Смекни!
smekni.com

Концепция стратегической зоны бизнеса создания 164 организационных структур туристических тнк 164 Адаптивные организационные структуры на среднем уровне управления туристической тнк 171 (стр. 53 из 60)

Так, в отношении туристических ТНК многие традиционные и действенные инструменты государственного регулирования оказываются фактически малоэффективными. К примеру, налоговая политика принимающих государств теряет свою силу воздействия на ТНК, способные осуществлять трансфертное ценообразование и налоговое планирование, учитывающее преимущества налоговых режимов десятков современных государств и территорий; государственная политика в сфере финансов (например, установление ставки рефинансирования) также малоэффективна в условиях свободного доступа ТНК к ресурсам мирового финансового рынка; наконец, любые проекты правительств развивающихся стран могут изначально быть неэффективными по простой причине – современные туристические транснациональные корпорации могут обладать запасом финансовой прочности, многократно превышающим бюджетные возможности целых стран.

Транснациональные корпорации могут также активно вмешиваться во внутриполитические проблемы принимающих стран, лоббируя свои интересы в законодательных или исполнительных органах власти, искусственно аналогизируя успешность собственной производственной деятельности и национальной экономики принимающей страны, подкупая чиновников и так далее. Все эти колоссальные возможности ТНК, несопоставимые с возможностями, национальных туристических предприятий, являются следствием гипер-позиции транснационального бизнеса, а также источником общей нестабильности в отдельных регионах мира[77].

Наконец, можно выделить воздействие гипер-позиции транснациональных корпораций на саму туристическую отрасль (в мировом масштабе), ввиду того, что целью любой туристической ТНК, намеренной захватить значительную часть будущих прибылей на арене новых возможностей, должно быть доведение до предела степени своего влияния на траекторию отраслевого развития.

Конкуренция за максимальное влияние – это часть широкой конкурентной борьбы туристических ТНК за максимизацию доли будущих прибылей. Степень влияния и доля будущих прибылей туристической транснациональной компании определяется следующими факторами:

1. Способностью создавать коалиции и управлять ими (доступность и гармонизация дополнительных ресурсов, имеющихся у других компаний). Коалиции не только завышают входные барьеры на туристическом рынке практически до недосягаемых для конкурентов высот, существенно оптимизируют межкорпоративные бизнес - процессы и повышают общую конкурентоспособность участников коалиции или альянса, но и определяют возможности ТНК воздействовать на основные факторы внешней среды туристического рынка – от потребителей до регулирующих органов государства, чем и определять основные тенденции и направления развития туристического рынка. Разумеется, что компании, которые сами определяют динамику трансформации рыночных отношений (например, колебания спроса на нем) находятся в конкурентном забеге на несколько кругов ближе к финишу – им нет необходимости оперативно подстраиваться под происходящие на туристическом рынке изменения, они готовы к ним изначально, поскольку они же эти изменения и инициировали.

2. Способностями разработки и установления универсальных стандартов практики туристического бизнеса. Транснациональные корпорации, заинтересованные в формировании прочного фундамента для сверх- прибыли в будущем, могут самостоятельно разрабатывать правила игры на туристическом рынке, а в дальнейшем обязывать конкурентов играть по этим самым правилам. Примеры таких универсальных правил игры в мировом бизнесе существуют уже сегодня и активно лоббируются авторитетными экспертами международных отраслевых организаций (типа ВТО, ВОТ, ВОЗ). К ним можно отнести и единые стандарты международных авиаперевозок (которые выбросили с этого сегмента рынка огромное количество авиакомпаний развивающихся государств, кстати и России, некоторые самолеты авиакомпаний которой уже сегодня не допускаются к перевозкам на европейских направлениях); гостеприимства (которые исключили возможность тысяч малых и средних гостиничных предприятий обслуживать иностранных туристов); самого туристического бизнеса (к примеру, распространение единых стандартов бизнес-образования на базе ранее корпоративной MBA и прочих суррогатов, которыми в настоящее время подминают академическое образование в десятках стран, в том числе и в России). Возможности ТНК заставить играть по собственным правилам весь остальной мир – это прекрасный задел для дальнейшего скачкообразного роста их конкурентоспособности в глобальном масштабе, фактор, обеспечивающий гипер-позицию транснационального туристического бизнеса.

Наконец, влиять на отраслевое развитие транснациональные туристические компании могут также и через уже приведенные выше возможности аккумулирования знаний относительно специфики туристического производства (в чем у ТНК есть технологические преимущества); глобальной известности туристических брендов ТНК и наличия эффективной сети сбыта (в том числе и виртуальной).

4.5. Экономическая эффективность туристических ТНК с позиций гипер-мобильности и гипер-перспективности

Гипер-мобильность туристических транснациональных корпораций заключается, прежде всего, в их возможности предугадывать и оперативно реагировать на возможные колебания туристического рынка. Основными источниками гипер-мобильности туристических ТНК являются:

· сетевая организационная структура, позволяющая оперативно, без существенной и дорогостоящей реструктуризации, трансформировать процесс туристического производства за счет пересмотра количества подключенных к нему аффилированных структур компании и характера связи между ними, что формирует гибкость и оптимальность корпоративных бизнес-процессов;

· диверсификация производства и предложения на туристическом рынке, которая позволяет компенсировать колебания региональных туристических рынков, а также в дальнейшем эксплуатировать эффект отложенного спроса на туристический продукт;

· более высокая эффективность внутрикорпоративных коммуникаций, нежели существующих на рынке международных экономических взаимодействий, что позволяет оптимально и адекватно рыночной конъюнктуре распределять финансовые и людские потоки;

· преимущества гипер-позиции транснациональных корпораций, обеспечивающих им возможность оказания давления на факторы внешней среды туристического рынка, а также быть более независимыми в процессе осуществления производственной деятельности.

Последним из 6Н – характеристик транснациональной туристической корпорации можно назвать гипер-перспективы их деятельности. Туристические ТНК обладают безграничным горизонтом для роста экономической мощи и рыночной доли в связи с тем, что их деятельность практически полностью отсекает возможности появления новых конкурентов, а следовательно, дальнейшей реструктуризации мирового туристического рынка. Весь эффект и дополнительные доходы, которые вызывает сегодня общий рост туризма в мире (в пределах 5% в год), в результате будет разделен между крупнейшими игроками туристического рынка в лице ТНК. Даже в гипотетическом случае сокращения темпов роста мирового туризма или падения его популярности, крупные транснациональные туристические ТНК смогут подключать все имеющиеся инструменты маркетингового давления на потребителей в целях возврата былой популярности туризма как вида человеческой активности (например, в ущерб получению высшего образования или покупки нового автомобиля).

Крупный туристический бизнес уже сегодня может регулировать направленность туристических потоков гораздо более эффективно, чем политики и национальные правительства, разумеется, в собственных коммерческих интересах. Можно утверждать, что созданные как противовес нестабильности туристического рынка ТНК, достигли изначально поставленных целей.

Их деятельность будет способствовать стабилизации самого явления международного туризма, что потребует от корпораций приложения усилий, например, в предотвращении военных столкновений или народных волнений, роста преступности или загрязнения окружающей среды в популярных местах отдыха иностранных туристов. Логично предположить, что даже в политической или социальной сферах многих государств, зарубежные корпорации смогут оказаться более сильными регуляторами, нежели сами национальные правительства, а следовательно, одной из возможных перспектив развития транснационального бизнеса может оказаться его полное сращивание с властями национальных государств, для которых туризм – единственный (или приоритетный) источник доходов. В таком случае, уже от государства и его правительства будет зависеть то, какую линию взаимодействия оно выберет с иностранными туристическими корпорациями.

Невозможно однозначно оценивать перспективы и горизонты развития транснационального туристического бизнеса, но то, что глобальный туризм в дальнейшем будет двигаться все выше и выше по траектории своей консолидации – это однозначно. ТНК имеют все возможности уже сегодня монополизировать мировой туристический бизнес, и эти возможности с каждым годом наращиваются как за счет внутренних резервов ТНК, так и за счет общемировых тенденций глобализации и либерализации.

Рассмотренные типа, модели и гипер-характеристики транснациональных корпораций в сфере туризма, не являются изолированными, а тщательно переплетаются в причинно-следственной связи друг с другом, создавая дополнительную синергию и увеличивая экономическую эффективность транснационального туризма, который уже в наши дни можно назвать единственным глобально конкурентоспособным видом производственной деятельности в сфере туристического обслуживания