Марксистская теория права
Тема моей курсовой работы "Марксистская теория права" была выбрана не случайно. Влияние марксисткой школы оказало огромное воздействие на развитие нашего государства в определенный исторический период и, конечно, на все ее дальнейшее развитие. Рассматривая данную тему, я ставила сразу несколько вопросов для изучения. Во - первых, выявить основные положения марксисткой теории. Во - вторых, проследить закономерности развития права на примере Советского Союза. В - третьих, рассмотреть возможность применения теории К. Маркса и Ф. Энгельса на современном этапе развития общества.
Прежде всего, мне хотелось проанализировать, как в целом представляли себе государство и общество основатели учения. Потому что, как известно государство не может существовать без права, а право без государства. Необходимо учитывать, что мы сами прожили, используя, марксистскую теория права, как общепринятую в нашем государстве не одно десятилетие, и это не могло не оказать влияния на современное право. Концепция права Советского государства, основываясь на теорию К. Маркса, ставила перед собой определенные цели, среди которых важной идеей, по моему мнению, является замена закона организационно - техническими и нравственными регуляторами. Данные суждения напрямую связывались с задачами "строительства социализма". Интересен для понимания и тот факт, что право, по мнению советских правоведов, рассматривалось как чуждый социализму элемент, являющийся сугубо буржуазным пережитком. На мой взгляд, советское право понимало изначальную теория К. Маркса, искаженно, и подстраивало ее под основные постулаты коммунистических установок.
Исходя, из данных вопросов основной целью исследования марксисткой теории права в моей работе является проследить связь и выявить возможность применения данной теории на современном этапе развития государства и права.
Перед изложением основной части работы мне хотелось бы в подтверждение своих слов привести несколько высказываний советских юристов:
"Нормы ГК, проникаясь элементами плановости, деформируются, приближаясь к нормам административно - техническим"
"Осуществление грандиозного пятилетнего хозяйственного плана будет способствовать дальнейшему перерастанию рыночных связей в связи организационные, перерастанию правовых норм в административно - техническое регулирование."
"В действительности, это расширение сферы административно - хозяйственного права означает все большее превращение его в неправо."
Или например, высказывалось такое мнение "Плановое регулирование в отличие от регулирования посредством правил закона дает большую возможность вести народное хозяйство по пути строительства социализма… По мере продвижения по пути к социализму правовое регулирование приобретает все более подчиненный, служебный по отношению планов народного хозяйства характер".
Основные методы, применяемые в работе:
Во - первых, изучение исходного материала т.е. работ К. Маркса и Ф. Энгельса.
Во - вторых, изучение материалов, посвященных данной теме у современных авторов.
В - третьих метод анализа изученного материала и, сравнительный метод.
В своей работе я основывалась на материалы, представленные в трудах Маркса и Энгельса, в частности их сочинения, учебные пособия, например, теория права С.С. Алексеев, учебники Р. Давид, К. Жоффре - Спиноза. Основные правовые системы современности, Теория государства и права учебник для студентов Вузов под редакцией Матузова Н.И.
Итак, советские правоведы считали, что замена права административными установками является оправданной. Интересно как рассматривали данный вопрос К. Маркс и Ф. Энгельс.
Марксистское учение, основателями которого являются Карл Маркс (1818-1883г) и Фридрих Энгельс (1820-1895г) исходит, с одной стороны, из материалистической философии, с другой - из идеи развития. Согласно материалистическому подходу, объекты, существующие в природе, первичны; мысль, дух, сознание - это отражение материального мира. Идея развития означает, что в природе нет ничего раз и навсегда данного, все изменяется в процессе постоянной эволюции.
Право как особая система юридических норм и связанных с ним правовых отношений возникает в истории общества в силу тех же причин и условий, что и государственные процессы. Разумеется, у разных народов и в разные эпохи правообразование имело свои особенности, однако существуют и общие закономерности. Экономическая и социальная жизнь любого общества нуждается в определенной упорядоченной деятельности людей, участвующих в производстве, обмене и потреблении материальных благ. Она достигается с помощью правил поведения или социальных норм. В первобытном обществе это были обычаи, слитые с религиозными и нравственными требованиями. Социальное расслоение общества и возникновение групп с противоположными интересами привело к тому, что родовые обычаи уже не могли выполнять роль универсального регулятора.
К. Маркс и Ф. Энгельс под влиянием Л. Моргана допускали существование права в догосударственном обществе, причем процесс возникновения права как нормативной системы регуляции общественных отношений был предметом ряда специальных марксистских конструкций, которые в свое время не были достаточно выделены и изучены. Одна из них разделяет всю правовую историю на две стадии - варварскую и цивилизованную. Первая включает эпоху еще догосударственную, но уже затронутую процессами социального расслоения и классоборазования, эпоху господства обычного права; на второй стадии оформляется и развивается цивилизованный способ осуществления права в форме закона.
Как писали К. Маркс и Ф. Энгельс "история права показывает, что в наиболее ранние и примитивные эпохи эти индивидуальные, фактические отношения в их самом грубом виде и являются непосредственно правом. С развитием гражданского общества, т.е. развитием личных интересов до степени классовых интересов, правовые отношения изменились и получили цивилизованное выражение. Они стали рассматриваться уже не как индивидуальные отношения, а как всеобщие. Вместе с этим, благодаря разделению труда, охрана сталкивающихся между собой интересов отдельных индивидов перешла в руки немногих, и тем самым исчез и варварский способ осуществления права"[1]
Как важнейший шаг политического развития, отделяющего цивилизацию от варварства, государство застает наличные правовые формы, придает им качественно новый вид, заменяя в той или иной мере обычное право положительным (позитивным). С идеей Л. Моргана относительно вытеснения обычного права законодательством соглашается К. Маркс, о чем свидетельствует составленный им конспект книги "Древнее общество".
К. Маркс: "Признав за владельцем абсолютное право собственности на его имущество при жизни, закон дал ему теперь сверх того - право оставлять это имущество по завещанию (кому угодно), если у него не было детей; но право рода на имущество оставалось в силе, пока были дети, которые могли представить владельца в роде. Во всяком случае, этот обычай должен был существовать еще прежде, т.к Солон только превратил в положительное обычное право. Мысль о том, что право по своему объективному содержанию существует до того как оно воплощается в законе государства, многократно повторяется в книге Моргана". [2]
Новое, что приносит государство обществу в нормативно - регулятивной сфере, есть не право как общественный регулятор, оно уже было известно в форме обычая, но совершенно новая правовая форма - закон. В целях обеспечения норм оформляется организованная сила принуждения к исполнению правовых требований, действующая в государственных интересах. Здесь снова можно сослаться на Ф. Энгельса, который в полемике с Прудоном доказывал, что не экономические отношения возникают из идеи права, а наоборот. При этом Ф. Энгельс набрасывает довольно реалистическую схему возникновения права из материалистических общественных структур: "На известной, весьма ранней ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена. Это правило, вначале выражающееся в обычае, становится затем законом. Вместе с законом необходимо возникают и органы, которым поручается его соблюдение - публичная власть, государство"[3]
Только тогда можно обоснованно употребить слово вместе: государство появляется вместе с законом, а не правом; закон возникает вместе с государством[4]
Вслед за Сен - Симоном марксизм говорит о том, что принципы политической экономии первичны по отношению к принципам гражданского права. Все находится в зависимости от экономической структуры - идеи людей, нравы, мораль, религия.
Точно так же и право - это не более чем надстройка, его реальное назначение - служить интересам тех, в чьих руках находятся рычаги власти в данном обществе. Оно - инструмент, используемый теми, кому принадлежит власть. Право - это средство подавления эксплуатируемого класса. Говорить о справедливом праве вообще - это значит обратиться к идеологии, то есть к ложному отражению реальности. Справедливость - это историческое понятие, зависящее от условий жизни определенного класса. Право буржуазного государства, пренебрегающее интересами пролетариата, является, с его точки зрения, отрицанием справедливости.
Таким образом, марксистская трактовка права прямо противоположна нашим традиционным представлениям о нем. Чтобы несколько глубже разобраться в этом вопросе, а так же понять, как представляется в этой связи будущее коммунистическое общество, следует обратиться к взглядам Ф. Энгельса на государство и право, изложенным в книге "Происхождение семьи, частной собственности и государства" (1884г).
По Энгельсу, в начале истории мы видим общество без классов, где все его члены находились в равном положении по отношению к орудиям производства. Все были равны, независимы друг от друга, ибо эти орудия находились в свободном распоряжении всех. Правила поведения соблюдались, но, походя на нравы, и не будучи снабжены принудительными санкциями, эти правила не были нормами права.