Для того, чтобы общество и государство развивались без социальных взрывов и потрясений необходимы адекватная реакция на прямые регулирующие воздействия власти и спокойная адаптация к условиям и правилам развития, определяемым этими воздействиями. Для формирования соответствующего морально-психологического, нравственного и эмоционального состояния общества вся система органов власти должна постоянно осуществлять дополнительное информационное взаимодействие с обществом, публично разъясняя свои решения и действия, а общество, его институциональные структуры и отдельные граждане должны иметь возможность открыто выражать власти свое отношение к ее решениям и действиям. Подобную адаптацию в рассматриваемой модели государства призван обеспечивать дополнительный контур регулирования, который можно назвать контуром адаптации. Он образуется, с одной стороны, обобщенным каналом передачи дополнительных адаптирующих воздействий власти на общество в форме специально подготовленной и публично распространяемой самой властью информации, объясняющей общие цели и задачи, стратегию и тактику ее деятельности, отношение к текущим внутриполитическим и внешнеполитическим событиям и с определенным упреждением разъясняющей смысл и направленность ее конкретных решений и действий и, с другой - обобщенным каналом реагирования общества на решения и действия власти в форме потока информации, отражающей отношение общества, его структур и граждан к текущим событиям, включая публично выражаемое через средства массовой информации общественное мнение, а также коллективные и частные заявления и обращения граждан.
Таким образом, в дополнительном контуре адаптации данной системы также можно выделить два обобщенных информационных потока – информационный поток, содержащий подготовленную самой властью дополнительную информацию о ее деятельности и реализующий канал передачи адаптирующих информационных воздействий власти на общество, и информационный поток, содержащий информацию, отражающую выраженную в различных формах реакцию общества, его структур и отдельных граждан на текущие события и действия власти, и реализующий воздействие общественного мнения на систему органов власти.
Гражданское общество представляет собой, как известно, сложный объект регулирования, и в его развитии можно условно выделить две существенно взаимосвязанные составляющие – развитие общества как целого и развитие его внутренней структуры. Поэтому часть управляющих воздействий власти направлена на формирование и развитие собственно гражданского общества и его институциональных структур – политических, экономических, профессиональных, корпоративных и иных организаций и объединений граждан, а информация о состоянии общества, поступающая в систему органов власти по каналу обратной связи, включает и информацию о состоянии и развитии его внутренней структуры. При этом в рассматриваемой модели следует выделить контур регулирования состояния и взаимодействия функциональных элементов сложного объекта (институциональных структур гражданского общества), который можно определить как контур стабилизации сложного объекта регулирования, предназначенный для обеспечения устойчивости его функционирования. Устойчивость функционирования и развития гражданского общества как сложного объекта регулирования обеспечивается устойчивым взаимодействием на основе свободного обмена информацией между его элементами, включая институциональные структуры и отдельных граждан. Таким образом, возникает еще один существенно значимый обобщенный информационный поток в рассматриваемой модели государства - совокупность информационных потоков массового информационного обмена и коммуникаций между гражданами, их организациями и объединениями, включающих, естественным образом, и первичную информацию о состоянии общества.
Как уже отмечалось, система органов власти представляет собой своего рода централизованно–децентрализованное управляющее устройство с разветвленной иерархической структурой. Для обеспечения эффективного и качественного решения стоящих перед этой системой функциональных задач управления она должна иметь не только четко организованную опорную структуру, но и обладать достаточной гибкостью для частичной перестройки своей структуры и перераспределения функциональных обязанностей между отдельными ее элементами с целью концентрации дополнительных усилий на решении приоритетных в данном временном интервале задач развития общества и государства. Поэтому часть управляющих воздействий власти направлена на регулирование структуры самой системы органов власти, связей между ее отдельными элементами и распределения функций между ними. При этом в рассматриваемой модели государства можно выделить контур регулирования структуры и взаимодействия функциональных элементов управляющего устройства, который можно определить как контур организации системы органов власти.
Помимо основных нормативных правовых актов для регулирования структуры системы органов власти, формирования связей, определения правил и порядка работы, установления взаимодействия между различными ветвями, уровнями и отдельными элементами внутри самой системы осуществляется принятие соответствующих управленческих решений, оформляемых в виде административно-распорядительных актов. Функциональные обязанности органов власти сводятся, помимо прочего, к подготовке директивной, инструктивной, аналитической, справочной, прогнозной и проектной информации и к обмену ею. Внутри этой системы между различными ветвями, уровнями и отдельными ее элементами образуются интенсивные информационные потоки, которые можно условно объединить в обобщенный информационный поток документооборота системы органов власти.
Таким образом, в рассматриваемой модели государства можно схематично выделить следующие обобщенные информационные потоки:
· поток нормативных правовых актов, представляющих собой прямые регулирующие воздействия;
· поток информации о состоянии общества (обратная связь);
· поток информации, отражающей общественную реакцию на текущие события и деятельность власти (еще одна разновидность обратной связи);
· поток формируемых властью адаптирующих информационных воздействий;
· поток массового информационного обмена и коммуникаций;
· поток документооборота системы органов власти.
Регулирование и технологическое (в широком смысле) обеспечение процессов формирования и распространения перечисленных информационных потоков составляет суть внутригосударственных задач информационной политики. При этом функциональный характер и информационные объемы конкретной задачи определяются, как правило, не одним, а совокупностью функционально взаимосвязанных информационных потоков. В этом смысле существенной особенностью обладает обобщенный информационный поток нормативных правовых актов. Эти акты являются регулирующими воздействиями и, в частности, составляют правовую основу решения всех функциональных задач информационной политики. Кроме того, этот информационный поток входит во все совокупности информационных потоков, определяющих характер и объемы отдельных функциональных задач информационной политики.
Помимо этого информационного потока функциональный характер и информационный объем задачи обеспечения информационного обслуживания населения и институциональных структур определяются информационными потоками массового информационного обмена и коммуникаций, а также адаптирующих информационных воздействий, формируемых властью. Конкретные функции и информационный объем задачи информационного обеспечения деятельности системы органов государственной власти и местного самоуправления определяются совокупностью информационных потоков информации обратной связи о состоянии общества, документооборота системы органов власти и информации, отражающей общественную реакцию на текущие события и деятельность власти. А характер и масштаб задачи обеспечения информационного взаимодействия гражданского общества и власти – совокупностью информационных потоков адаптирующих информационных воздействий, формируемых властью, и информации, отражающей общественную реакцию на текущие события и деятельность власти.
Предложенная модель государства есть система регулирования с обратной связью с выделением функциональных контуров и обобщенных информационных потоков. Ясно, что такая модель достаточно условна и схематична, так как в реальной жизни все информационные потоки и регулирующие воздействия достаточно тесно взаимосвязаны. И все же такой подход позволяет более четко выявить суть основных функциональных задач государственной информационной политики в системе взаимоотношений между властью и обществом.