Комплексная задача реконструкции системы государственного управления, оптимизация структуры системы органов государственной власти, численности и профессионального состава государственного аппарата в качестве важных составляющих включает: структуризацию государственных информационных ресурсов, развитие государственной информационно-коммуникационной инфраструктуры, внедрение современных технологий информационного обеспечения государственного управления. Компетентность и профессионализм кадров государственного аппарата предполагает активное использование не только узко отраслевой и ведомственной информации, но и негосударственных информационных ресурсов и альтернативных информационных потоков, активное информационное взаимодействие с обществом и его институциональными структурами, выполнение государственными служащими социально-образовательной функции массового информирования. Последнее играет весьма важную роль в формировании морально-психологического климата в обществе, мировоззренческих установок, чувства ответственности перед обществом и государством у каждого сознательного субъекта общества. Уровень информированности населения, его основных социальных групп, отдельных граждан, качество информационных услуг, оказываемых обществу государственными служащими различных рангов, в значительной степени определяет наличие социальной опоры государственной власти, доверие к ее политике. Поэтому общегосударственная система подготовки и переподготовки кадров для государственного аппарата в новых политических, социально-экономических и организационно-технологических условиях особое внимание должна уделять информационному образованию будущих государственных служащих различных рангов.
Особого внимания заслуживает такая проблема идеологического характера, которую можно условно назвать “иллюзией аполитичности государственного аппарата”. Эта проблема для каждой ветви власти проявляется по разному, но связана в разных ветвях и на разных уровнях государственной власти с одним и тем же – со смешением понятий “партийной” и “государственной” политики. Если для законодательных органов власти выработка политики, реализуемой в законотворчестве, происходит на основе установленных их регламентами правил и процедур учета различных политических установок депутатского корпуса, то для системы органов исполнительной власти эта проблема решается значительно сложнее.
В настоящее время в российской системе государственной службы пытаются реализовать принцип, в соответствии с которым служащие государственного аппарата должны сохранять нейтралитет к любым партийным интересам и установкам и не проявлять их в своей служебной деятельности. Однако этот разумный демократический принцип не должен противоречить тому, что государственный аппарат должен осуществлять именно государственную политику в соответствии с действующим законодательством, в рамках которого уже достигнуто определенное согласование партийных интересов. Реализация государственной политики по разным отраслям и сферам государственного управления - функциональная обязанность государственного аппарата, и неправильно трактуемое утверждение о его аполитичности только снижает требовательность к государственным служащим и к их ответственности за результаты деятельности. Отсутствие у конкретных исполнителей различных ветвей, уровней и органов государственной власти согласованности в проведении единой государственной политики и, как следствие, отсутствие у граждан и юридических лиц ясной и понятной информации о проводимой тем или иным органом государственной власти политике в рамках его компетенции влечет за собой не только, как уже отмечалось, снижение ответственности государственных служащих, создает условия для коррупционных отношений, самоуправства должностных лиц и организационной анархии, но приводит еще к одному негативному результату, который можно определить как информационный фактор снижения авторитета государственной власти.
Демократичность государственной власти на информационном языке означает не просто ее открытость, обеспечение гласности деятельности всей системы органов государственной власти. Это означает и создание комфортных условий для использования всех национальных информационных ресурсов гражданами, институциональными структурами общества, обществом в целом. Необходимая для развития гражданского общества информационная открытость системы государственной власти не может быть достигнута без активного участия самой государственной власти (в рамках задачи информационного обеспечения ее деятельности) в формировании и развитии системы информационного законодательства, системы информационных ресурсов, информационно-коммуникационной инфраструктуры. Все это - важные предпосылки формирования и развития единого информационного пространства страны.
Глава 8. Региональные аспекты информатизации государственного управления
Региональные аспекты государственной информационной политики имеют для России особую значимость: она представляет собой федеративное государство с многонациональным населением и обширной территорией, в состав которого входят 89 субъектов федерации.
Первостепенной проблемой государственной информационной политики следует признать построение региональных звеньев общегосударственной информационно-коммуникационной инфраструктуры, связывающих высокоскоростными телекоммуникационными каналами органы государственной власти и местного самоуправления субъектов Российской Федерации, территориально-распределенные депозитарии государственных и негосударственных информационных ресурсов, научные, информационные и вычислительные центры различной ведомственной принадлежности регионального и федерального уровня. Это позволит не только создать современную организационно-технологическую базу реализации проведения государственной информационной политики, но и перестроить соответствующим образом всю информационную сферу России: улучшить информационное обслуживание населения, повысить эффективность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, использования и развития общегосударственной информационно-коммуникационной инфраструктуры.
Это многоплановая задача. Необходимость ее постановки и решения тесно связана со структурной перестройкой производства, финансово-инвестиционной инфраструктуры, технологической базы, отношений собственности, государственной системы власти и управления, взаимоотношений между федеральной и региональными властями. При этом фактором, определяющим главные характеристики процесса такой перестройки, становится объективно нарастающая децентрализация управления всей жизнедеятельностью регионов России, переход к ним политической, экономической и социальной инициативы.
Формирование информационной инфраструктуры России происходит практически параллельно на трех уровнях: федеральном, межрегиональном (с объединением нескольких регионов) и региональном. Естественно, региональные инфраструктуры не смогут долго развиваться в автономном режиме и объективно неизбежно их объединение в межрегиональные инфраструктуры, а затем - в национальную информационно-коммуникационную инфраструктуру. Общую задачу информатизации государственной власти можно условно разделить на две взаимосвязанные задачи:
· информатизация системы государственной власти как на федеральном, так и на региональном уровнях; объектами информатизации здесь являются структуры и отдельные органы государственной власти;
· формирование национальной информационно-коммуникационной инфраструктуры, главными объектами информатизации в рамках которой являются регионы России и их объединения.
В организационно-технологическом аспекте первая задача относится к классу известных в теории управления задач автоматизации процессов принятия решений и контроля их выполнения. Ее реализация должна базироваться на национальной информационно-коммуникационной инфраструктуре, включающей единую систему информационных ресурсов страны.
Традиционные вертикальные связи между федеральным и региональными уровнями претерпели заметное изменение и существенно ослабли, но одновременно стали возникать новые горизонтальные связи внутри регионов и между ними. Вместо ведомственных, отраслевых структур, пронизывавших всю страну и формировавших инфраструктуру, скелет народного хозяйства, самостоятельное развитие регионов и их хозяйственных структур потребовало формирования на территории каждого региона целостного социально-экономического пространства, опирающегося на природные ресурсы региона. Однако замыкание связей внутри регионов, определенных достаточно условным и устаревшим административно-территориальным делением России становится неэффективным. Это приводит к органичному, добровольному объединению субъектов Российской Федерации в межрегиональные сообщества. Этот долгий и в определенном смысле противоречивый процесс обусловлен переходом к рыночной экономике и децентрализацией государственного управления. На федеральном уровне межрегиональные сообщества выступают в виде ассоциаций межрегионального сотрудничества. В настоящее время имеется уже восемь таких ассоциаций, каждая из которых объединяет несколько соседних субъектов Федерации. Влияние этих ассоциаций неуклонно возрастает, и при Правительстве Российской Федерации создан Координационный совет, состоящий из их президентов, а представители ассоциаций включаются в состав коллегий федеральных министерств. Структура и состав межрегиональных сообществ, портфели их межрегиональных программ, их роль и влияние на развитие страны весьма различны, но отражают объективные тенденции развития представляемых ими регионов.