Смекни!
smekni.com

Концепция стратегической зоны бизнеса создания 164 организационных структур туристических тнк 164 Адаптивные организационные структуры на среднем уровне управления туристической тнк 171 (стр. 15 из 60)

Частный же туристический бизнес вынужден либо аккумулировать необходимый для выхода на зарубежные рынки капитал самостоятельно (прибегать корпорациям к займам со стороны западных банков строжайше запрещено), либо действовать во взаимодействии с банковскими и иными финансовыми структурами на основе разрешенных шариатом схем, среди которых выделяются мудараба, мушарака, мурабаха, иджара и истисна.

На аналогичных же схемах основывается и процедура осуществления внутренних или иностранных инвестиций туристическими корпорациями (последние в таком случае выступают стороной с избыточным капиталом).

Мудараба как схема взаимодействия в исламском мире означает участие в прибылях. Согласно этой схеме владелец избыточных средств передает компании, обладающей необходимой возможностью, излишние финансовые средства в управление. При этом доход от приобретенных средств распределяется между доверяющим и доверенным лицом в соответствии с ранее подписанным соглашением, а убытки несет сам обладатель средств (доверенное лицо в таком случае не получает вознаграждения за свои усилия). При этом в качестве доверяющего или доверителя могут выступать как финансовые структуры, так и корпорации. В сфере осуществления инвестиционной деятельности материнская компания (ТНК) выступает доверителем излишних финансовых средств в строго оговоренном размере вновь созданному своему структурному подразделению внутри страны или за рубежом, получая законное право на дальнейшее получение части прибыли аффилированной структуры. Таким же образом корпорация может привлекать частные сбережения граждан (аналог западных финансовых рынков и эмиссии ценных бумаг), при этом не только гарантируя им регулярное получение определенной доли от прибыли корпорации, но и перекладывая на вкладчиков весь риск своей будущей хозяйственной деятельности.

Мушарака (партнерство или соучастие) означает одновременное внесение капитала двумя сторонами (например, компанией и банком). При этом заключается специальное соглашение, в соответствии с которым нуждающейся стороне оставляется определенная часть прибыли в качестве компенсации за предпринимательскую деятельность, остальная же часть делится между участниками совместного проекта в соответствии с долями финансирования. Мушарака активно используется как в традиционном инвестировании, так и в сфере слияний и поглощений. При этом слияния и поглощения, проведенные на основе мушараки, не подразумевают полного исчезновения объекта СиП, он остается юридически независимым агентом рынка на длительный срок или навсегда (юридически – до окончания срока совместной деятельности), фактически же представляя собой аффилированную структуру материнской компании.

Мурабаха (перепродажа) предполагает покупку банком или компанией, обладающей излишними финансовыми средствами, оборудования или сырья от имени клиента с целью последующей перепродажи по завышенной цене. Ценовая разница, формирующая доход кредитора от сделки, заранее оговаривается сторонами. Мурабаха активно используется коммерческими и государственными банками, тогда как в долгосрочном партнерстве в рамках ТНК практически не применяется ввиду своей краткосрочности и невозможности обеспечивать платформу для дальнейшей совместной работы в том числе и международного сотрудничества. Мурабаха может стать действенным инструментом во взаимодействии давно существующих и полностью адаптированных к потребностям единого производственного процесса иностранных филиалов исламской ТНК, позволяя на льготных основаниях переводить получаемую филиалом прибыль материнской компании (тем более что величина максимальной наценки шариатом не оговаривается). С этой особенностью марубахи связана ее популярность в арабских туристических ТНК середины 90-х годов (например, во взаимодействиях арабских строительных концернов – владельцев зарубежных отелей или авиакомпаний). Однако в современных условиях, когда рост конкурентоспособности туристической ТНК требует все большей децентрализации капитала и его рассредоточения по миру, потребность в интенсивных переводных операциях, а следовательно, в применении мурабахи, снижает свою приоритетность.

Иджара – одна из наиболее распространенных операций исламских банков, по существу представляющее собой соглашение о лизинге. Банк или корпорация покупает дорогостоящее имущество и сдает его в лизинг потенциальному покупателю. Данная схема применяется в туристической отрасли, особенно в ее сегменте авиационных перевозок.

Наконец, самой популярной в туристической индустрии арабских стран является истисна, представляющая собой форму компенсационной сделки. Согласно истисне, финансовая структура или материнская корпорация выступает генеральным подрядчиком крупного проекта (например, строительства гостиничного комплекса за рубежом), выделяет необходимые для реализации проекта средства и направляет их в адрес субподрядчика, который в дальнейшем будет непосредственно заниматься его реализацией. Субподрядчик (в нашем случае, строительная компания) получает необходимые для строительства оборотные средства, реализует проект в установленные сроки и продает его конечному заказчику, потребителю (которыми, кстати, могут являться сами материнские корпорации или банки) по заниженной стоимости, за вычетом части прибыли, уходящей на погашение пользования заемными средствами. Истисна, таким образом, наиболее близка по своему содержанию западным прямым инвестициям, хотя предполагает соблюдение ряда традиционных для ислама ограничений в выборе субподрядчика.

Разумеется, приведенные выше виды сделок не исчерпывают всего многообразия современных финансовых операций на туристическом рынке. Для придания «законности» другим видам операций прибегают к юридической уловке: представление неисламской практики финансовых операций как разрешенной шариатом. Налогообложение финансовых операций основывается на принципе «закят» - чистого отчуждения дохода в пользу бедных (на практике это выражается в фиксированном отчислении от прибыли в размере 2,5 – 5%).

Ситуация с финансированием деятельности туристических корпораций в мусульманских странах не так проста, как кажется. Как уже отмечалось, исламская концепция экономики запрещает использование ссудного процента, то есть ни частным корпорациям, ни исламским банкам не разрешается продавать и покупать деньги на рынке через кредитно-долговые отношения, что превращает обладающие финансовыми средствами компании и банки в своеобразные комплексные торгово-инвестиционные посреднические институты на рынке товаров и услуг. В этом качестве деятельность рыночных агентов фактически содействует перетоку капитала из менее эффективной сферы коммерческих операций в более эффективную, делая акцент на привлечении капитала в уставные фонды компаний, успешно действующих в соответствующем секторе экономики.

Многие специалисты считают, что «equity finance» (финансовые операции с уставным капиталом, в том числе и с акциями[28]) как мобилизация средств через прямое участие в капитале – основа исламской системы», а также то, что именно за «equity finance» будущее корпоративных финансов[29].

Вместе с тем, операции в сфере «equity finance» не покрывают всей потребности финансового рынка, в особенности в сфере кредитных средств, а также наталкиваются на ограничение к доступу к уставному капиталу компаний, не имеющих юридического статуса публичных, то есть компаний, чьи акции не котируются на фондовом рынке.

Правления корпораций и банков тщательно следят за тем, чтобы инвестиции не направлялись прямо или косвенно на финансирование деятельности компаний, занятых в алкогольном бизнесе, страховании или порнографии, для чего потенциальный объект инвестирования проходит многоуровневую проверку, череду фильтров.

Первый фильтр отсеивает те компании, которые производят продукцию или получают доходы, запрещенные шариатом. Так, например, в 1999 году было отказано в финансировании гостиничной цепи «Hilton», помимо основного бизнеса также занимающейся продажей алкогольных напитков и свинины, а также получением прибыли на платном телевидении в отелях. Далее отсеиваются компании с повышенной кредиторской задолженностью, большой дебиторской задолженностью, а также с источниками дохода на основе взимания процентов.

Может показаться странным, но именно особенности исламской системы финансов во многом оказались причинами для транснационализации мусульманских туристических компаний, ввиду того, что принятые на финансовом рынке исламских государств схемы инвестирования, помимо обоюдной коммерческой выгоды сторонам, влекут за собой сближение производственных процессов взаимодействующих субъектов рынка, даже если они расположены по разные стороны государственных границ.

Так, применение мударабы логично потребует определенного контроля коммерческой деятельности доверенного лица со стороны доверителя, материально заинтересованного в успехе начатого бизнеса. Если в европейской банковской системе, кредитор, оговорив свои проценты и «отпустив» должника на определенное договором время, заинтересован только в том, чтобы должник вовремя оплачивал суммы за пользование кредитом, теряет всяческую связь с ним, то в мусульманской финансовой системе ситуация диаметрально противоположная. Доверитель начинает выполнять некие патронажные функции над бизнесом доверенного, содействовать последнему в деле повышения прибыльности инициированного проекта, что в дальнейшем может сформировать мощную платформу для объединения материнского и дочернего бизнесов.

Аналогичные позитивные для транснационализации последствия могут оказывать мурабаха и истисна. Мушарака же изначально требует тесных партнерских отношений между сторонами инвестиционного процесса. Следовательно, в случае эффективного использования разрешенных шариатом схем финансирования может появиться стимул для дальнейшего слияния производственных процессов изначально независимых видов бизнеса.