Федеральное агентство по образованию.
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тверской Государственный Университет».
Факультет психологии и социальной работы.
Реферат на тему: «Понятие “обратная связь”. Игры, направленные на получение обратной связи».
Выполнил студент Золотёнкова А.А.
Проверил преподаватель кафедры клинической психологии Шаева В.Н.
Тверь 2007
Понятие “обратная связь”
Обратная связь - это вербальный или невербальный сигнал от получателя информации к его источнику, служащий ответом на инициирующее высказывание или поведение. Влияние обратной связи сказывается на том, какая информация передается, какие средства используются для ее передачи, как воспринимается сообщение. Поэтому она имеет сигнальную функцию. С другой стороны, получая обратную связь, мы можем изменить смысл и характер сообщения с тем, чтобы добиться большего взаимопонимания. В этом случае обратная связь имеет коррективную функцию.
Количество и качество обратной связи влияет не только на процесс
непосредственной коммуникации, но и влияет на характер дальнейших взаимоотношений партнеров. Поэтому имеет смысл говорить об обратной связи как условии эффективной коммуникации. Внимание к тому, какой эффект ваша обратная связь имеет на партнера и на вас самих, как она способствует достижению целей коммуникации, является одним из компонентов профессиональной компетентности в общении.
Обратная связь может быть директивной (оценочной) и недирективной (безоценочной).
Директивная обратная связь основана на выражении собственной позиции и взглядов. Она используется тогда, когда мы хотим, чтобы наша точка зрения оказала влияние на образ мыслей или поведение партнера. Здесь надо помнить о том, что оценка, критика и даже похвала затрудняют самовыражение, приводят в действие механизмы психологической защиты. Непременное условие употребления директивной обратной связи - полное понимание обращенного к вам высказывания и обстоятельств, в которых оно сделано. Оценочное высказывание (если оно необходимо) следует сделать по возможности неопределенным, звучащим как выражение вашей собственной системы взглядов или ценностей, не приговор. Целесообразно при этом указать причины, которые привели вас к тому или иному оценочному выводу.
Цель недирективной обратной связи - создать у партнера ощущение
психологического комфорта, дать ему возможность свободно продолжать высказывать свои мысли. Безоценочность обратной связи достигается отсутствием в ней мнений или взглядов, особенно выраженных в категоричной форме. Безоценочная обратная связь применяется, по крайней мере, в двух случаях:
1) если мы хотим узнать больше, получить нужную информацию;
2) если хотим дат возможность партнеру обдумать ситуацию, высказать собственную идею или решение.
В первом случае средствами обратной связи являются соответствующим образом сформулированные вопросы и невербальные сигналы, демонстрирующие заинтересованность. В этих же случаях целесообразно прибегать к перефразированию, воспроизведению смысла выражаемого собеседником. Безоценочная обратная связь ведет к созданию атмосферы психологической поддержки, делает общение более открытым. Она используется и как “разведка” состояния партнера, и как средство помочь ему справиться с его раздражением, неуверенностью и т.п.
Игры, ориентированные на получение обратной связи
Способов, обеспечивающих подачу обратной связи, существует большое количество. Все зависит от изобретательности ведущего и особенностей группы. Возможно, участники предпочитают вербальные средства взаимодействия, а может быть, для них проще делиться обратными связями невербально. Ведущий, кстати, вовсе не обязан идти на поводу группе и облегчать ей жизнь. Порой нужно поступать вопреки её желаниям: так, излишне разговорчивой группе, склонной к интеллектуализированию и несколько отвлеченным абстрактным рассуждениям, бывает полезно подкидывать упражнения, ориентированные на развитие неречевых способов взаимодействия и общения.
Первая проба на роль.
В тренинге самосознания могут эффективно использоваться психологические техники. Большое место занимают упражнения с применением ролевых игр. Описываемая ниже игровая процедура является своего рода подготовкой к глубокой психодраме, которая может быть проведено на последующих этапах тренинговых занятий. Здесь еще не нужно играть роль, но уже можно попробовать осуществить одну из функций протагониста - выбрать роль, подходящая для того или иного человека.
Приводимое ниже упражнение имеет смысл только в группе ранее не знакомых между собой людей, в противном случае будет наблюдаться лишь проекции прошлого опыта взаимоотношений, в определенной мере «здесь и теперь». «Первая проба на роль » проводится в самом начале тренинга, лучше всего еще до момента самопрезентации, во время которой участники рассказывают о себе (если вообще такая самопрезентация проводится, что, на наш взгляд, не является обязательным). В результате участия в этой игре члены группы впервые получают обратную связь друг от друга на основе пока еще минимальной информации.
- Не только психологам, но и всем другим хорошо известно, какое значение имеет первое впечатление, производимое на нас новым знакомым, для стиля и уровня нашего дальнейшего общения. Напомним, что существует, например, так называемое «правило 15 секунд», согласно которому основы отношения к партнеру закладываются в первые 15 секунд общения с ним, «эффект ореола», связанный, в частности, с возникновением у нас устойчивых установок по отношению к человеку на основе полученной до контакта информации о нем, и т.д. Первым впечатлением может оказаться как абсолютно точным (вид свежему глазу виднее мелочи и детали, которые мешают заметить привычку), так и 100% ошибочным.
Вы еще совсем мало знаете, друг друга, поскольку встретились вот здесь совсем недавно. Однако известные 15 секунд уже миновали, и какое то мнение друг о друге по первому впечатлению у вас уже сложилось. Поэтому я предлагаю вам обменяться этими самыми впечатлениями, но в рамках определенной тренинговой процедуре. Каждый по очереди будет садиться на этот стул – назовем его «стулом презентации», - остальные участники группы попробуют ответить на несколько вопросов этого человека.
Стул не следует ставить в центре круга. По скоку напряженность участников в начале работы группы еще велика, не нужно создавать для игрока на стуле излишне дискомфортную обстановку, тем более что он может оказаться очень тревожным и застенчивым. Достаточно чуть-чуть выдвинуть стул из круга.
Вопросы эти не имеют цели заставить вас проявлять недюжинные способности к проницательности и угадывать реальные характеристики человека, его личностные качества и профессию. Я предлагаю вам представить себя кинорежиссерами, которым представит снимать некий фильм. Для фильма нужно подобрать актера, пригодных для той или иной роли. Один человек, к примеру, благодаря своей внешности, манере общения и речи, другим особенностям не плохо сыграл бы графа Калиостро, но зато не в коей мере не годится на роль Чичикова. Из другой актрисы получилось бы, скажем, замечательная Офелия, но ей совершено чуждо роль Краской Шапочки. Таким образом, вам нужно просто определить, какая роль по прежним признакам человека и особенностям поведения, которые вы успели заметить, в большей степени ему соответствует. Роль может быть реальной, те из известных произведений. А может, вы снимите совершено новый фильм по собственному сценарию? тогда опешите, пожалуйста, что это за герой, на роль которого способен претендовать человек на «стуле презентации », его возраст социальный статус, профессию, и другие его характеристики, время действия фильма, и тому подобное. Пожалуйста, кто первый?
На начальной стадии групповой работы далеко не всегда мгновенно находятся добровольцы. Существует довольно много приемов, провоцирующих первого участника. Можно, например, скомандовать: «Лидеры, встаньте! ». И, в полнее вероятно, поднимутся несколько человек. Ведущему останется только выбрать. Следующим участникам окажется тот, кто сидит от первого, допустим, справа, и далее по кругу. В крайнем случае, ведущий может предложить стать первому участнику, сидящему рядом с ним.
-И так, первый из участников сидит на «стуле презентации». Поаплодируем ему за смелость. Уважаемые кинорежиссеры! Внимательно посмотрите на этого человека. Какую роль вы могли бы предложить сыграть в ваших фильмах?
При необходимости ведущий задает участникам уточняющий вопрос . Это особенно важно когда роль дается только описательным или не знакома всем участникам . участнику сидящему на «стуле презентации», ничего говорить не приходится . Он слушает талька мнение других. Не является обязательным высказываться всем. Пусть говорят те у кого уже появилась четкое представление о возможной роли кандидата . Упражнение следует проводить в достаточно быстром темпе , чтобы избежать утомления . Вместе с тем нужно обеспечить каждому члену группы четкую обратную связь через конкретное определение соответствующей роли и, лучше всего , не одной. Если группа велика, то после прохождение через «стул презентаций» трех – четырех игроков можно предложить продолжить упражнение в подгруппах по 6-7 человек
Рефлексия мыслей и переживаний проводится после того, как все члены группы побывают на «стуле презентации». Важно, чтобы каждый высказался, на сколько предложные ему роли совпадает собственным представлениям о себе и своих «жизненных ролях»
Были ли на их взгляд точные попадания?
Какие роли, «увиденные » в их исполнение кино режиссерами, вызвали недоумение, или даже протест?