Смекни!
smekni.com

Концепция стратегической зоны бизнеса создания 164 организационных структур туристических тнк 164 Адаптивные организационные структуры на среднем уровне управления туристической тнк 171 (стр. 13 из 60)

В качестве примера можно рассмотреть партнерство государства и крупного европейского туристического бизнеса на примере страны- туристического лидера– Швейцарии.

Отраслевым государственным органом по туризму в Швейцарии является Швейцарская национальная туристическая корпорация, которая только на продвижение своей страны за рубежом ежегодно тратит около 54 миллионов швейцарских франков. Около 66% этой суммы – субсидии от правительства, 33% - деньги частных инвесторов, в том числе и крупных швейцарских корпораций. Швейцарская национальная туристическая корпорация (ШНТК) выходит на заинтересовавшие рынки обычно в партнерстве с крупным туристическим бизнесом.

Для выхода на российский рынок ШНТК консолидировала усилия с крупнейшим национальным авиаперевозчиком – «Swiss» и туристической корпорацией «Kuoni». Реализуя стратегию выхода на иностранные рынки, национальная туристическая корпорация и туристические компании распределяют свои компетенции и обязательства, равно как и получаемые преимущества. Так, в компетенции ШНТК – открытие специализированных офисов или информационных центров в крупнейших регионах, осуществление промо-мероприятий: обучение туристических агентов, распространение печатной продукции, организация познавательных туров, текущие консультации и содействие в оформлении въездных документов для туристов. Туристические компании берут на себя непосредственное обслуживание туристов, осуществляют стимулирующие агентов акции и мероприятия. Наконец, совместно государственная корпорация и частный туристический бизнес занимаются рекламой и участвуют в выставках.

1.4. Исламские корпорации и их перспективы в транснационализации туристического производства

Как может показаться на первый взгляд, высокоразвитый Запад, доминируя в мировой экономике, повсеместно импортирует свою собственную модель технологий, стратегий и схем корпоративного управления. Туристическая индустрия – не исключение. Логично предположить, что с существенным преобладанием западных туристов в структуре международных туристических потоков, а также с ростом транснационализации туристического бизнеса, инициируемой, прежде всего, западными корпорациями, американские либо европейские шаблоны организации международного туристического бизнеса должны превращаться в единственные и универсальные повсеместно, вне зависимости от культурных и религиозных отличий стран дислокации компаний или ее структурных подразделений.

Туризм, как социально-экономическое явление, однозначно способствует сглаживанию национальных особенностей занятого в туристическом обслуживании населения, распространяет общепринятые стандарты туристических услуг, а следовательно, требует единства в подходах к управлению компаниями, прежде всего, их организационной структуре, принятым средствам стимулирования и мотивации персонала, маркетингу, ценообразованию и иным сферам туристического производства.

Однако все далеко не так. Глобализация мировой экономики и туризма как ее ведущей отрасли, одновременно с унификацией процессов туристического производства и их сращиванием в глобальные цепочки создания ценностей, способна привести и к диаметрально противоположным последствиям. А именно, к идеализации собственных национальных или религиозных особенностей в том числе и в ведении бизнеса как инструмента противостояния глобальным тенденциям, обеспечения приоритета национальных интересов в глобализирующемся мире, недопущения эрозии, прежде всего, национальной культуры, и формализации функций национальных правительств. Данный процесс приобретает черты максимально эффективной внутренней и внешней политики стран и отдельных национальных компаний в случае, если он основывается на принципе адекватности общемировым интеграционным тенденциям, не вступает в явное противостояние с интересами иностранных партнеров, не «скатывается» в сферу антиглобалистских выступлений и идеализацию национальных особенностей, способных привести только к одному – дальнейшей экономической и политической изоляции.

Одной из форм корпоративного устройства, которая заняла свое достойное место в мировом туристическом производстве, является так называемая исламская модель транснациональной корпорации, особенности которой, явно нетрадиционные для западных моделей корпоративного менеджмента, тем не менее, не стали причиной взаимной неприязни или сопротивления.

Исламские государства сегодня отнюдь не второстепенные участники мирового рынка туристических услуг, они активно участвуют как в процессе генерализации туристических потоков, так и в процессах приема иностранных путешественников на своих курортах и в туристических центрах. Туристический потенциал мусульманских стран огромен.

Как рынки сбыта иностранного туристического продукта отдельные исламские государства весьма перспективны ввиду растущего благосостояния их многочисленного населения и зачастую весьма либеральных условий для ведения бизнеса иностранными компаниями, в том числе и туристическими. К примеру, Эль- Кувейт (Кувейт), Дубай (ОАЭ), Доха (Катар), Манама (Бахрейн), Акаба (Иордания) – крупнейшие в глобальном масштабе проекты по созданию свободных экономических зон и финансовых центров. Такие государства, как Малайзия, Саудовская Аравия, Оман, Турция, а в ближайшей перспективе – Ливан, Марокко, Сирия обладают весомой в мировом масштабе емкостью внутреннего туристического рынка. Потенциал исламского мира как генератора туристических потоков также существенно увеличивается за счет высокой доли мусульманского населения в развитых европейских государствах, США, Китае, Индии и странах СНГ.

Особенно стоит выделить перспективы исламских государств как направлений международного туризма - их историческое прошлое, особенности культуры, высокая степень концентрации религиозных святынь на фоне весьма лояльных визовых и таможенных формальностей, стремительного роста показателей качества туристического обслуживания и характеристик инфраструктуры создают отличные возможности для превращения мусульманских стран в ведущие туристические дестинации в ближайшем будущем. Уже реализованные или реализуемые в исламском мире туристические проекты, по своему размаху и стоимости превосходящие многие западные (например, создание курортно-рекреационной зоны на острове Киш в Иране, формирование туристических центров мирового значения в Дубае (ОАЭ), Марса-Алеме (Египет), Порт-ля-Кантауи (Тунис), Средиземноморское и Эгейское побережья, а также лыжные курорты Турции), подчеркивают признание приоритета туризма правительствами или правителями мусульманских стран, а также наличие возможностей для привлечения иностранных или аккумуляции собственных финансовых средств для их сооружения.

В условиях динамичного развития рынка международного туризма в странах мусульманского мира весьма логично появление крупных, специализированных на туристической деятельности компаний, в настоящее время приобретающих черты транснациональных.

Для более полного представления движущих сил исламского стиля управления туристическими корпорациями рассмотрим исламскую концепцию бизнеса.

Справочно.

1. По данным Союза турецких туристических агентств, наиболее выгодными для турецкого турбизнеса являются туристы из арабских стран, потому что они тратят на отдых в Турции в десять раз больше денег, чем европейцы. Россияне оказались на третьем месте: средний российский турист тратит в Турции в двадцать раз меньше, чем турист-араб и соответственно в два раза меньше, чем туристы из Западной Европы. Однако туристы из России гораздо более многочисленны.