Смекни!
smekni.com

Концепция стратегической зоны бизнеса создания 164 организационных структур туристических тнк 164 Адаптивные организационные структуры на среднем уровне управления туристической тнк 171 (стр. 51 из 60)

Любое предприятие, появляющееся в рыночных условиях, наделено набором «естественных» потребностей, среди которых очевидно одна, - потребность в постоянном расширении зоны своего влияния, собственных возможностей и мощи[75].

В качестве основных базовых векторов пространства возможностей и желаний коммерческого предприятия можно определить: финансовую мощь (обладание финансами или доступом к крупным финансовым потокам); самосовершенствование (развитие технологий, повышение квалификации, рост опыта); информационные связи (обладание новейшей, способной качественно изменить производственный процесс, эксклюзивной информацией); связь с государством (отношения с контролирующими или регулирующими органами власти, возможность лоббирования своих интересов); корпоративные и коалиционные связи (репутация среди коллег и партнеров, сила авторитета, положительный имидж компании), сила организации, ее позиций на рынке (доля рынка, конкурентоспособность предложений, наличие постоянных клиентов и контрагентов).

Наглядная картина векторов пространства возможностей и желаний современного предприятия изображена на рис. 4. 1.

Предприятие стремится к достижению равномерно высоких показателей по всем векторам своих возможностей (стрелки на рисунке).

Причинами перехода современных туристических предприятий на глобальный уровень своего развития стали, во-первых, невозможность достижения равномерно высоких показателей в правовых и экономических условиях в рамках одной страны, во-вторых, полная взаимная конвертация шести выделенных пространств.

В любом государстве (не важно какой доктрины – либеральной или патерналистской – придерживается власть в отношении рынка) во всех выделенных в представленной модели пространствах максимальные значения заданы по законам или иным жестким обстоятельствам.


Рис. 4.1. Пространство возможностей и желаний предприятия

Разумеется, величины этих значений неравны, зависят от множества факторов, характеризующих ту или иную правовую, социальную и экономическую систему. Например, эффективно работающие антикоррупционные законы всегда ограничивают связи предприятий с государством, законы об информации неявно задают максимально допустимую степень информационного влияния, исходящего из одного центра и т.д.

Отсутствие перспектив для роста в том или ином направлении вынуждает амбициозные и достигшие допустимого максимума в своем влиянии предприятия искать новые условия функционирования, предлагающие возможности для достижения более значительных результатов в том или ином пространстве желаний и возможностей.

Современная рыночная экономика создает условия, при которых все выделенные пространства становятся взаимно конвертируемыми, то есть способными компенсировать друг друга при стремлении предприятий к равновесному росту своей власти. Так, предприятия могут налаживать и укреплять связи с государством за счет увеличения своего финансового могущества, самосовершенствоваться, получая доступ к информационным источникам, убеждать партнеров, опираясь на собственную рыночную силу.

Конвертационный курс пространств определяется особенностями внешней среды функционирования предприятия. Так, в условиях коррумпированного государственного аппарата потребуется значительно меньше финансовой мощи для обретения связей с государством, нежели в условиях прозрачного и честного государственного регулирования и контроля.

Возможности, предоставленные предприятиям развитием высоких технологий и транспортных средств, позволяют достижение безгранично высоких значений во всех шести направлениях. При этом глобальное предприятие удовлетворяет свои амбиции в конкретном пространстве в стране с менее ограниченным максимальным значением, активно пользуясь прежними достижениями в другом государстве. Принципиальные отличия между современными странами легко это позволяют.

Так, фирма, развивающаяся в стране с либеральной и прозрачной экономикой, достигнет предельных значений в финансовой мощи, коалиционных связях, самосовершенствовании, тогда как ее амбиции в отношениях с государством, желание монопольного присутствия на информационном рынке останутся явно неудовлетворенными. При желании, компания может открыть деятельность в другой стране, чиновничий аппарат которой более «сговорчив», коррумпирован, и со временем достигнет определенных высот в связях с государством, пользуясь уже имеющимся финансовым могуществом и безупречной репутацией.

В дальнейшем предприятие может увеличить собственную силу на рынке за счет прихода в какую-нибудь развивающуюся страну, режим которой позволяет монопольное пользование коммерческой информацией.

Таким образом, в результате нехитрых (хотя и не дешевых) манипуляций транснациональная компания получает возможность удовлетворять свои растущие амбиции по всем шести направлениям за счет одновременного присутствия в различных государствах и внутренней конвертации пространств желаний и возможностей.

Наиболее активно туристические ТНК применяют свое гипер - позиционирование в отношении государства и самой туристической отрасли.

Отношения туристических транснациональных корпораций с правительствами национальных государств можно классифицировать на отношения с государствами базирования и на отношения с принимающими странами.

На сегодняшний день ТНК являются такими же равноправными участниками международных экономических отношений, как и собственно государства базирования и принимающие страны. Благосостояние страны, ее участие в международном разделении труда, степень интегрированности в мировое хозяйство и в конечном итоге ее международная конкурентоспособность все в большей степени зависят от того, насколько успешна деятельность ТНК, базирующихся в ее экономике.

Традиционно капиталовложения ТНК в иностранную экономику – активное средство стимулирования спроса на отечественную продукцию. Это достигается за счет создания за рубежом новых рынков и экспорта части произведенной корпорациями продукции в созданные зарубежные филиалы, что открывает для страны базирования доступ к новым емким рынкам. Однако может ли этот бесспорный эффект деятельности транснациональных корпораций быть применен в условиях туристической отрасли? Можно предположить, что выходя на новые туристические рынки, корпорации, прежде всего, заинтересованы в производстве иностранного туристического продукта и дальнейшей его реализации на внутреннем рынке государства базирования, а следовательно, деятельность туристических ТНК ориентирована, в первую очередь, на организацию выезда туристов из страны базирования в третьи государства.

Очевидна ситуация, при которой зарубежная экспансия туристических ТНК стимулирует выездной туризм из страны базирования. Безусловно, в результате экспансии наступает и обратный процесс – интеграция различных государств в процессе туристического производства может вызвать рост въездного туризма в странах базирования ТНК за счет резервов присоединенных к сфере деятельности корпораций менее консолидированных туристических отраслей зарубежных стран. Однако встречные туристические потоки (из страны базирования в принимающие государства и наоборот) несопоставимы ни по своей ширине, ни по сезонности их возникновения, что легко объясняется неравномерностью экономического развития и, следовательно, емкости туристических рынков сливающихся в едином процессе туристического производства национальных государств. Как показывают статистические данные, государства базирования ТНК чаще всего превращаются в крупных туристических доноров, а не наоборот.

В таком случае, на поверхности негативное, дефективное воздействие деятельности транснациональных туристических компаний на экономику страны – базирования, ведь рост их выездного туризма стимулирует отток капиталов и валютных сбережений граждан за рубеж. Однако современный процесс туристического производства, перешедший на транснациональный уровень, трансформировал не только формы взаимодействия поставщиков в нем, но и направления как позитивного, так и негативного воздействия выездного туризма на экономику стран – доноров. Причин таких трансформаций несколько.

Прежде всего, наличие в донорском регионе (или стране) инфраструктуры выездного международного туризма, сам по себе факт положительный. Гораздо выгоднее (и для местного населения, и для бюджетов донорского региона) развивать выездной международный туризм, нежели лишиться всяческой туристической активности. Выезжающие граждане обеспечивают работу объектов туристической индустрии (в число которых, прежде всего, входят туроператоры, турагенты, перевозчики, страховые и финансовые компании), увеличивая занятость и бюджетную самодостаточность донорского туристического региона.

Выездной международный туризм является косвенным фактором улучшения качества трудовых ресурсов в регионе, поскольку посредством зарубежных поездок рабочие – жители донорского региона, улучшают свое эмоциональное самочувствие, получают заряд положительных эмоций, наконец, поправляют здоровье (например, в случае организации санаторно-курортного лечения за рубежом).

Более того, грамотное государственное регулирование выездных туристических потоков способно превратить выездной международный туризм в мощный инструмент стимулирования производства товаров и услуг в отправляющем регионе. Для достижения этого макроэкономического эффекта необходимо проведение органами государства мероприятий, направленных на ориентирование выездных туристических потоков на страны, являющиеся торговыми партнерами донорского региона. Таким образом, предполагается, что вырученные за счет прибытий иностранных туристов средства, иностранное государство-реципиент способно потратить на приобретение товаров и услуг, производимых в стране-доноре. Эта так называемую «идеальная» модель организации выездного международного туризма схематически изображена на рис. 4.2.