Смекни!
smekni.com

Концепция стратегической зоны бизнеса создания 164 организационных структур туристических тнк 164 Адаптивные организационные структуры на среднем уровне управления туристической тнк 171 (стр. 17 из 60)

В отношении международного туристического рынка и его транснационализации в мусульманских государствах можно также выделить ряд особенностей, основанных, прежде всего, на налагаемых шариатом ограничениях на бизнес.

Учитывая запрет на осуществление любого вида коммерческой деятельности в сфере, например, связанной с производством и продажей алкогольной продукции, продуктов из свинины, а также существенные ограничения на биржевые операции (которые в большинстве случаев признаются запретными) и так далее, в международном туристическом производстве со стороны исламских корпораций осуществляются только прямые инвестиции. При прямом зарубежном инвестировании исламская ТНК уверена в «чистоте» объекта и не получает запрещенные шариатом процентные выплаты.

Пытаясь обойти запреты, связанные с видом осуществляемой деятельности, туристические ТНК из мусульманских стран в большинстве случаев, выступая собственниками (или крупнейшими совладельцами) приобретаемого за рубежом бизнеса, тем не менее, доверяют тактическое управление им западным управляющим компаниям. Подобное положение дел особенно типично для гостиничных цепей мусульманских корпораций, которые не имеют ни собственных брендов, ни торговых марок (кроме пожалуй знаменитой сети «Jumeira – Hotels & Resorts»), поскольку управляются широкоизвестными западными компаниями. При такой схеме зарубежного инвестирования, львиная доля прибыли концентрируется в руках материнской мусульманской корпорации, тогда как управляющая компания получает либо фиксированную выплату, либо процент за приложение своего квалифицированного управленческого труда. Лишая себя узнаваемости на рынке и части прибыли, отчисляемой управляющей компании или за пользование франшизой, исламская ТНК ограждает себя от непосредственного обслуживания посетителей гостиниц, могущего быть связанным, например, с торговлей алкоголем, приготовлением блюд из свинины и производной продукции, обеспечением просмотра кабельных телевизионных каналов, и, наконец, что особенно важно в отношении отдельных арабских стран, приемом туристов еврейской национальности. Формируется некая двухуровневая система гостиничных цепей, при которой непосредственными владельцами отелей выступают мусульманские ТНК, они же осуществляют основные инвестиции в данные объекты, разделяют возникающие инвестиционные риски, однако управление отелями в рамках стратегий материнских корпораций осуществляют работники западных туристических компаний. Происходит не пересечение зон интересов западных и мусульманских туристических корпораций, а параллельное достижение корпоративных целей в различных плоскостях. Западные корпорации усиливают свое присутствие на потребительском рынке (причем в глобальном масштабе), концентрируясь на маркетинге, сервисе, и отрываясь от материально-технического обеспечения гостиничного производства, а исламские - наращивают свою материальную базу, строя новые или приобретая уже существующие национальные или зарубежные гостиничные предприятия.

Данное положение типично не только для гостиничного бизнеса. Практически в любой производственной или торговой сфере, западные компании, пользуясь имеющимся преимуществом в сфере технологий, маркетинга, более квалифицированными кадрами (особенно управленческого труда) обеспечивают «оболочку» капиталоемких и трудоемких производств, созданных на средства иностранных корпораций. При этом наличие такой «оболочки» является гарантией выхода производимой продукции на западные потребительские рынки и получения готовой продукцией глобальных конкурентных преимуществ.

В сфере непосредственно туроперейтинга или розничной продажи туристического продукта мусульманские туристические корпорации не достигли столь ощутимых результатов, как западные ТНК. Это связано, прежде всего, с более низким внутренним спросом на туристический продукт, а также явным технологическим отставанием (особенно в сфере маркетинга, создания общественного мнения, стратегического управления в сфере услуг). Основными потребителями туристического продукта на мировом рынке являются развитые демократические государства, выход на внутренний рынок потребления туристического продукта которых корпорациям из мусульманских стран практически не возможен.

С другой стороны, эта ситуация вовсе не отбивает интерес арабских туристических компаний и их тягу к экспансии на Запад. Для реализации столь долгосрочной стратегии Правительства мусульманских стран сначала создали мощный плацдарм в виде защищаемого от проникновения западных корпораций внутреннего рынка, что актуально для государств, внутренний туристический потенциал которых начинает стремительно расти (Ливан, Сирия, Египет). При этом на внутреннем рынке создаются условия для выращивания «национальных чемпионов» в туристической отрасли с дальнейшим «забрасыванием» крупнейших из них на западные потребительские рынки.

Выход крупных мусульманских туристических корпораций на западные рынки – дело весьма далекой перспективы и на настоящий момент кажется нереальным. Однако большая доля мусульман как в странах Западной Европы, США, так и в Китае, Японии, странах СНГ может обеспечить необходимую для осуществления экспансии на зарубежные рынки клиентскую платформу. Мусульманские корпорации понимают это уже сегодня и активно занимаются продвижением принципиально нового турпродукта – мусульманского. Если до этого в виде чисто мусульманского туризма мог рассматриваться лишь хадж в Саудовскую Аравию, то в XXI веке исламские корпорации приготовили для мусульман целый комплекс специализированных туристических программ: от отдыха в исламских традициях (специализированная гостиничная база, атмосфера курортов, обслуживания и так далее) до получения духовного и светского образования в авторитетнейших учебных заведениях (например, Каира, Стамбула, Джидды, Тегерана). Подобная дифференциация на мировом туристическом рынке создаст для исламских корпораций прекрасные возможности для формирования собственной ниши, а стремительный рост количества мусульман в мире (ислам – единственная религия в мире, доля последователей которой в ХХ веке возросла практически на треть – от 17% до 24%[31]) обеспечит мусульманским ТНК увеличение своего присутствия и роли в глобальном туризме.

Справочно.

Египетская государственная туристическая компания «Миср ЛильСияха» с 2005 года начала предоставлять российским мусульманам, туристические услуги, которые соблюдают исламские правила отдыха.

С представителями исламских организаций РФ заключен пакт о совместном сотрудничестве в предоставлении мусульманам из РФ полноценных туристических услуг на различных египетских курортах.

Компания уже подготовила несколько курортов для российских мусульман (Гуна, Марс Матруха, Алямейн и Нувэйба).

Российских мусульман-туристов, в Египет будут привозить две египетские авиакомпании. Это Egypt Air и AMC Airlines.

По материалам: RATA-news

В заключение стоит отметить еще одну основную черту, которой были во многом обязаны своим появлением многие характерные особенности мусульманских транснациональных компаний, - это роль государства в исламском бизнесе.

Роль государства в исламе была изначально огромной, по сути, не проводилось различия между светской и духовной властью. Наоборот, на начальном этапе глава государства – халиф – одновременно был и высшим духовным лицом. Социальная направленность ислама преследовала цель создания системы защиты для бедных слоев общества. Не случайно обязательная милостыня – «закят» – относится к одному из столпов мусульманского вероучения.

Роль государства в экономике мусульманских стран, в том числе и на туристическом рынке, огромна.

Дело в том, что в исламе есть понятие «умма», то есть община верующих. И если эта община составляет целое исламское государство, то и отношения в нем регулируются исламскими законами. И поскольку те или иные сферы экономики имеют стратегическое значение для уммы, то и контролировать их должны не отдельные мусульмане, а сама умма. В том числе и через государственный аппарат. Историческая ориентация исламских государств на экспансию требовала сосредоточения большей части стратегически важных производительных сил в руках государства.

Поэтому частных производственных компаний в странах ислама сравнительно немного. Даже в таком светском, но имеющем исламские исторические корни государстве, как Турция, доля госсектора выше, чем в любой из стран ЕС. Фактически социалистическим по типу своей экономики является и Иран, где после исламской революции были национализированы ведущие предприятия нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности и других стратегически важных отраслей.