, заключается в том, что предполагается, будто Господь Иисус – просто наш образец, которому мы должны подражать, а не наш Спаситель, Который пришел укрепить немощное Своей силой.

Но это рассуждение также связано с извращением антропологии данными сектантами. Они, с одной стороны, предполагают полную поврежденность грехом человека, а с другой – парадоксально утверждают, что человек может победить грех собственными силами. Православные христиане утверждают, что бессмертная душа Господа была обожена его божественной славой и от нее, в силу ипостасного единения Его человечества с Его Божеством, была неподвижна ко греху и потому не могла пасть, и в этом началось исцеление человеческой природы и уврачевание нашей воли. И поэтому мы, соединяясь со Христом в священных таинствах и покоряя в творении добродетелей свою волю Ему, можем достичь подобного же состояния неподвластности греху. Но этого мы добиваемся не своими силами, а могуществом силы Бога Искупителя. Адвентисты же исходят в своих рассуждениях не от факта Боговоплощения, а от реальностей падшего мира. И это не удивительно. Ведь они ограничили божественную природу Христа во время воплощения, лишив ее, например, вездесущия. С этим же уменьшением значения Искупления связана и их привязанность к ветхозаветным законам (пищевым и обрядовым), и их субботничество. Подобным образом мы увидим, что отказ иеговистов от Боговоплощения привел их к практически безбожной, утопической эсхатологии, в которой нет места реальному усыновлению людей Богу.

5.2. Душа Господа Иисуса Христа и Ее свойства

После того, как мы рассмотрели изначальные посылки сектантской христологии, необходимо коснуться и вопроса, вынесенного в заглавие этой главы. Он очень важен, ибо благодаря ему мы можем посмотреть, правильно ли понимается данное слово в отношении к другим людям. Если правы сектанты, то Евангелие должно говорить безразлично о душе Христа или о нем самом (ведь для них “душа” – это просто “живой человек”), а если правы христиане, тогда должно найти в Писании примеры того, как отличается душа Христа от Его плоти. И такие примеры в Писании есть. В Гефсиманском саду Иисус Христос, убеждая Своих учеников молиться с Ним, говорит: «Дух бодр, плоть же немощна» (Мф. 26, 41), показывая этим не стресс апостолов, как думают иеговисты, а сущностную разницу между духом человека и его смертной плотью. Об этом же говорил Христос после беседы о Небесном Хлебе (Ин. 6. 63).

Если мы обратимся к описаниям души (и духа) Христовой, то мы увидим, что Ей приписываются свойства, отличающие ее от просто «жизненной силы», «дыхания» или «крови». Господь говорит во время молитвы в саду: «душа Моя скорбит смертельно» (Мф. 26, 38). Давайте подставим в это выражение вместо слова «душа» любое из приведенных выше сектантских определений и мы увидим, что все они совершенно не совпадают с тем значением, которое требуется этим текстом. Так же ясно, что слова Евангелия «возрадовался духом Иисус» (Лк. 10, 21) не укладываются в понимание духа как жизненной силы или дыхания. Не даром иеговисты просто обходят слово «дух» в этом тексте. «Иисус, – пишут они, – очень счастлив и открыто прославляет Своего Отца». Из этих примеров (а список их можно продолжать) становится ясным, что Иисус Христос по своей человеческой природе обладал не только живым телом, но и разумной душой. Она, как мы увидим ниже, не вкусила смерти, хотя и была отдана для искупления многих, столь же бессмертных душ.