Согласно психоаналитическому учению З.Фрейда, определенную роль в развитии каждого индивида, общества и человечества играют бессознательные влечения и желания человека, прежде всего сексуальные, основанные на принципе «удовольствия» (либидо), в отличие от сознательных интенций, соотнесенных с требованиями окружающего мира и придерживающихся принципа «реальности». Ошибки между бессознательными влечениями человека и социальной реальностью, нравственными нормами культуры могут привести к внутренним коллизиям и драмам, разыгрывающихся в глубинах человеческой психики.
Острота внутрипсихических конфликтов сглаживается благодаря возникновению разнообразных психологических механизмов защиты, когда асоциальные влечения вытесняются из сознания индивида. Эти защитные механизмы создают лишь видимость разрешения внутрипсихических конфликтов, ибо часто люди бегут от действительности и погружаются в мир иллюзий и фантазий. Цель психоанализа – способствовать осознанию человеком своих бессознательных влечений. Для этого необходимо выявить закономерности функционирования бессознательных процессов, понять язык бессознательного и его символику, что возможно осуществить средствами толкования сновидений, выявлением смысла оговорок, ошибок, описок и иных «мелочей жизни», интерпретацией «свободных ассоциаций».
В конечном счете психоаналитическое исследование бессознательного предполагает обращение к детско-родительским комплексам (прежде всего Эдипову комплексу – совокупности психических процессов, которые согласно Фрейду, формируются у мальчика в результате вытеснения в раннем детстве влечения к матери и соответственно враждебности к отцу как к «сопернику». Термин обязан своим происхождением древнегреческому мифу об Эдипе, который, женившись на вдове убитого им царя Фив, узнал, что супругой стала его собственная мать. В психоанализе также используется понятие «комплекс Электры» для выражения враждебных чувств дочери к матери как «сопернице» по отношению к отцу, сексуальным и агрессивным желаниям, проявляющимся на ранних стадиях развития ребенка и в образе жизни взрослого человека.
Доктрина З.Фрейда (психоанализ) уже им самим и его последователями была приложена к анализу исторического материала, к исследованию истоков цивилизации, появления религии, морали, постижению поведенческой мотивации некоторых исторических личностей (выдающегося итальянского живописца конца XV– начала XVI вв. Леонардо да Винчи, американского президента Вудро Вилсона и др.). Общей посылкой этих исследований явилось то, что деятельность личности или развитие человечества невозможно понять, исходя только из социальных, политических, экономических условий. Например, Фрейд подметил некие странности в жизни Леонардо да Винчи, который часто не завершал своих работ, никогда не был женат, не увлекался женщинами др. Психологи, изучавшие биографию И. Сталина, пишут о том, что с экономической и военно-политической точки зрения «большой террор» не имел большого смысла. Объяснить эти факты призвана историческая психология.
В том и другом случае психоаналитики ищут корни явлений зрелой психики своих героев в их детстве. З.Фрейд написал, пожалуй, первые исторические психобиографии. З.Фрейд, объясняя причины странного поведения Леонардо да Винчи, предлагал погрузиться в мир его детства. Леонардо был незаконнорожденным сыном нотариуса, господина Пьера да Винчи. Мальчику вместе с матерью пришлось долгое время жить отдельно от отца. Эти первые годы жизни будущего живописца оказали на него вредное влияние. Он был заласкан матерью и в силу этого очень рано развился в сексуальном отношении. Любовь к матери у мальчиков в детстве, основанная на сексуальном влечении к ней, на непонимании половых различий, часто в период половой зрелости юношей приводит их к гомосексуальности. В психобиографических исследованиях, посвященных И. Сталину, также большое внимание уделяется психологическим комплексам, которые сложились у «вождя всех времен и народов» в детстве. В настоящее время жанр психобиографии необычайно популярен как в западной, так и в отечественной историографии.
Карл Густав Юнг (1875–1961), швейцарский психолог и философ развил учение о коллективном бессознательном, в образах которого, названных им архетипами, ученый видел источник поведенческих установок человека. Согласно концепции Юнга, архетипы – некие первоначальные образы – имеют архаичный характер и являются врожденными психическими структурами, которые создают питательную среду для поведенческих установок человека. Мифология, фольклор являются историческими источниками для постижения архетипических представлений народа.
Кроме психоаналитического, в исторической психологии следует охарактеризовать герменевтически – феноменологическое направление, основанное на интерпретации исторических текстов, выяснении смыслов и значений предметного поля бытия, явлений прошлого. Одним из основателей герменевтики – учения об интерпретации текстов является немецкий историк культуры и философ Вильгельм Дильтей (1833–1911). Герменевтика полагает, что текст необходимо понять исходя из него самого, не подменяя его содержания социально-экономическими причинами или культурными «влияниями». Одним из первых применил герменевтический подход к изучению прошлого нидерландский историк Йохан Хёйзинга (1872–1945). Опираясь на средневековые тексты, историк в своей работе «Осень средневековья» представляет полную драматизма картину средневековой Европы, тонко подмечает символы гибели средневековой цивилизации.
Блестящим исследователем символов русской культуры был Ю.М.Лотман (1922–1993). В своей книге «Беседы о русской культуре». Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начала XIX вв.), опираясь, прежде всего, на художественные тексты, автор погружает читателей в мир русского дворянства в сложный, переломный для этого сословия период истории. Мы находим людей в детской комнате и за дуэли, на службе и в бальной зале, на поле сражения и за карточным столом. Повседневная жизнь людей, для Лотмана, – категория исторически – психологическая, знаковая система, то есть своеобразный текст, осмысление и интерпретация которого позволяют понять язык культуры и истории.
Перспективным направлением исторической психологии является история ментальностей, получившая наибольшее развитие в историографической школе «Анналов». (раздел IV). Отцы – основатели «Анналов» Марк Блок (1866–1944) и Л.Февр (1878–1956) критиковали традиционную историографию, которая, по их мнению, превратилась в «сундук для хранения фактов». Марк Блок неоднократно отмечал, что предметом истории являются «люди во времени», понимая под «временем» менталитет, то есть склад ума, умонастроения, коллективные представления, предрассудки той общественной среды, в которой разворачивается историческое событие. Таким образом, понять событие – это означает осмыслить ценности, установки той общественной среды, в которой это событие происходило.
Историки ментальностей использовали метод исторической реконструкции, воссоздания всех сторон жизни ушедших поколений, на основе фактов, полученных вообщем-то из традиционных исторических источников. В помощь истории они привлекали методы других наук – географии, антропологии, демографии, социологии и, конечно же, психологии. Реконструкцию картины мира прошлого предлагается начинать с воссоздания условий повседневного существования человека: питания, жилищных условий, гигиены, физического самочувствия, отношения к смерти, то есть всего того, что влияло на эмоциональную жизнь человека. В настоящее время весьма популярной является специальная отрасль исторической науки – история повседневности. (раздел VI). Например, в книге французского историка и демографа Филиппа Арьеса «Человек перед лицом смерти» поднимается проблема восприятия смерти людьми прошлых эпох.
Большое внимание уделяется изучению психологических основ взаимоотношений между людьми. Огромная литература посвящена семейным, деревенским, общинным отношениям, изучение которых даёт основание для весьма нетрадиционных выводов в оценке некоторых фактов социальной жизни. Изучая, например, отношения семейно-клановые в эпоху средневековья, историки сделали заключение о том, что в деревне преобладала не феодальная эксплуатация, а семейно-клановая.
Таким образом, использование психоанализа, понимание знаковых, символических систем того или иного времени, интерпретация текстов разных исторических эпох, уяснение специфики менталитета людей позволяют глубже разобраться во внутренней мотивации поведения человека как творца истории.
Хрестоматия
ЗИГМУНД ФРЕЙД (1856–1939). «Я» И «ОНО»
I. Сознание и бессознательное
Разделение психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа и дает ему одному возможность понять в такой же мере частые, как и важные патологические процессы психической жизни и причислить их к научным явлениям. …Психоанализ не может считать сознательное сутью психики, которое может присоединиться к другим качествам или может отсутствовать.
Состояние осознательности быстро проходит; осознанное сейчас представление в следующий момент делается неосознанным, но при известных легко осуществимых условиях может снова вернуться в сознание… Состояние, в котором они находились до осознания, мы называем вытеснением, а силу, которая привела к вытеснению и его поддерживала, мы ощущаем во время аналитической работы как сопротивление.