Библия несет весть о том, что я действительно существую. Даже после смерти я присутствую в разуме Божьем подобно тому, как высыхающие реки юго-запада продолжают для нас существовать. Именно Он обеспечивает преемственность между настоящим и будущим. Тот, Кто способен счесть все волосы у вас на голове (по выражению Иисуса), сохраняет (говоря современным языком) данные обо всем комплексе нашей психоневрологической деятельности, о биохимических особенностях ДНК, о памяти, личности, характере, особенностях поведения, то есть индивидуальности. Он помнит все это и воссоздаст это в целостности в назначенное время — в миг воскресения. Безусловно, для того чтобы поверить в это, необходимо обрести сначала веру в безграничные возможности Творца, — как вы помните, это тоже одна из библейских концепций.
Подобная рекреация (воссоздание) окажется значительно более сложной задачей, чем начальное творение. В библейской модели человек появляется на сцене как абсолютно новое творение. В момент же воскресения Бог тоже творит, учитывая при этом прошлые характерные черты и нужные изменения. «Обновление, которое, по словам Павла, произойдет в момент воскресения искупленных, избавит человека от всего злого, что не составляет истинную суть его личности. Некоторые из поступков человека сейчас не отражают его истинную сущность как дитяти Божьего. В будущем ничего подобного уже не будет. Поэтому можно говорить о том, что в момент воскресения восстанет наше совершенное, «прославленное» «я». Будущее впереди также совершенно. Но такое «прославление» не исключает преемственности индивидуального.
Концепция непрерывно происходящих в человеке изменений требует некоторой избирательности со стороны Бога».
Но то, что Бог помнит о человеке и о всех его помыслах и делах сделает ли конгломерат атомов тем же самым человеком? Не будет ли это навязыванием чужих мыслей и поступков новосозданному человеку? Сектанты говорят, что Бог разбудит мертвецов, но как доказать, что имеет место именно пробуждение, а не внушение чужих идей новопоявившимся существам, которые в добавок будут только внешне подобны человеку, но не будут связаны с ним единством происхождения. Таким образом они не могут показать тождественности воскрешенного и умершего. Ведь ничто в теле не может быть знаком тождества.
С одной стороны близнецы тождественны по генотипу и практически не различимы внешне, но тем не менее они разные личности. Чем же обеспечивается их различие? Разницей деятельности? Но в утробе матери они действуют одинаково. Что же разве тогда они один человек? Так что тождество ДНК не определяет тождества личности.
С другой стороны один и тот же «я» был одной клеткой, и эмбрионом, и младенцем, и юношей, и мужчиной. Соответственно отличалась моя деятельность. Значит ли это, что я переставал быть самим собой? Признать это – значит стать на позиции буддизма, несовместимые с христианским персонализмом. Так что ответ Платона кажется мне единственно логичным. – Наша тождественность обеспечивается существованием нематериальной, а значит и простой, и бессмертной души. Любой другой ответ внутренне противоречив и несовместим с библейской верой в воскресение (а не новое творение) того же человека.
Это тем более важно, что по учению как адвентистов, так и иеговистов люди воскреснут не в том же теле, в котором умерли. Адвентисты говорят, что Бог изымет из человека то, что «не составляет его подлинной сущности как чада Божия». А значит воскрешать Господь будет человека избирательно. При этом непонятно, за что же Бог тогда уничтожит грешников. Ведь это Он Сам придал новосозданным нечестивцам такие черты характера, которые сделают их достойными уничтожения. Ведь даже нападение нечестивцев на Новый Иерусалим адвентисты объясняют тем, что воскреснут «нечестивые воскреснут с тем же мятежным духом, с которым они умерли».
Обходя эту проблему иеговисты утверждают, что в момент второго воскресения люди получат природу первозданного Адама до грехопадения и судимы они будут только за те дела, которые они совершат после своего воскресения. Эта позиция, конечно, логичнее адвентистской и, конечно, радикально антибиблейская. Но при всем этом пред нами встает вопрос, а какое собственно отношение будут иметь те новые существа, с новыми телами, с «подправленными» воспоминаниями и прошлым, к нам, конкретным личностям, которые, по мнению сектантов навсегда исчезают в момент смерти?
8.3. Всеобщность воскресения
Вероучение Свидетелей Иегову радикальным образом противоречит догмату священного Писания, утверждающего факт всеобщего воскресения. По их мнению существует четыре разновидности людей, участь которых будет различна:
1. 144000 небесных правителей, которые, начиная с 1914 года превращаются в духов. Это заблуждение будет рассмотрено нами ниже. Мы помним, что только эти 144000 по мнению сектантов входят в Церковь, упоминаемую в Писании. Любопытно, что адвентисты обвиняют иеговистов, что под прикрытием учения о «духовном воскресении» они будто бы возрождают «языческое» учение о бессмертии души. Конечно, хотя высказывание это отчасти имеет верное зерно, но по сути оно ошибочно. Дело в том, что для христиан бессмертная душа – только часть человека, существующая еще и до смерти всего человека. А для иеговистов духовное существо только возникает в момент смерти. До этого момента его не существовало, да и само оно вовсе не является человеком, чем-то «божественным». Так что представления иеговистов скорее близки каким-то восточным представлениям о реинкарнации, чем доктрине бессмертия души в любой ее форме.
2. «Великое множество», предназначенных для земного рая, которые будут постепенно воскресать во время 1000 царства.
3. Грешники, которым будет предоставлен второй шанс. «Иисус воскресит не только верных поклонников Иеговы, но в Своем милосердии Он возвратит к жизни из гадеса или шеола даже неправедных людей. Никто из них не будет воскрешен только для того, чтобы снова ожидать смерть. В справедливом окружении под Царством Бога им будет оказана помощь приводить свою жизнь в согласие с путями Бога. Видение показывало, что была раскрыта “книга жизни”, и у них будет возможность, чтобы туда записывались их имена. Они будут „судимы каждый по делам своим", которые будут совершаться после их воскресения (Откр. 20:12-14; Деян. 24:15). Следовательно, смотря с точки зрения окончательного исхода, их воскресение может оказаться „воскресением жизни" и не будет неизбежным „воскресением осуждения" (Иоан. 5:28, 29)». Надо сказать, что эта концепция радикально противоречит главной мысли Писания: «теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2 Кор. 6, 2), завтра может быть поздно. «Человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр.9, 27). - А не дважды, как утверждают иеговисты. Как справедливо пишет П.И. Рогозин, «этот бред выдаваемый за глубокое толкование Писания, очень на руку неверующим людям, которые могут жить во грехах и беззакониях без всякого риска быть привлеченным Богом к ответственности или погибнуть, и обещают им полную безнаказанность».
4. Самые жуткие грешники не удостоятся воскресения. “Конечно, не все люди когда-либо жившие люди будут воскрешены. Некоторые совершали грехи, которые не будут прощены. Те, которые будут казнены в скоро предстоящей “великой скорби” будут среди тех, кто потерпит вечную погибель”.
Таким образом свидетели Иеговы выходят из затруднения, возникающего пред адвентистами - “Зачем Богу воскрешать тех, кто будет Им тотчас уничтожить?”. Но из этого затруднения они выходят ценой вступления в противоречие с прямым учением Господа. Христос говорит: “наступает время, в которое все находящиеся во гробах услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждение” (Ин. 5, 28-29). Так же учит нас и ап. Павел, говоря: “всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое” (2 Кор. 5, 10). И перед правителями и царями апостол, будучи устами Святого Духа (Мф. 10, 20), учил тому, “что будет воскресение мертвых, праведных и неправедных” (Деян. 24, 15). И действительно, если из-за грехопадения Адама все подверглись смерти, то неужели Христос не может дать всем воскресение? Нет! “Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут” (1 Кор. 15, 22). Если есть люди, которые неподвержены Адамовой смертности, тогда найдутся и те, кто избегут Христова воскресения. Но ни того, ни другого не будет и потому сектанты должны или открыто отказаться от Писания, или признать, что будет как всеобщее воскресение, так и вечное воздаяние всем, и праведным, и нечестивым! К слову говоря здесь вероучение сектантов страдает внутренним противоречием. Они утверждают, что Иоанн «видел как гадес был „повержен в озеро огненное". Что это означает? Что он будет уничтожен; он перестанет существовать, потому что будет полностью опорожнен». Как мы помним, гадес, в представлении иеговистов, «общая могила человечества» и если он будет «полностью опорожнен», то как могут какие-то люди при этом не воскреснут? Совершенно ясно, что у сектантов концы не сходятся с концами даже на соседних страницах одной и той же книги. А мы должны помнить, что для иеговистов все публикации руководящей корпорации – голос самого Иеговы, который видимо тоже не смог быть верным простейшей логике.
9. ТЫСЯЧЕЛЕТНЕЕ ЦАРСТВО
Обе рассматриваемые нами секты придерживаются хилиастических воззрений. И это заблуждение порождает у них ряд новых извращений антропологии. Наиболее ярким из которых является учение о неодновременности воскресения праведников и грешников. Но перед тем, как проанализировать этот важный антропологический постулат, надо сказать несколько слов о самой хилиастической доктрине сектантов. Сама по себе она является в их догматической системе «пятой ногой». У адвентистов – это время суда праведников над грешниками, когда Бог будет оправдываться перед первыми за то, что Он не удостаивает вечности их родственников и знакомых. В иеговистском же представлении нет принципиальной разницы между состоянием спасенных во время 1000-летнего царства и в вечности, которая будет происходит после Второго Суда (под которым подразумевается уничтожение грешников после восстания сатаны и грешников в конце тысячи лет).