Смекни!
smekni.com

Задачи искусственного интеллекта 7 Тест по теме «История развития искусственного интеллекта» 9 (стр. 23 из 24)

Нейронные сетикласс моделей, основанных на биологической аналогии с мозгом человека и предназначенных после прохождения этапа так называемого обучения на имеющихся данных для решения разнообразных задач анализа данных.

Нейронная сеть – это процессор с массивным распараллеливанием операций, обладающий естественной способностью сохранять экспериментальные знания и делать их доступными для последующего использования. Он похож на мозг в двух отношениях: сеть приобретает знания в результате процесса обучения и для хранения информации используются величины интенсивности межнейронных соединений, которые называются синаптическими весами.

Нейрокомпьютер - это вычислительная система с архитектурой аппаратного и программного обеспечения, адекватной выполнению алгоритмов, представленных в нейросетевом логическом базисе.

Обучение нейронной сети (Training) - целенаправленный процесс изменения межслойных синаптических связей, итеративно повторяемый до тех пор, пока сеть не приобретет необходимые свойства.

Обучение с учителем или обучение контролируемое или обучение управляемое (Supervised learning, Associative learning). Обучение с учителем предполагает, что для каждого входного вектора существует целевой вектор, представляющий собой требуемый выход. Вместе они называются обучающей парой. Предъявляется выходной вектор, вычисляется выход сети и сравнивается с соответствующим целевым вектором, разность(ошибка) с помощью обратной связи подается в сеть и веса изменяются в соответствии с алгоритмом, стремящимся минимизировать ошибку. Векторы обучающего множества предъявляются последовательно, вычисляются ошибки и веса подстраиваются для каждого вектора до тех пор, пока ошибка по всему обучающему массиву не достигнет приемлемо низкого уровня.

Обучение без учителя или самообучение или обучение неконтролируемое или обучение неуправляемое (Unsupervised learning, Self-organization) Алгоритм обучения без учителя подстраивает веса сети так, чтобы получались согласованные выходные векторы, т. е. чтобы предъявление достаточно близких входных векторов давало одинаковые выходы. Процесс обучения выделяет статистические свойства обучающего множества и группирует сходные векторы в классы.

Переобучение сети (Over training, Overfitting) Если, в результате обучения, нейронная сеть хорошо распознает примеры из обучающего множества, но не приобретает свойство обобщения, т.е. не распознает или плохо распознают любые другие примеры, кроме обучающих, то говорят, что сеть переобучена. Переобучение – это результат чрезмерной подгонки сети к обучающим примерам.

Сходимость процесса обучения (Coincidence of the learning algorithm). Целью процедуры минимизации является отыскание глобального минимума, достижение его называется сходимостью процесса обучения.

Задача классификации (Classification problem) заключается в разбиении объектов на классы, когда основой разбиения служит вектор параметров объекта. Объекты в пределах одного класса считаются эквивалентными с точки зрения критерия разбиения. Сами классы часто бывают неизвестными заранее и формируются динамически (как, например, в сетях Кохонена). Классы зависят от предъявляемых объектов, и поэтому добавление нового объекта требует корректирования системы классов.

Кластеризация (Сlustering) – это один из методов анализа данных, позволяющих классифицировать многомерные наблюдения, каждое из которых описывается набором переменных X1,X2…Xn. Целью кластеризации является образование групп схожих между собой объектов.

Основные определения по теме «Эволюционное моделирование»

Эволюционное моделирование - направление в математическом моделировании, объединяющее компьютерные методы моделирования эволюции, а также близкородственные по источнику заимствования идей другие направления в эвристическом программировании. Включает в себя как разделы генетические алгоритмы, эволюционные стратегии, эволюционное программирование, искусственные нейронные сети, нечеткую логику.

Генетический алгоритм (Genetic algorithm, как направление исследований) - раздел эволюционного моделирования, заимствующий методические приемы из теоретических положений популяционной генетики. Представляет собой своего рода модель машинного исследования поискового пространства, построенную на эволюционной метафоре. Характерные особенности: использование строк фиксированной длины для представления генетической информации, работа с популяцией строк, использование генетических операторов для формирования будущих поколений. Генетические алгоритмы, являясь одной из парадигм эволюционных вычислений, представляют собой алгоритмы случайного направленного поиска для построения (суб)оптимального решения данной проблемы, который моделирует процесс естественной эволюции.

Генетические алгоритмы (как метод) - адаптивные методы поиска, которые используются для решения задач функциональной оптимизации.

Кроссовер, скрещивание(Crossover) - процедура или оператор в генетических алгоритмах, используемые для получения разнообразия в процессе воспроизводства. При одноточечном кроссовере берутся две хромосомы потомка, на них случайным образом выбирается точка, и для этой точки происходит обмен генетического материала потомков. При двухточечном кросcовере происходит тоже самое, только выбирается случайным образом две точки.

Мутация (Mutation) - оператор в генетических алгоритмах, предназначенный для внесения разнообразия в процесс размножения, с очень малой вероятностью двоичная мутация заменяет биты в хромосоме случайными битами, значение этой вероятности является параметром генетического алгоритма.

Ген (Gene) в генетических алгоритмах представляет собой основную единицу информации, определяющую характеристику особи. Например, если мы используем генетический алгоритм для обучения нейронной сети, то тогда в качестве генов мы будем использовать веса связей между нейронами. Гены в реализации генетических алгоритмов обычно представляют собой битовые строки фиксированной длины.

Генотип (Genotype) – представление особи в терминах генетического алгоритма.

Фенотип (Phenotype) – представление особи в виде, имеющемся в реальном мире.

Хромосома, особь (Chromosome) – представляет собой базовый элемент генетического алгоритма. Она представляет собой набор генов, описывающих параметры особи и однозначно определяет ее. Например, в задаче обучения нейронной сети хромосома будет содержать в себе полностью все настраиваемые параметры. Обычно при реализации генетического алгоритма размер хромосом от эпохи к эпохе не изменяется, хотя встречаются и исключения.

Приспособленность, фитнесс (Fitness) – параметр, определяющий насколько хорошо данная особь отвечает требованиям. Она рассчитывается для каждой особи на основе данных, закодированных в генотипе, и используется для выбора наиболее приспособленных особей.

Популяция (Population)– совокупность особей, участвующих в генетических операциях. В классических реализациях алгоритма ее размер постоянен.

Эпоха (Еpoch) – один этап функционирования генетического алгоритма. На нем осуществляется вычисление приспособленности каждой особи популяции. Затем на основании приспособленности отбираются хромосомы, участвующие в формировании следующей эпохи. Затем к ним применяются генетические операции, такие как скрещивание, мутация и т.д.

Основные определения по теме «Нечеткие множества и нечеткая логика»

Нечеткая логика (Fuzzy logic) Умозаключение с использованием нечетких множеств или множеств нечетких правил. Это направление восходит к первым работам по нечетким множествам, выполенным Лофти Заде (Lofti Zaden) в 1960-1970 гг.

Неопределенность является неотъемлемой частью процессов принятия решений. Их принято разделять на три класса:

· неопределенность, связанная с неполнотой наших знаний о проблеме, по которой принимается решение;

· неопределенность, которая возникает в связи с непредсказуемостью реакции окружающей среды на наши действия;

· неопределенность – неточно понимаются цели непосредственно самим ЛПР.

Нечеткое множество А Í Х представляет собой набор пар

где х Î Х и
— функция принадлежности, т.е.
которая представляет собой некоторую субъективную меру соответствия элемента нечеткому множеству и может принимать значения от нуля, который обозначает абсолютную не принадлежность, до единицы, которая, наоборот, говорит об абсолютной принадлежности элемента х нечеткому множеству А.

Нечетким числом называется выпуклое нормальное нечеткое множество с кусочно-непрерывной функцией принадлежности, заданное на множестве действительных чисел.

Лингвистическую переменную можно определить как переменную, значениями которой являются не числа, а слова или предложения естественного (или формального) языка.

Терм–множеством (term set) называется множество всех возможных значений лингвистической переменной.

Термом (term) называется любой элемент терм–множества. В теории нечетких множеств терм формализуется нечетким множеством с помощью функции принадлежности.

Дефаззификацией (defuzzification) называется процедура преобразования нечеткого множества в четкое число.