Появление данного закона, подписанного Президентом с первого раза, позволило существенно снизить остроту политической ситуации вокруг СМИ. Хотя представители оппозиции впоследствии неоднократно поднимали в Государственной Думе вопросы о деятельности отдельных СМИ и журналистов, но при наличии уже принятого федерального закона вынуждены были ограничиваться принятием “грозных” постановлений, не имеющих юридической силы. Правда, к концу срока своих полномочий пятая Государственная Дума исключительно из конъюнктурных соображений в связи с образованием акционерного общества “Общественное российское телевидение” приняла в декабре 1995 года в третьем чтении Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации”. Совет Федерации одобрил данный законопроект. Но Президент совершено справедливо наложил на него вето, обосновав это тем, что действие Федерального закона “О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации” не распространяется на СМИ, учрежденные с участием государства, поскольку не учитывает права и законные интересы иных учредителей, а возложение одним из учредителей особых обязанностей на СМИ не соответствует части второй статьи 18 закона “О средствах массовой информации”. Кроме того, Президент отметил (со ссылкой на статью 48 части первой Гражданского кодекса), что в случае, если в число учредителей СМИ будет входить любая государственная организация, например, государственное предприятие, этого будет достаточно для отнесения данного СМИ к учрежденным с участием государства, а это неправомерно и не соответствует части первой статьи 7 закона “О средствах массовой информации”, выделяющей в качестве отдельной категории учредителей государственные органы, но не организации.
Существенное внимание Комитет по информационной политике и связи пятой Государственной Думы уделил проблеме государственной экономической поддержки средств массовой информации и книгоиздания. В ноябре 1995 года вступил в действие Федеральный закон “Об экономической поддержке районных (городских) газет”. Суть этого закона состоит в регламентации формирования Федерального реестра районных (городских) газет, в который может быть включена только одна районная (городская) газета из числа издающихся на территории района (города), и порядка финансирования районных (городских) газет, включенных в Реестр, из средств федерального бюджета. В декабре 1995 года вступили в действие Федеральный закон “О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации” и сопутствующие ему Федеральные законы “О внесении дополнений в Закон Российской Федерации “О таможенном тарифе” и “О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах”.
С точки зрения законодательной техники сам закон “О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации” достаточно своеобразный нормативный правовой акт. Он содержит ограниченный набор отдельных правовых норм, регулирующих различные аспекты экономические деятельности в области СМИ и книгоиздания, но не реализует системный законодательный подход к проблеме государственной поддержки СМИ и книгоиздания, ради решения которой он и был разработан. Наиболее значимыми в реальной жизни стали нормы закона, освобождающие деятельность в области книгоиздания, связанного с образованием, наукой и культурой, и в области производства продукции СМИ, включая электронные и информационные агентства от налогов на добавленную стоимость и на прибыль (в части, зачисляемой в федеральный бюджет), а также от таможенной пошлины и сборов. Достаточно эффективными с точки зрения экономической поддержки этих видов деятельности можно признать нормы закона, установившие тарифы на пользование услугами организаций почтовой, телеграфной и телефонной связи на уровне бюджетных организаций и тарифы по оплате аренды помещений в зданиях, находящихся в федеральной собственности, на уровне организаций сферы культуры. Однако в соответствии с самим законом предусматривается только трехлетний срок действия этих норм и они должны утратить силу с 1 января 1999 года. Очевидно, что законодателю придется рассматривать вопрос о продлении (или не продлении) срока действия указанных норм.
Другую содержательную часть закона составляют правовые нормы, определяющие особенности приватизации предприятий, обеспечивающих выпуск газетной, журнальной и книжной продукции. Экономическую эффективность этих норм оценить трудно, так как прежде был установлен трехлетний мораторий на акционирование издательств и полиграфических предприятий, являющихся объектами федеральной собственности. Тем не менее, именно с точки зрения экономической эффективности вызывает серьезные опасения установленный законом порядок акционирования полиграфических предприятий на безвозмездной основе с распределением акций по закрытой подписке только между федеральной властью, самими полиграфическими предприятиями и редакциями СМИ и издательствами, получающими акции пропорционально объему выпускаемой ими на данном полиграфическом предприятии продукции. Имеющийся в России опыт бесплатной приватизации в других областях хозяйственной деятельности показывает, что такая приватизация экономически мало эффективна и сопряжена с серьезными юридическими проблемами, с коррупцией и криминалом.
Сопутствующие законы о внесении изменений и дополнений в законы о налогах и о таможенном тарифе были разработаны для устранения возможных законодательных коллизий. Их содержательные правовые положения практически дословно повторяют соответствующие положения основного закона. Это еще раз подтверждает, что большинство вопросов, регулируемых законом “О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации”, могли быть решены в более точном соответствии законотворческой технике - путем внесения поправок в соответствующие законы из сферы экономического законодательства. Именно из-за подобной коллизии нереализуемыми на практике оказались положения данного закона о валютном регулировании, так как Президент, не согласившись с предложениями законодателя в этой части, отклонил принятый в октябре 1995 года пятой Государственной Думой и одобренный Советом Федерации Федеральный закон “О внесении изменений в Закон РФ “О валютном регулировании и валютном контроле”.
Аналогичная судьба постигла и Федеральный закон “О федеральном комплекте учебников для общеобразовательных учреждений”, принятый пятой Государственной Думой и одобренный Советом Федерации в декабре 1995 года. Также в декабре 1995 года Президент отклонил этот закон, справедливо указав на его несоответствие действующей Конституции, в первую очередь, тех его положений, где законодательная власть вторгается в сферу, отведенную Конституцией исполнительной власти.
Практически на протяжения всего срока своей деятельности Комитет по информационной политике и связи пятой Государственной Думы вел работу над Федеральным законом “О телевизионном вещании и радиовещании”. Принятие его предусматривается частью второй статьи 30 Закона РФ “О средствах массовой информации”. У этого закона длинная и трудная история. В первом варианте закон был принят пятой Государственной Думой в третьем чтении 15 февраля 1995 года, но в этом варианте он был отклонен Советом Федерации 28 февраля того же года. После доработки закон был принят пятой Государственной Думой 12 мая 1995 года, одобрен Советом Федерации 17 мая, но отклонен Президентом 14 июня 1995 года. К концу срока своей деятельности 24 ноября 1995 года пятая Государственная Дума предприняла неудачную попытку преодолеть вето Президента. Не менее сложно судьба этого закона складывается и в шестой Государственной Думе: вокруг него скрещиваются противоположные экономические и политические интересы влиятельных социальных групп.
Концепция проекта Федерального закона “О телевизионном вещании и радиовещании”, разработанного в Комитете по информационной политике и связи пятой Государственной Думы, базируется на следующих принципах:
· право граждан на свободный поиск, получение, производство и распространение массовой информации посредством телерадиовещания гарантируется государством;.
· телерадиовещание в Российской Федерации осуществляется свободно, за исключением ограничений, предусмотренных законодательством;
· государство способствует развитию телерадиовещания в целях удовлетворения разнообразных информационных потребностей телезрителей и радиослушателей, широко распространения образования, культуры, утверждения общественной морали и нравственности, здорового образа жизни и укрепления семьи;
· в области телерадиовещания не допускается цензура и создание каких-либо организационных структур, в обязанность которых входит осуществление цензорских функций;
· устанавливается приоритет правил международных договоров, если они являются иными, чем те, которые содержаться в законодательстве Российской Федерации о телерадиовещании;