Необходимо подчеркнуть, что действие геополитических закономерностей как бы создает архитектуру геополитических ситуаций, формирует их типологический вид. Но это уже предмет другого исследования, хотя и не менее важного.
Вопросы для самопроверки:
1. Как Семенов характеризует геополитические закономерности?
2. Какие основные закономерности выделяет Семенов?
Буржуазная региональная теория и государственно-монополистическое регулирование размещения
производительных сил[55]
Теория поляризованного развития и концепция центров роста и концепция центров роста
<…> Большинство буржуазных регионалистов сходятся на том, что с экономической точки зрения полюс роста включает три основных элемента: 1) ведущую отрасль, обладающую высокой способностью к нововведениям; 2) серию отраслей местного и районного значения, связанную с ней систему отношений типа «затраты – выпуск». Эти отношения и служат средством передачи ведущего эффекта на все хозяйство; 3) пространственный сгусток производительных сил, обеспечивающий предприятием получение «внешней» агломерационной экономии. В результате возникает источник, в идеале способный оказывать весьма сильное воздействие на окружающую среду…
В настоящее время на первый план буржуазные ученые выдвигают инновационную функцию полюса. Это связано с общим сдвигом в понимании сущности процессов экономического роста и развития…
<…> В рамках применения соответствующей концепции создаётся принципиальная возможность учёта факторов и пространственной, и функциональной агломерации. Полюс выполняет свои функции в силу того, что он является производственным ансамблем, а также центром концентрации тех видов третичной деятельности, которые способствуют распространению роста нововведений, а также благоприятствуют изменениям структуры. <…>
Пространственный полюс – это, прежде всего, город, наделённый определёнными динамическими параметрами, он располагает мощным потенциалом роста. Характеризуя его, один из видных ученых-регионалистов, Л. Давен, отмечал, что полюс «базируется на (отрасли) промышленности, которая оказывает сильное влияние на развитие других отраслей, имеет с ними тесные производственные связи и способствует экономически эффективной концентрации». Трактовка пропульсивных отраслей как функциональной основы полюса имеет связь с объективными особенностями специализации городского хозяйства. Совершенно естественно, при прочих равных условиях два города схожих размеров, но специализирующиеся один – на старой, другой – на новой отрасли будут характеризоваться совершенно различной динамикой и, что более важно, разными перспективами развития.
Только новая, быстро развивающаяся отрасль, располагающая ёмким и растущим рынком сбыта, способна играть роль движущей силы полюса. Подобная отрасль (движущая или пропульсивная), быстро увеличивая объём производства и масштабы найма рабочей силы, оказывает сильнейшее воздействие на хозяйство полюса. За счёт межотраслевых связей она стимулирует развитие смежных производств посредством приобретения на месте элементов затрат и закупки услуг, она способствует развитию мелкого местного бизнеса, а суммарное увеличение доходов местного населения способствует развитию процесса мультипликации. Хозяйство подобного города быстро развивается, одновременно происходит неуклонное улучшение местной хозяйственной среды, возрастает совокупная внешняя экономия, которую способно получить новое предприятие, создаваемое в нём. Город становится привлекательным местом размещения в глазах предпринимателей, и постепенно возникают условия для формирования комплекса пропульсивных отраслей и соответственно для дальнейшего ускоренного развития.
Подобный полюс не только растёт сам, но и по мере роста усиливает влияние на окружающее пространство, на район, в котором он расположен. Простейшие формы влияния проявляются через товарные потоки, потоки услуг, капитала. Большую роль играют миграционные процессы, во многом зависящие от динамичности полюса. Полюс тесно взаимодействует с окружающей средой и в зависимости от собственных характеристик в той или иной степени преобразует её.
Процесс влияния, имеющий пространственное выражение, чрезвычайно многообразен. Буржуазная наука сводит его к диффузии нововведений. В случае полюсов роста диффузия приобретает характер распространения городских ценностей на ближайшее окружение города (так называемое поле города). В первую очередь речь идёт о распространении потребительских и во вторую очередь предпринимательских нововведений…
Полюс как город не может рассматриваться изолированно от всей системы расселения конкретной страны, от соответствующей системы городов. Естественно, что в рамках этой системы он взаимодействует с другими её элементами, причём характер такого взаимодействия определяется иерархическими моментами. Чем крупнее полюс, тем выше его ранг в рамках всей системы, больше его влияние на окружающую территорию.
…В связи с внедрением концепции поляризованного роста были сделаны попытки согласовать городскую иерархию с динамическими характеристиками города. Ж.-Р. Будвиль, например, предложил следующий вариант иерархии:
1. Центральные места – мелкие и средние по размерам «классические» города, специализированные на отраслях третичного сектора и обслуживающие окружающую сельскую местность.
2. Полюсы роста – промышленные города с диверсифицированной структурой хозяйства, как правило, среднего размера. Для них характерны высокие темпы роста, так как они располагают предприятиями новых отраслей промышленности. Их рост, однако, нельзя считать автономным, так как он генерируется за счёт внешних влияний.
3. Полюсы развития – крупные городские агломерации с развитой структурой хозяйства. Они имеют пропульсивные фирмы, генерируют нововведения; их рост можно рассматривать как автономный. Полюса развития оказывают влияние на весь процесс территориального развития.
4. Полюсы интеграции – многофокальные зоны роста, охватывающие две и более городских систем. Это крупные концентрации производительных сил, где постепенно формируются прямые и обратные пропульсивные связи, во многом определяющие эволюцию пространственных структур.
Обращает на себя внимание акцентирование фактора автономности роста. Для рядовых полюсов роста, несмотря на их динамичность, подобный рост не характерен. Причина здесь в том, как считает Будвиль, что они имеют динамичные предприятия, но не обладают собственными пропульсивными фирмами. С позиций теории диффузии нововведений они, несмотря на динамизм, всё же являются зависимыми элементами по линии заимствования нововведений. Поэтому их рост как бы обусловлен влиянием извне, более крупными урбанизированными образованиями…
В противоположность им полноценные полюсы, полюсы развития, обладая пропульсивными фирмами, сами выступают в роли генераторов нововведений, а, в конечном счете, генераторов экономического роста и развития. Их рост автономен, их пространственное влияние широко; будучи расположенными в каком-либо районе, они оказывают сильное воздействие на весь районный хозяйственный комплекс. Такие полюсы могут стоять во главе целой городской подсистемы, влиять на неё, передавая нововведения вниз по иерархическим ступеням. Экономическое благосостояние целых районов во многом определяется наличием подобных центров, способных внести динамику в его хозяйственную структуру. <…>
Внедрение концепции центра роста в практику региональной политики имело место в конце 50-х гг. ХХ в… С самого начала поляризованный рост ассоциировался с возможностями повышения эффективности региональной политики, и прежде всего политики развития отсталых районов. Развитие районов за счёт внутрирайонной концентрации, первоочередного стимулирования наиболее важных и перспективных центров на их территории – вот как характеризовалась в то время сущность данной концепции. При этом констатировались преимущества пространственной концентрации капиталовложений, прежде всего в инфраструктуру, так как это позволяет быстро добиться создания внушительных масштабов «внешней» экономии, за счёт которой в немногие привилегированные центры отсталых районов автоматически двинулись бы частные инвестиции. В такой трактовке чувствуется ещё стремление найти какой-то компромисс с концепцией «сильного толчка», основанной на теории сбалансированного роста и акцентирующий первоочередные инвестиции в инфраструктуру.
Постепенно данная трактовка сущности рассматриваемой концепции уступила место более глубокому пониманию. В частности, на первый план был выдвинут отраслевой аспект развития. Рассматривая внедрение пропульсивных отраслей как средство оживления экономики городов и районов, теоретики региональной политики стали первостепенное внимание уделять вопросам выбора отраслей и задачам «вживания» их в прежнюю структуру хозяйства. Разделяя идеи Ф. Перу, они разделяют капиталовложения, осуществляемые в полюсах, на «движущие» и «ассоциированные», географически агломерированные за счёт «внешней» экономии. Одновременно расширилось понимание взаимодействия центра с окружающей средой, в частности подчёркнута его роль как агента изменений в широком плане, а не только как центра притяжения мигрантов и узла хозяйственных связей с периферией.
В настоящее время роль городов связывается, прежде всего, с их положением в системе распространения нововведений. Поскольку нововведения и их диффузия сегодня рассматриваются учёными как важнейший фактор пространственной интеграции общества, роль центров роста стала трактоваться не в узком, внутрирайонном плане, а в широком, подчёркивающем их положение в рамках функционирующей системы городов. Стратегия центров роста ныне предусматривает воздействие на всю систему городов, при этом принимаются во внимание и прямые влияния, вызванные мероприятиями государства, и косвенные, отражающие существующие взаимосвязи. Поскольку эти косвенные влияния имеют долговременный характер, управление всей системой центров может осуществляться лишь в рамках долгосрочной стратегии.