(обратно)
196
См., к примеру:NadavNa'aman. Ancient Israel's History and Historiography. The First Temple Period.—Winona Lake,Ind., Eisenbrauns,2006;Герцог3. НаучнаяреволюциявархеологииЗемлиИзраиля// ЛевинЛ. И. иМазарА. (ред.). Полемика об исторической достоверности библейских писаний. — Иерусалим: Бен-Цви, 2001. — С. 52-65 (на иврите).
(обратно)
197
См. Финкелъштейн И., Силъберман Н. А. Зарождение Израиля — археология, Библия и историческая память. — Тель-Авив: Изд-во Тель-Авивского университета, 2003. — С. 247 (на иврите). 2Согласно книге Царств, писец Шафан зачитал Тору царю Иосии (Вторая книга Царств 22: 1-13). Следует иметь в виду, что в еврейских изданиях Библии две книги пророка Шмуэля (Самуила) предшествуют двум книгам Царств (точнее, Царей), в то время как во многих русских изданиях все эти книги называются книгами Царств — общим числом четыре. В таких изданиях речь идет не о Второй, а о Четвертой книге Царств. — Прим. ред. русского издания.
(обратно)
198
См., к примеру, сходство между высказываниями ассирийского мудреца Ахикара и библейскими притчами. Авиноам Ялин (ред.). Книга Ахикара Мудрого. - Иерусалим: Ха-Маарав, 1937 (на иврите), а также LindenbergerJ.M.TheAramaicProverbsofAhiqar.-Baltimore: JohnsHopkins,1983.
(обратно)
199
См. следующие книги:LemcheN.P.AncientIsrael. A New History of Israelite Society.—Sheffield: Sheffield University Press,1988;DaviesP.R. In Search of«Ancient Israel».—Sheffield: Sheffield University Press,1992; Thomas L. Thompson. The Mythic Past. Biblical Archaeology and the Myth of Israel.—London: Basic Books,1999.
(обратно)
200
См., к примеру: «Ибо я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня» (Исход 20:5 и Второзаконие 5:9).
(обратно)
201
Не могу не напомнить читателю, что в пьесе Б. Шоу « Цезарь и Клеопатра » римский диктатор сталкивается с христианской общиной Александрии и затем очень разумно рассуждает о христианстве, хотя дело происходит за десятки лет до рождения Христа. Анахронизм? Несомненно, но, как и в нашем случае, совершенно преднамеренный и очень изящный. - Драм. ред. русского издания.
(обратно)
202
На начальных этапах заселения Северной Америки многие пуритане были убеждены, что именно они являются сынами Израиля и именно им обещана земля обетованная, где течет молоко и мед. Они продвигались на запад с Библией в руках и считали себя истинными наследниками Иисуса Навина. Аналогичным образом библейская мифология вдохновляла африканских поселенцев. См.CauthenВ.TheMythofDivineElectionandAfrikanerEthnogenesis//HoskingandSchцpflin(eds.). MythsandNationhood.—P.107-131.
(обратно)
203
Цитата из «Ха-Тиквы» («Надежда») - национального гимна Израиля. -Прим. ред. русского издания.
(обратно)
204
О понятии «диаспора» в иудейской традиции см.:EisenA. M.Exile// A. A. CohenandP. Mendes-Flohr(eds.). Contemporary Jewish Religious Thought. Original Essays on Critical Concepts, Movements, and Beliefs.-New York: Free Press,1988. -P.219-225, атакжеd'A. M.Eisen.Galut. Modern Jewish Reflection on Homelessness and Homecoming.-Bloomington: Indiana University Press,1986.
(обратно)
205
Кроме того, локальные изгнания, которые иногда имели место, производились из центра на периферию, то есть из Рима в провинции. См. обэтом:Kelly G.P. A History of Exile in the Roman Republic.-Cambridge: Cambridge University Press,2006.
(обратно)
206
Флавий И. Иудейская война. Кн. 6, IX. -M.;Иерусалим: Гешарим, 1996. — С. 381. По утверждению Тацита, осажденных в Иерусалиме было шестьсот тысяч. См. Корнелий Тацит. История. Соч. в 2 т. - СПб.: Наука, 1993. - Т. 2. - С. 553.
(обратно)
207
Об оценках численности населения Рима и полемике вокруг этой темы см.Carcopino J.Rome а l'apogйe de l'Empire. La vie quotidienne.— Paris: Hachette,1939. —P.30-36.
(обратно)
208
См. БрошиM.и Финкелъштейн И. Численность населения Эрец-Исраэль в 734 году до н. э. // Катедра. 1991. - 58. - С. 3-24 (на иврите).
(обратно)
209
См. Броши М. Население Эрец-Исраэль в римско-византийский период // Цви Барас и др. (ред.). Эрец-Исраэль от разрушения Второго храма до мусульманских завоеваний. — Иерусалим: Бен-Цви, 1982. — С. 442-455 (на иврите). А также: Вместимость территории Эрец-Исраэль в византийский период и ее демографическое значение // Оппенхаймер А., Кошер А. и Раппопорт У. (ред.). Человек и земля в древней Эрец-Исраэль. - Иерусалим: Бен-Цви, 1986. — С. 49~55 (на иврите). Интересно, что Артур Рупин, первый демограф в Еврейском университете, уже в конце 30-х годов оценивал численность населения в Иудее примерно в миллион человек. См. его книгу: Война евреев за существование. — Тель-Авив: Двир, 1940. — С. 27 (на иврите).
(обратно)
210
См. Сафрай Ш. Возрождение еврейской общинной жизни во времена Явнее // Эрец-Исраэль от разрушения Второго храма до мусульманских завоеваний. — С. 18-39.
(обратно)
211
Мидраш — неюридическая по форме часть талмудической традиции (начиная с периода Мишны или даже чуть более раннего). Соблазнительно назвать мидраши поздними (раввинистическими) иудейскими сказками или мифами, но такое определение было бы неточным. Мидрашем является почти любой талмудический нарратив, любой рассказ о свершениях мудрецов, ангелов и библейских героев. Важно отметить, что существуют и внеталмудические мидраши и даже сборники мидрашей, однако они являются частью той же традиции и просто иначе скомпилированы. — Прим. ред. русского издания.
(обратно)
212
Цит. поSternM.(ed.).Greek and Latin Authors on Jews and Judaism, II.— Jerusalem: The Israel Academy of Sciences and Humanities,1980. —P.393.
(обратно)
213
У Евсевия Кесарийского мы также не находим ни единого упоминания об изгнании. См. Евсевий Памфил. Церковная история. — М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1993. См. также: Сафрай 3. Положение еврейской общины в Эрец-Исраэль после восстания Бар-Кохбы; Шварц И. Иудея после подавления восстания Бар-Кохбы // А. Оппенхаймер и У. Раппопорт (ред.). Восстание Бар-Кохбы -новейшие исследования. — Иерусалим: Бен-Цви, 1984. — С. 182-223 (на иврите).
(обратно)
214
Мишна — первый формально записанный и отредактированный свод Галахи, ранняя форма Талмуда. Классический Талмуд (как Иерусалимский, так и главный, Вавилонский) представляет «всего лишь» развернутый комментарий к Мишне. — Прим. ред. русского издания.
(обратно)
215
Попросту, мишнаические. — Прим. ред. русского издания.
(обратно)
216
См.MinkowskyС.Notions of Exile, Subjugation and Return in Rabbinic Literature//James M. Scott(ed.).Exile Old Testament, Jewish and Christian Conceptions.—Leiden: Brill,1997. —P.265-296.
(обратно)
217
См. Юваль И. Я. Миф об изгнании с земли — еврейское время и христианское время // Альпаим. — 2005. — 29. — С. 9-25 (на иврите).
(обратно)
218
См. об этом: Рокеах Д. Юстин Мученик и евреи. — Иерусалим: Динур, 1998. — С. 51 и 86-87 (на иврите); Иустин (Юстин) Мученик. Диалог с Трифоном-иудеем // Сочинения св. Иустина, философа и мученика. — М., 1891.
(обратно)
219
Анализ теологического понятия «диаспора» можно найти в следующей книге:Raz-Krakotzkin A. Exil et souverainetй. Judaпsme, sionisme et pensйe binationale.—Paris: La Fabrique,2007.
(обратно)
220
Разумеется, известныотдельныеслучаиэмиграции, такиекакприбытиевИерусалимраббиМошебенНахмана(Рамбана) вXIII векеилираббиИехудыХасидав1700 году. Однако такие исключения лишь подтверждают общее правило. Желающие узнать, например, как жили евреи на Святой земле незадолго до начала строительства еврейской нации, могут прочесть сборник статей под редакцией Исраэля Барталя: Диаспора в пределах Святой земли - еврейская община в Эрец-Исраэль до возникновения сионизма. - Иерусалим: Сионистская библиотека, 1994 (на иврите).
(обратно)
221
О роли и значении этих трех клятв см.: Равицкий А. Мессианизм, сионизм и религиозный радикализм в Израиле. — Тель-Авив: Ам Овед, 1993- — С. 27-305 (на иврите).
(обратно)
222
Грец Ц. История евреев от древнейших времен до современности. II. – Тель-Авив: Изд-во Израэль, 1955. - с. 236(на иврите).
(обратно)
223
Грец Ц. История евреев. —III.— с. 5.
(обратно)
224
Грец Ц. История евреев. С. 10.
(обратно)
225
Грец Ц. История евреев. С. 64-65.
(обратно)
226
Дубнов С. М. История еврейского народа на Востоке. - М.; Иерусалим: Мосты культуры / Гешарим, 2006.- Т. 2. - С. 360-362.
(обратно)
227
Барон С. Социальная и религиозная история евреев. II. — Рамат-Ган: Массада, 1960. — С. 139 (на иврите).
(обратно)
228
Baer Y. Galout. L'imaginaire de l'exil dans le judaпsme.—Paris: Calmann-Lйvy,2000. —P.63.
(обратно)
229
Baer Y. Galout. L'imaginaire de l'exil dans le judaпsme.-P.66.
(обратно)
230
ДинурБ. Израиль в изгнании (издание 1961 года). — I. — Кн. 1.— С. 5-6 (на иврите).
(обратно)
231
Динур Б. На стыке поколений. - Иерусалим: Бялик, 1955. - С. 26(на иврите).
(обратно)
232
Динур Б. Израиль в изгнании. — I. — Кн.1.— С. 6.
(обратно)
233
Динур Б. Уникальность еврейской истории // Летопись поколений. - Иерусалим: Бялик, 1978. - С. 14 (на иврите). Утверждение ПО ПОВОДУ языка является, разумеется, более чем сомнительным.
(обратно)
234
ДинурБ. Диаспора и ее разрушение // Летопись поколений. С. 182.
(обратно)
235
Динур Б. Диаспора и ее разрушение. С. 192.
(обратно)
236
Клаузнер Й. История Второго храма. V. — Иерусалим: Ахиасаф, 1952.— С. 290 (на иврите).
(обратно)
237
В оригинале не лишенная просодических достоинств идиома: «кибуц зар, музар у-мефузар» - Прим. ред. русского издания.
(обратно)
238
Койфман Й. Диаспора и чужбина. I. - Тель-Авив: Двир, 1929. - С. 176 (на иврите).
(обратно)
239
В Вавилонии. - Прим. ред. русского издания.
(обратно)
240
Иосиф Флавий. Иудейские древности.T. 1,книга 11. - М.: Крон-Пресс, 1996.
(обратно)
241
Иосиф Флавий. Иудейские древности. Т. 1,книга 12. — С. 473.
(обратно)
242
Алексанарийский Ф. Против Флакка; О посольстве к Гаю. - М.; Иерусалим: Изд-во Иерусалимского университета (Библиотека Флавиана. вып. 3). 1994. - С. 15-50.
(обратно)
243
Цит. по:Menahem Stern (ed.).Greek and Latin Authors on Jews and Judaism. I.-Jerusalem: The Israel Academy of Sciences and Humanities, 1980. —P.197.
(обратно)
244
Флавий И. Иудейские древности. Т. 2, книга 14. — С. 62.
(обратно)
245
Барон С. Социальная и религиозная история евреев. I. — С. 138.
(обратно)
246
См.: Рупин А. Война евреев за существование. — Тель-Авив: Двир, 1940. — С. 27 (на иврите);AdolfHarnack. The Mission and Expansion of Christianity in the First Three Centuries.—Gloucester, Mass.: P. Smith,1972. -P.8.
(обратно)
247
ГрецЦ.История евреев. I. С. 162.
(обратно)
248
Дубнов С. М. История еврейского народа на Востоке. Т. 2. С. 283-284.
(обратно)
249
Дубнов С. М. История еврейского народа на Востоке. Т. 2. С. 398-407.