Марксисты отстаивали зависимость права от экономики, от господствующих в обществе производственных отношений. "Как политическое, так и гражданское законодательство, - писал К. Маркс - только выражает, протоколирует требования экономических отношений"[9]
История цивилизации в целом подтверждает этот вывод. Это не означает, что право, в свою очередь, не воздействует на экономику. Право закрепляет и регулирует индивидуальные экономические отношения (право собственности). Однако свое обратное воздействие на экономику может оказывать лишь в пределах объективных законов ее развития.
Необходимым условием обмена товарами выступает равенство участников данных отношений и свободное распоряжение принадлежащими им товарами. Независимость и равенство людей в экономической сфере были распространены и на сферу политических и иных надстроечных отношений и, в конечном итоге, превратились во всеобщий принцип буржуазного права. О невозможности отношений, основанных на принципах всеобщего равенства и всеобщей свободы, в условиях рабовладения и феодального строя убедительно свидетельствует вся многовековая история данных формаций.
Экономическими причинами объясняются и все остальные институты публичного права, поскольку всякая политическая борьба представляет собой борьбу классов, которая ведется, в конечном счете из - за экономического освобождения. В этом направлении велась борьба между рабами и рабовладельцами, крестьянами и помещиками, феодалами и буржуазией, буржуазией и рабочим классом, и ведется в настоящее время между средним классом и олигархами.
Решающая роль экономических условий существования общества в развитии государства и права наглядно проявляется всякий раз, когда государство пытается в законах закрепить несоответствующие им правовые порядки.К. Маркс и Ф. Энгельс скептически относились ко всяким предложениям создания права, которое было бы выше, чем экономический и обусловленный им культурный уровень развития общества. Право не создает материальных благ, и с помощью закона нельзя распределять блага, не созданные обществом, существующие лишь в воображении законодателя. К примеру, буржуазные экономисты полагали, что изменение номинальной стоимости денег декретами государства является одним из действенных способов обогащения государства. Возражая подобным взглядам, К. Маркс справедливо отмечал, что можно только удивляться нашим правителям, которые не спешат удесятерить богатство общества таким простым путем. В действительности величина стоимости товара и их эквивалента - денег относится к сфере экономических реалий, не зависящих от воли и желаний законодателя.
Законы, принимаемые без учета существующих экономических отношений или вопреки ми, неизбежно посрамляют себя. "Обратное действие государственной власти, - отмечал Ф. Энгельс, - на экономическое развитие может быть троякого рода. Она может действовать в том же направлении - тогда развитие идет быстрее; она может действовать против экономического развития - тогда в настоящее время у каждого крупного народа она терпит крах через известный промежуток времени; или она может ставить экономическому развитию в определенных направлениях преграды и толкать его в других направлениях. Этот случай сводится в конце концов к одному из предыдущих. Однако ясно, что во втором и третьем случаях политическая власть может причинить экономическому развитию величайший вред и может вызвать растрату сил и материала в массовом количестве"[10].
Обосновывая материалистическое понимание права, источников его развития, К Маркс. и Ф Энгельс были далеки от мысли упрощать этот сложный и противоречивый процесс взаимодействия права, законодательства, экономики и представлять дело таким образом, что все процессы осуществляются само собой, автоматически без участия человека, его познавательных актов и его предметно - практической деятельности.
Определяя свою позицию по этому вопросу, Ф. Энгельс писал: "Экономическое положение - это базис, но на ход исторической борьбы также оказывают влияние и во многих случаях определяют преимущественно форму ее различные моменты надстройки:
политические формы классовой борьбы и ее результаты - государственный строй, установленный победившим классом после выигранного сражения правовые формы и даже отражение всех этих действительных битв в мозгу участников,
политические, юридические, философские теории религиозные воззрения и их дальнейшее развитие в систему догм.
Существует взаимодействие всех этих моментов, в котором экономическое движение как необходимое, в конечном счете, прокладывает себе дорогу сквозь бесконечное множество случайностей (т.е. вещей и событий, внутренняя связь которых настолько отдалена или настолько трудно доказуема, что мы можем пренебречь ею, считать, что ее не существует). В противном случае применять теорию к любому историческому периоду было бы легче, чем решать простое уравнение первой степени"[11].
В утверждении естественно - правового мировоззрения и понимания сущности права, исходящего из приоритета прав человека, всеобщего равенства и справедливости - большая заслуга буржуазной юридической науки.
Однако немалый вклад в современное правопонимание внесла и социалистическая правовая мысль, выражавшая интересы рабочего класса. Следует признать, что тезис о классовой сущности буржуазного права, выдвинутый марксизмом в 19 веке имел под собой реальные основания.
Едва ли только следовало его абсолютизировать: как всякое определением он отражал лишь одну из многих граней права.
Сегодня классовое понятие права на наших глазах сходит с исторической сцены но не следует обольщаться: еще далеко не во всех странах праву удалось преодолеть свое классовое содержание. Это длительный процесс, но направление развития к общечеловеческим ценностям, демократическим, гуманным нормам и порядкам представляются уже ясным. Причем происходит встречное явление буржуазно - либеральных и социально - демократических правовых идей. Примером может служить признание необходимости государственной поддержки социально слабых слоев населения, закрепление широкого спектра социальных прав в конституциях западных стран. С другой стороны, государства бывшего социалистического лагеря отказались от тоталитарных порядков и обращаются к достижениям мировой цивилистики. [12]
Вместе с тем в определенный период происходит становление идей К. Маркса в некоторых странах мира. Их принято называть социалистическими странами. В число этих государств входит и Советский Союз.
Марксистская теория права подвергла резкой критике индивидуалистические теории, якобы поощряющие эгоистические интересы в противовес общественным.
Утвержденная в России после переворота 1917г. тоталитарного режима, разрушение гражданского общества, ликвидация частной собственности повлекли за собой и уничтожение свободы человека.
Приступая к созданию нового общества большевики опирались на марксистко - ленинскую теорию, в которой ведущее место занимала идея диктатуры пролетариата. Идея диктатуры изначально противоречит принципу всеобщности универсальности прав человека. [13]
Социалистическая революция сопровождалась широкомасштабным критическим пересмотром всех институтов, которые по большей части были отвергнуты или трансформированы в свете учения марксизма - ленинизма, рассматриваемого как непреложная истина.
Марксизм - ленинизм в социалистических странах - это совсем не то, что любая философская доктрина в западных странах. Это не официально признанное учение, а всякое иное, противоречащее, считается не только ложным, но и опасным, угрозой общественному строю. Марксизм - ленинизм раскрыл законы, определяющие развитие общества, основанного на гармонии и согласии. Каждый, кто не согласен с этой доктриной, кто отрицает и даже просто ставит под сомнение постулаты марксизма, является, сознательно или нет, врагом человеческого рода, и его ложные взгляды должны быть пресечены.
Марксизм - ленинизм - это одновременно и мировоззрение, и руководство к действию, доказывающее, как надо поступать, чтобы мир стал лучше. Знание принципов марксизма - ленинизма было необходимо всем гражданам. Практика без революционной теории слепа, учил Сталин. Важно, чтобы руководители принадлежали к кругу просвещенных людей, которые знают эту доктрину и полностью преданы ей. Не менее важно, чтобы те, кто управляет, судьи, граждане, так же были верны доктрине и вносили свой сознательный вклад в реализацию политики, направленной на то, чтобы вести общество к прогрессу по открытому ею пути.
Маркс и Энгельс полагали, что и в области общественных наук - а не только естественных - имеются законы, управляющие развитием человечества. Они стремились открыть эти законы и таким путем поставить на место старого утопического социализма научный социализм.
Марксистское учение отнюдь не носит печати фатализма. Оно отводит человеку важную роль в реализации законов истории. Но, тем не менее, его возможности ограничены, ибо, как писал Ф. Энгельс, "люди сами делают свою историю, однако в данной, их обуславливающей среде, на основе уже существующих действительных отношений"[14].
Право - это орудие классовой борьбы, служащее защите интересов господствующего класса и сохранению выгодного для него социального неравенства. Оно, может быть, определено как совокупность социальных норм, которые регламентируют отношения господства между правящим и подчиненными классами в той части, в какой эти отношения не могут сохраняться без опоры на принудительную силу хорошо организованного государства.