Туристическая ТНК, обладающая необходимыми для осуществления инвестиционной деятельности ресурсами, действуя в условиях мусульманского финансового рынка, в большинстве случаев будет интересоваться возможностями дальнейшего сотрудничества в аналогичной (туристической сфере), в которой специалисты корпорации обладают определенным уровнем профессионализма, необходимого для принятия объективного решения относительно будущего предлагаемого проекта. Учитывая также и фактический запрет на осуществление в мусульманских странах страховой деятельности (согласно норм шариата, попытка застраховать себя от будущего, предначертанного Аллахом, - великий грех)[30], а следовательно, отсутствие традиционных для Запада инструментов снижения инвестиционного риска, логично предположить, что транснационализация мусульманского туристического капитала будет осуществляться в рамках стратегии связной диверсификации, при которой материнские ТНК реализуют инвестиции в зарубежные отрасли, связанные прямо или косвенно с профильной туристической деятельностью. Наиболее часто совершаемые в арабском мире транснациональные сделки подразумевают осуществление инвестиций со стороны туристических и гостиничных цепей либо в аналогичный бизнес за рубежом (например, покупка гостиниц или туроператоров), либо в транспортную и строительную сферы, также зависящие от состояния туризма в регионах присутствия корпораций.
Как и для Европы, для мусульманского туристического бизнеса было типичным изначальное отставание в сфере транснационализации от других отраслей хозяйства (например, строительства, добычи полезных ископаемых, транспорта, легкой промышленности, торговли и т.д. – отраслей мусульманской экономики, первыми вышедшими на транснациональный уровень деятельности). Причинами такого отставания стало, прежде всего, более позднее развитие международного туризма в регионах распространения ислама – первые мусульманские курорты (вне бывших европейских колоний) появились только в 80-х годах прошлого столетия, а необходимый для осуществления транснациональных сделок уровень развития и доходности они получили и того позже – к началу 1990-х годов. Более того, национальный туристический бизнес отдельных мусульманских стран (например, Египта, Туниса, Ливана), пострадавший от политической нестабильности и имевших место террористических актов в 1990-х гг., до сих пор находится на стадии аккумулирования финансовых средств, необходимых для осуществления крупных инвестиционных проектов за рубежом либо уже упустил возможность превращения в транснациональный, передав лидерство представительствам западных туристических ТНК.
Ввиду этого отставания, вполне логично появление транснациональных туристических компаний в лоне уже существующих крупных корпораций, косвенно связанных с туристическим бизнесом. Наибольших успехов в транснационализации добились на сегодняшний день строительные, транспортные корпорации, а также гостиничные цепи ОАЭ, которые на протяжении последних трех-пяти лет все чаще объявляют о создании сети зарубежных туристических предприятий или агентских сетей. Так, к примеру, эмиратский холдинг Emirates, в число структурных единиц которого входит самая прибыльная и динамично развивающаяся авиакомпания мира – Emirates, с 2001 года – активный участник государственного холдинга Dubai Tour Development Group, осуществляющего помимо комплексного развития туристической инфраструктуры Объединенных Арабских Эмиратов, существенные капиталовложения в туристическую деятельность Саудии, Иордании, Египта, Ирана и ряда европейских государств (в том числе и России).
Справочно.
Один из крупнейших представителей строительной индустрии Объединенных Арабских Эмиратов, компания «Nakheel» объявила о своем выходе на мировой туристический рынок. Новое подразделение компании, «Nakheel Hotels and Resorts» намерено вложить в строительство 8 отелей $600 млн. уже в течение первого года деятельности. В последующие четыре года планируется построить и открыть еще 12 отелей.
В течение 2006 года «Nakheel Hotels and Resorts» планирует начать строительство двух отелей в странах бывшего Советского Союза. Особый интерес у компании вызвала Москва.
На данный момент строится первый отель компании - в африканской республике Джибути, граничащей с Эфиопией и Сомали и известной своим крупным портом и свободной экономической зоной. Управлять гостиницей будет группа компаний «Kempinski Hotels».
Источник: liga.net
Наконец, можно предположить, что разрешенные шариатом виды коммерческой деятельности, прежде всего, на финансовом рынке также стимулируют сделки, в которых обеими сторонами выступают дочерние структуры одной корпорации, в том числе и расположенные в разных исламских государствах. Подобные операции практически устраняют риск предпринимательской и инвестиционной деятельности в рамках мурабахи или мушараки, причем на совершенно легальной основе, явно оптимизируют дальнейший бизнес-процесс и совместную деятельность структур ТНК. Таким образом, на основе приведенных выше разрешенных финансовых операций – мудараба, мушарака, мурабаха, иджара и истисна - выстраиваются и внутрикорпоративные отношения в мусульманских ТНК, прежде всего, взаимодействия между их структурными подразделениями.
Основными принципами внутрикорпоративных отношений в исламских компаниях выступают:
· большая степень самостоятельности структурных подразделений в принятии решений в рамках своей компетенции;
· приоритет принципа автономии во взаимодействии подразделения и центрального правления;
· высокая степень ответственности (равная степени ответственности непосредственного исполнителя стратегического решения – структурного подразделения) Правления;
· узкая специализация структурного подразделения, основанная в том числе и на экономических положениях Каирской декларации прав человека в исламе (1990 год);
· наличие постоянно действующей и эффективной обратной связи между Правлением корпорации и структурными группами.
Права человека – работника корпорации также изложены в выше указанной Каирской декларации и в целом не отличаются от распространенных на Западе. Работник свободен выбирать работу, которая лучше всего ему подходит и может служить интересам его самого и общества; имеет право на безопасность и защиту, а также на все остальные социальные гарантии. Ему не могут быть поручены виды деятельности, с которыми он не справляется, он также не может быть подвержен принуждению, эксплуатации и другому ущербу в любой форме. Дискриминация по половому признаку запрещена и практически отсутствует как при приеме на работу, так и при определении размера заработной платы, иных выплат и социальных гарантий.
В сфере межкорпоративного взаимодействия в исламе разрешены четыре вида партнерства: инан, муфавада, вуджух и амаль.
Инан - это сотрудничество и в предпринимательском деле, и в его финансировании, при разделе дохода сообразно участию и в том и другом, а убытков - в зависимости от доли участия в капитале. По форме организации инан - это общество с ограниченной ответственностью. Оно включает в себя лиц или компании, которые вложили в общее дело разный по сумме капитал и несут различную ответственность. Соответственно, различна и получаемая ими прибыль, размер которой заранее оговаривается в договоре. Партнеры не должны превышать заранее оговоренные полномочия, если о таком превышении не была достигнута новая договоренность. В сфере туристического производства инан чаще всего используется при выходе мусульманских компаний на зарубежные рынки (через создание совместных предприятий, слияния и поглощения), а также в случае совместной (в том числе и с государством) реализации крупных проектов в отрасли.
Муфавада - долгосрочное соглашение между торговыми компаниями относительно обоюдной коммерции и взаимной торговли, поддержки, а также страхования. Муфавада по форме представляет собой общество с неограниченной ответственностью, предусматривающее страхование предпринимательского риска и оказание посреднических услуг. Члены этого товарищества имеют равные доли в капитале. Согласно договоренности, получаемая в рамках муфавады прибыль делится поровну между всеми партнерами. Муфавада распространена в сегменте агентских продаж туристического продукта, организации рекламно-выставочной и конгресс- деятельности.
Вуджух - соглашение о предоставлении кредита. Партнеры получают беспроцентный кредит и осуществляют совместную деятельность. Прибыль заранее оговаривается, а убытки несет каждый участник проекта на сумму используемой доли кредита.
Амаль - партнерство, основанное на совместном труде (как физическом так и интелектуальном) участников без привлечения капитала, когда двое или более производителей выбирают какой либо род деятельности и собственными силами осуществляют работу. Амаль исключает объединение денежных средств партнеров, предполагая кооперацию личных усилий; прибыли делятся на основе договоренности о вкладе каждого в общее дело. Говоря языком Запада, амаль в межкорпоративном взаимодействии может показаться идентичным альянсам и стратегическому партнерству (особенно в условиях высококонсолидированного туристического рынка).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что основное содержание корпоративного управления на исламском туристическом рынке практически не отличается от традиционного западного. Мусульманские корпорации по своей организационной структуре, методам и принципам как внутреннего управления, так и стратегирования внешней политики оказались даже в более выгодном положении, нежели американские или европейские. Так, если западные компании доходили до партнерства и объединения цепочек создания ценностей; образования сетевой, плоской структуры корпорации с низким уровнем централизации; поиска новых форм взаимодействия центрального аппарата ТНК и ее структурных групп эволюционным путем, трансформируясь под воздействием рыночных факторов, порой теряя лучших представителей отрасли, не желавших перестраиваться и меняться, оставаясь в духе рынка и времени, то мусульманским корпорациям данные «достижения» Запада во многом специфичны, благодаря, прежде всего, особенностям ислама как религии и норм шариата как единственной правовой основы жизни (в том числе и ее экономической стороны) в мусульманских странах. Более того, как уже было обозначено выше, разрешенные шариатом формы финансовой деятельности и партнерства в бизнесе способствуют укрупнению и транснационализации компаний в различных отраслях деятельности гораздо больше, нежели индивидуализм и либеральные ценности западной экономической доктрины.