Смекни!
smekni.com

Концепция стратегической зоны бизнеса создания 164 организационных структур туристических тнк 164 Адаптивные организационные структуры на среднем уровне управления туристической тнк 171 (стр. 14 из 60)

2. В Египте подготовлен проект строительства грандиозного развлекательного центра. Планируется, что 25% капиталовложений в этот самый крупный туристический проект в Египте сделают иностранные и местные инвесторы, а остальные средства будут получены от продажи акций будущей компании. Территория «Арабского Диснейленда» - так назван проект - составит 84 миллиона квадратных метров. При комплексе будут построены 20 отелей, каждый из которых будет носить название и иметь форму одного из всемирно знаменитых архитектурных сооружений, в том числе московского Кремля. Контроль за реализацией проекта будет осуществлять парламентский комитет по экономике.

По материалам: Аль-Джазира Миср-Травел.

Прежде всего, нужно отметить, что эта концепция основывается на этике. В арабском языке понятие этики выражено как ахлак, что в переводе означает «мотивация поведения». Понятие мотивации, как известно, включает в себя внутреннее намерение, волю и решимость, а поведение представляет собой образ жизни и действия человека. Очевидно, что мотивация лежит в основе поведения. Именно поэтому мусульманское вероучение направлено на развитие побудительных мотивов к благочестивым действиям и праведному образу жизни.

Исламские этические принципы определяют индивидуальный выбор человека, основанный не только на максимизации личной выгоды, но и выгоды для благосостояния общества. Исламская экономическая система поддерживает частную собственность и рыночную конкуренцию, но одновременно строго следит за справедливым распределением благ. Изначально все богатства принадлежат Аллаху, который передал их во временное эффективное пользование человеку. Поэтому человек должен бережно и рационально относиться к природным ресурсам, сохраняя природу для будущих поколений.

Мусульманские теоретики, доказывая нежелательность и пагубность такой категории, как ссудный процент в денежно-кредитной системе, приводят следующие аргументы:

· нарушение принципа справедливости (заемщик должен выплачивать заранее оговоренный процент по кредиту даже в случае убытков);

· рост потребительских, государственных и международных долгов;

· нарушение баланса в системе распределения доходов и благ;

· концентрация экономической власти в руках ограниченной категории лиц;

· увеличение темпов инфляции.

Исламская концепция предполагает принципы всеобщего равенства, которые отражаются во многих положениях Корана и заключаются в равенстве:

· мусульман перед друг другом;

· всех перед законом и правосудием;

· мужчины и женщины перед Богом;

· социальной ответственности.

Если христианская этика требует забыть себя ради Бога, то исламская мораль наоборот призывает заботиться о себе, своих ближних, об обществе, о Боге.

Два основных постулата концепции - это риба (запрет ссудного процента) и закят (долг и обязанность выплачивать часть дохода в пользу малоимущих).

Ислам поощряет человека приумножать свое материальное достояние, используя его во благо общества и извлекая прибыль. Будучи собственником, человек заинтересован в увеличении своего достатка, а это в свою очередь, является фактором производства.

Однако возрастание капитала допустимо в пределах, не нарушающих социальную стабильность, в формах, не подрывающих нравственность. Если обогащаются немногие, а бедность и нищета становится уделом большинства населения, то это разлагает все общество, возбуждая зависть, недоверие, иные порочные чувства и помыслы. Поэтому этика деловой культуры мусульман не допускает того безудержного предпринимательства в погоне за наживой, которое попирает интересы общества и мораль.

В контексте теории корпорации в рамках исламской экономики главной целью человека является достижение материальных и духовных благ. Исламский производитель, также как и исламский потребитель, стремится увеличить блага этого мира таким образом, чтобы приобрести блага вечной жизни. Поэтому их экономическая активность определяется нормами религиозной морали. В основе теории фирмы и производства лежат следующие этические правила:

· максимизация социальной полезности общечеловеческих интересов (маслаха).

· цели производства фирмы и виды деятельности должны соотноситься с шариатом (например, легкая промышленность не должна выпускать вещи, которые не соответствует критерию скромности и сдержанности, сельское хозяйство - заниматься свиноводством и т.д. );

· справедливая форма распределения дохода с акцентом на особый налог - закят и благотворительность;

· двойной контроль в управлении: божественный - на основе внутренней веры, внешний - со стороны уполномоченных органов;

· запрещение нанесения вреда или ущерба другим, минимизация общественных потерь.

Основные характеристики исламской корпорации:

· корпорация в своей деятельности ограничена этическими правилами шариата и ставит своей целью удовлетворение основных потребностей общества за счет минимизации затрат и установления приемлемых цен;

· корпорация получает прибыль в открытой конкурентной борьбе, без использования мошенничества и обмана;

· корпорация рассчитывает работать в условиях, при которых общий доход равен общим издержкам. Однако некоторые экономисты также считают справедливым подход, когда оптимальное производство устанавливается при условии равенства предельных издержек и предельного дохода;

· работодатель может устанавливать более высокую заработную плату по сравнению с уровнем на рынке труда, если считает, что так будет справедливо;

· корпорация несет социальную ответственность;

· права и обязанности рыночных агентов устанавливаются заранее и фиксируются в договоре.

Концепция работы мусульманской компании в полной мере распространяются и на туристическое производство. Туризм признан в исламе не только разрешенным, но и приоритетным видом деятельности из-за его позитивного воздействия, прежде всего, на условия жизни общества. Путешествия признаны духовным благом, а следовательно, как расходы мусульманина на совершение поездок, так и деятельность, связанная с их организацией или приемом иностранных туристов не могут считаться запретными, хотя существует и ряд традиционных для исламской религии ограничений и запретов, актуальных для сферы современного туристического производства.

Среди таких ограничений, оказывающих существенное воздействие на внутрикорпоративное устройство и внешнюю политику исламских туристических ТНК, можно выделить: [27]

1. Запрет на занятие любыми видами деятельности, связанными с производством и торговлей алкогольной продукцией. Непосредственное участие мусульманской корпорации в данном виде деятельности даже за пределами родного государства и даже в случае обслуживания туристов – немусульман считается недопустимым, что в современном бизнесе сказывается, например, на выборе объектов для иностранного инвестирования.

2. Приоритет зарубежных исламских государств или стран с существенной долей мусульманского населения во внешней политике мусульманских туристических ТНК, что прямо сказывается на преобладании перечисленных территорий в структуре объектов иностранного инвестирования мусульманскими ТНК. Так, более 70% всех иностранных капиталовложений в мусульманском мире приходится на исламские государства.

Однако последнее ограничение все в большей степени превращается в формальность. Ограниченный внутренний спрос на зарубежный туристический продукт в большинстве развивающихся мусульманских стран заставляет руководство стран-лидеров исламской туристической индустрии прилагать усилия, направленные на привлечение туристов из более богатых государств Старого и Нового Света. Так, весной 2006 года даже славящаяся своими суровыми религиозными ограничениями в сфере международного туризма Саудовская Аравия, ранее запрещавшая въезд на свою территорию гражданам неисламского вероисповедания, приняла решение о выдаче туристических виз туристам из европейских государств и их привлечения на курорты Красного моря.

Справочно.

В Саудовской Аравии принято решение властей королевства начать развивать светский туризм для иностранцев, а также начать выдачу туристических виз.

С этой целью в Саудовской Аравии планируется принять новый закон о туризме, который должен стимулировать приток в страну иностранных туристов, а также построить новые гостиницы и туристические городки на побережье Красного моря и специальные лагеря в пустыне для демонстрации быта бедуинов. 18 саудовских туркомпаний, уже имеющих лицензии на обслуживание иностранных туристов, готовятся начать экскурсионные поездки по различным маршрутам. Власти ожидают, что за первый год действия нового въездного режима, Саудовскую Аравию посетят около 1.5 млн. туристов.

По материалам: Турпром


Помимо перечисленных ограничений, на внутреннюю и внешнюю деятельность исламских туристических корпораций воздействуют особенности мусульманской финансовой системы, а также принятые шариатом принципы ведения бизнеса на внутреннем и международном рынках.

Чтобы банковская система соответствовала исламской философии, необходима ведущая роль государства в аккумуляции капитала в ней. Никакие банковские вклады в частные секторы экономики не допускаются. Данный принцип существенно изменяет традиционную для европейской цивилизации основу взаимодействия на туристическом рынке – только государственные туристические компании (которых, кстати сказать, большинство) имеют возможность привлекать банковские активы, например, для осуществления инвестиционных проектов на территории своей страны.