Для социального развития села большое значение имеет решение проблемы сочетания сельскохозяйственного и промышленного труда. Суть предложения состоит в том, что работники сельского хозяйства в свободное от сельскохозяйственных работ время могли бы быть заняты в промышленном производстве и на промыслах.
Однако в целом промышленные производства в сельском хозяйстве развиты очень слабо. В работе подсобных промышленных предприятий участвует незначительное количество людей, а затраты на них не превышают нескольких процентов всех годовых затрат труда в общественном хозяйстве.
Еще в меньшей мере используется труд крестьян в работе различных промыслов. Имевшие в свое время место ошибочные установки привели к тому, что кустарные промыслы постепенно пришли в упадок и в конце концов были почти полностью ликвидированы. Это пагубно отразилось на финансовом положении села, а в социальном отношении привело к тому, что страна лишилась большого количества изделий, удовлетворяющих бытовые нужды населения. Отметим также, что неполно использовались трудовые ресурсы села, велики были потери доходов, которые приносили эти промыслы при реализации продукции как внутри страны, так и за рубежом.
Большую и сложную часть проблем социального развития на селе представляют совершенствование крестьянского быта, повышение культурного обслуживания сельского населения и изменение крестьянской психологии. Анализ показывает, что материальная основа крестьянского быта и крестьянской психологии осталась во многом такой же, как и прежде. Для повседневного уклада крестьянина все еще характерна высокая степень консервативности и индивидуализма. Формы удовлетворения бытовых потребностей меняются очень медленно.
Новые тенденции в переустройстве быта деревни сплошь и рядом соседствуют с вековыми, устаревшими обычаями, технической беспомощностью и несостоятельностью. Используя современные строительные материалы, в деревне часто строят все те же хаты, нередко неуютные, не соответствующие техническим и санитарно-гигиеническим требованиям. Новое жилище крестьянина должно быть современным и максимально приспособленным к условиям жизни в деревне. Вот почему, к примеру, жители села отвергли надуманное массовое строительство многоэтажных домов, в которых не были учтены особенности повседневного уклада жизни крестьянина.
Особо трудные проблемы стоят, перед сферой культуры на селе. В 70-е – начале 80-х годов непосредственно «у себя» (в своей деревне, селе) клубы имели 84% населенных пунктов, а библиотеки – 34% (В.С.Тапилина). К середине 90-х годов эта ситуация еще больше осложнилась – многие библиотеки и клубы просто прекратили свое существование: государство не может их поддержать, а большинство сельских производственных организаций находится на грани выживания. Экономическая целесообразность вступила в противоречие с социальными потребностями – значительное число сельских жителей лишено возможности регулярно удовлетворять духовные потребности.
Отстают от общих по России показателей и другие характеристики развития села: школы не обеспечены кадрами учителей, невелика сеть музыкальных, художественных и других специализированных учреждений, не развита сеть дошкольного воспитания.
Неудовлетворительно решаются и вопросы здравоохранения. На низком уровне находится обеспеченность врачами. И самое главное – большинство жителей села сориентировано в основном на помощь со стороны городских больниц и поликлиник или на самолечение.
Особое место в социологии села занимает анализ состояния и тенденций функционирования сознания сельской интеллигенции как социальной группы. Сельский учитель еще со времен земства был и просветителем, и фельдшером, и агрономом, и советчиком крестьянина во всех его делах. Постепенно село приобретало и другие группы представителей умственного труда – специалистов сельского хозяйства, медицинских работников, представителей культурно-просветительной деятельности и т.д. В тех случаях, когда промышленность, строительство становились частью сельской жизни, интеллигенция была представлена инженерными кадрами. Но чем больше деревня насыщалась работниками умственного труда, тем меньше она дорожила ими и тем слабее они исповедовали идею служить людям там, где начали трудиться. Интеллигенция еще более стремительно, чем сами крестьяне, вымывалась из сельской жизни. А пополнение ее рядов из выпускников вузов и техникумов походило на черпание воды решетом. Все большее отставание деревни от потребностей времени становилось устойчивой тенденцией. И это не могло не сказаться на процессе постоянной деградации деревни как в производственном, так и в духовном аспекте. Отдельные позитивные примеры никак не решали проблему в целом: жизнь на селе теряла притягательность со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Не случайно, по данным П.П.Великого, 40% опрошенных в 1994 году крестьян не желают, чтобы дети унаследовали их социальный и имущественный статус. Более того, в этом же исследовании было выявлено (по сравнению с 1992 и 1993 годами) серьезное ухудшение экономического положения, социальной защищенности, перспектив будущего (4).
Одним из серьезных изменений и сдвигов в социальном настроении на селе является поведение подрастающего поколения, определяющего перспективы своей жизни. Анализ сочинений старшеклассников в селах Саратовской области показал, что становится все меньше и меньше желающих выбрать профессию, связанную с возможной жизнью сельского интеллигента.
В целом ситуация в деревне как бы еще раз наглядно подчеркивает реальность «идиотизма» деревенской жизни. А это не может не фиксироваться в общественном сознании, не противопоставляться жизни в городе и приводить к выводам не в пользу сельской жизни.
1. Энгельгардт А.Н. Из деревни. Двенадцать писем (1882–1888). М., 1987.
2. См. подробнее: Виноградский В.Г. Крестьянские сообщества сегодня (южно-российский вариант) // СОЦИС. 1996. № 6.
3. Гришаев В.В. Сельскохозяйственные коммуны России (1918– 1929). М., 1976.
4. Великий П.П. Сельская действительность (социологический ракурс) // СОЦИС. 1996. № 10. С.42.
1. Характеристика жизни крестьян в работах А.Н.Энгельгардта.
2. Судьбы сельского учительства.
3. Причины и эффективность многообразия форм хозяйствования в 1920-е годы.
4. Колхозная собственность: замыслы и реальность.
5. Эволюция крестьянского сознания (от 20-х до 80-х годов).
6. Фермерство и перспективы его развития.
7. Культурная среда современной деревни: состояние, проблемы, перспективы.
1. Что изучает социология села?
2. В чем состоят основные социально-экономические проблемы села?
3. Какие формы собственности и формы хозяйствования на селе существовали в советское время?
4. Какие изменения произошли в поселенческой структуре в сельской местности с 30-х по 90-е годы?
5. Дайте характеристику культурной жизни села.
6. Почему устойчивы традиции и обычаи на селе?
7. Какие изменения произошли в образе жизни крестьянства в 30-90-е годы?
8. Каковы особенности сознания и поведения современной сельской молодежи?
Экологическая социология прошла сложный и трудный путь своего становления и окончательно сложилась (хотя и продолжает существовать несколько параллельных, но взаимосвязанных концепций) в конце 80-х годов. По мнению О.Н.Яницкого, она в своем развитии прошла три этапа: человеческая и городская экология в 1920–1930-х годах; социология экологических проблем, которые по-разному решались в США, Западной Европе, СССР – в 60-70-е годы, и собственно экологическая социология, возникшая как осмысление идей Римского клуба, идей комиссии ООН по среде и развитию («Наше общее будущее»), а также крупных глобальных или региональных изменений и событий (катастроф), возникших под совокупным воздействием индустриализации, урбанизации и роста народонаселения [1].
С конца XIX – начала XX века, когда проблемы экологии начали становиться предметом общественных дебатов, ими занимались ученые самых различных направлений. С одной стороны, это естествоиспытатели (ранее – В.В.Докучаев, В.И.Вернадский, в настоящее время Н.Н.Моисеев, В.А.Коптюг, А.А.Яблоков, А.Л.Яншин и др.) или обществоведы (ранее В.В.Соловьев, Н.Я.Данилевский, в настоящее время – С.П.Баньковская, Э.В.Гирусов, О.С.Колбасов, А.В.Мозговая, О.М.Рой, И.А.Сосунова, А.Д.Урсул, С.Р.Фомичев, О.Н.Яницкий и др.).
Специалисты по экологической социологии представлены несколькими течениями: марксистами и неомарксистами (П.Диккенс, У.Бек), сторонниками символического интеракционизма (Д.Дюкло), «конструктивистами» (Ф.Бэтгэл) и постмодернистами самых различных ориентации [2].
Вполне естественно, что такое многообразие различных школ и ориентации представлено самыми различными концепциями. Не останавливаясь подробно на каждой из них, следует еще раз подчеркнуть, что экологическая социология как единая теория возникла недавно – в 80-е годы XX века.
Исходя из концепции социологии жизни, автор уделяет первостепенное внимание тем реальным социальным процессам, из которых складывается жизнь сотен миллионов людей и без рассмотрения которых экологическую социологию невозможно отделить от смежных дисциплин, исследующих эти проблемы. Поэтому в главе наряду с характеристикой общей экологической ситуации первостепенное внимание уделяется экологическому сознанию и соответствующей деятельности с учетом конкретной экологической обстановки. В связи с этим анализируется экологическое сознание и поведение населения в целом или отдельных его групп, затем тех экологических организаций (экологического авангарда), которые активно отстаивают позиции различных экологических движений. Кроме того, в главе затрагиваются экологическая позиции тех социальных сил, которые представляют интересы государства и хозяйственных субъектов на федеральном и региональных уровнях.