(обратно)
306
Деянияапостолов16: 1.
(обратно)
307
SternM.Greek and Latin Authors on Jews and Judaism.—I.—P.524.
(обратно)
308
См. магистерскую диссертациюНурит Мероз. Прозелитизм в Римской империи в первые столетия новой эры. — Тель-Авив: Изд-во Тель-Авивского университета, 1992. — С. 29-32 (на иврите). Из нескольких сот имен, начертанных на иудейских могилах, лишь немногие имеют еврейское происхождение, большинство же греческие или латинские.
(обратно)
309
Многие новообращенные иудеи в прошлом были рабами. В семьях евреев и прозелитов считалось обязательным подвергать обрезанию рабов и обращать в иудаизм рабынь. См. об этом: Мероз Н. Прозелитизм в Римской империи в первые столетия нашей эры. С. 44. Опопулярности иудаизма среди высших слоев населения см. Штерн М. Симпатии к иудеям в римских сенатских кругах в эпоху античной империи // Исследования по истории еврейского народа во времена Второго храма. с. 505-507.
(обратно)
310
«Боящиеся Бога» упоминаются в Книге пророка Малахии (3: 16), в Псалмах (112:1)и в Исходе (18: 21). Ополупрозелитах, или«симпатизирующихиудаизму», см.JusterJ. Les Juifs dans l'Empire romain, I.—Paris: Geuthner,1914. —P.274-290,aтакжеFeldmanL. H.Jewish 'Sympathizers' in Classical Literature and Inscriptions//Transactions and Proceedings of the American Philological Association.— 1950. — 81. —P.200-208.
(обратно)
311
См. также историю сотника Корнелия, «благочестивого и боящегося Бога», Деяния апостолов10.
(обратно)
312
См. изощренную попытку Мартина Гудмана убедить нас в том. что речь вовсе не идет об обращении в иудаизм:Goodman M. Mission andConversion. Proselytizing in the Religious History of the Roman Empire. -Oxford: Clarendon Press,1994. —P.69-72.
(обратно)
313
Божественного духа. — Прим. ред. русского издания.
(обратно)
314
См. кпримеру:BambergerВ.J. Proselvtism in the Talmudic Period (1939). -New York: Ktav Publishing House,1968;William G. Braude. Jewish Proselyting in the First Centuries of the Common Era. The Age of the Tannaim and Amoraim.-Wisconsin: Brown University,1940.
(обратно)
315
Высшего судебно-законодательного органа. - Прим. ред. русского издания.
(обратно)
316
О позиции иудаизма в отношении прозелитизма см. Кашдай Ц. Прозелиты. — Хайфа, 1930 (на иврите); Бен-Зеэв И. Прозелиты и прозелитизм в прошлом и в настоящем. — Иерусалим, 1962 (на иврите), а также главу «Le Prosйlytisme juif» в книге: MarcelSimon. Versus Israлl. — Paris: Boccard, 1964. — P. 315-402.
(обратно)
317
См. Линдер А. Римские власти и евреи в эпоху Константина // Тарбиц. -1975- - 44- - С. 95-143 (на иврите).
(обратно)
318
Проживавшего в христианском пространстве; едва ли это утверждение относится к евреям Вавилонии. — Прим. ред. русского издания.
(обратно)
319
ДинурБ. Израиль в изгнании. I, книга 1. — Тель-Авив, 1958. — С. 7 и 30 (на иврите). Скудность источников, приводимых им в подтверждение его тезиса об изгнании евреев, поистине обескураживает. См. там же, с 49-51.
(обратно)
320
См. Деяния апостолов 2:14; 4: 4; 21: 20.
(обратно)
321
Израильские исследователи, как правило, стремились преуменьшить масштабы христианизации иудейского населения. См., к примеру: Гейгер Й. Распространение христианства в Эрец-Исраэль // Барас Ц. и др.(ред.). Эрец-Исраэль от разрушения Второго храма до мусульманских завоеваний. - Иерусалим: Бен-Цви, 1982. - С. 442-455 (на иврите). В раввинистической литературе была задействована самоцензура, однако эта тема изредка все же прорывалась на поверхность в метафорической форме. См. об этом: СоферБ.Метаморфозы еврейской цивилизации. - Иерусалим: Кармель, 2002. - С. 240-241 (на иврите).
(обратно)
322
АсафМ.История мусульманского владычества в Эрец-Исраэль. — Тель-Авив: Двир, 1935. — С. 37 (на иврите).
(обратно)
323
См. Динур Б. Израиль в изгнании. I, книга 1. С. 64.
(обратно)
324
Епископ Себеос. История императора Ираклия, отделIII,глава XXX / Пер. с армянского К. Патканьяна. — СПб., 1862.
(обратно)
325
Динур Б. Израиль в изгнании. I, книга 1. С. 32. Среди воинов мусульманской армии, захватившей Иерусалим, были, по-видимому, и йеменские прозелиты. См.: Гойтейн Ш. Д. Община в Эрец-Исраэль на заре исламской эпохи и во времена крестоносцев. — Иерусалим: Бен-Цви, 1980. — С.11(на иврите).
(обратно)
326
Динур Б. Израиль в изгнании. I, книга 1. — С. 42.
(обратно)
327
Полак А. Происхождение израильских арабов // Молад. — 1967. — 213. — С. 297-303 (на иврите).
(обратно)
328
БелкиндИ.Арабы в Эрец-Исраэль. — Тель-Авив: Ха-Меир, 1928. — С. 8 (на иврите).
(обратно)
329
БелкиндИ.Арабы в Эрец-Исраэль. — Тель-Авив: Ха-Меир, 1928. — С. 10-11.
(обратно)
330
Белкинд И. Арабы в Эрец-Исраэль. С. 19.
(обратно)
331
Ворохов Б. К вопросу о Сионе и территории // Еврейская жизнь. — 1905. — I / Пер. на иврит: Тель-Авив: Ха-киббуц ха-меухад, 1955.- С. 148. При переводе на иврит термин Палестина неизменно заменяется на Эрец-Исраэль. Однако в трудах большинства сионистских мыслителей, написанных до Первой мировой войны, фигурирует именно Палестина.
(обратно)
332
Ворохов Б. К вопросу о Сионе и территории // Еврейская жизнь. — 1905. — I / Пер. на иврит: Тель-Авив: Ха-киббуц ха-меухад, 1955.- С. 149.
(обратно)
333
Бен-Гурион Д., Бен-Цви И. Эрец-Исраэль в прошлом и в настоящем (1918). - Иерусалим: Бен-Цви, 1980. - С. 196 (на иврите).
(обратно)
334
Бен-Гурион Д., Бен-Цви И. Указ. соч. С. 198.
(обратно)
335
Бен-Гурион Д., Бен-Цви И. Указ. соч. С. 200.
(обратно)
336
Бен-Гурион Д., Бен-Цви И. Указ. соч. С. 201.
(обратно)
337
Бен-Гурион Д., Бен-Цви И. Указ. соч. С. 205.
(обратно)
338
Бен-Цви И. Наш народ в Эрец-Исраэль. - Варшава: Изд-во рабочего комитета Молодежного союза и Еврейского национального фонда, 1929 (на иврите).
(обратно)
339
Бен-Цви И. Указ. соч. С. 38.
(обратно)
340
Там же. С. 39. О первоначальной сионистской позиции в отношении происхождения палестинцев см. также статью Альмога Ш. «Земля земледельцам» и обращение феллахов в иудаизм // Шмуэлъ Эттингер (ред.). Нация и ее история. II. — Иерусалим: Залман Шазар, 1984. — С. 165-175 (на иврите).
(обратно)
341
Более взвешенный подход в отношении палестинской истории в современную эпоху представлен в следующей книге:KimmerlingB.MigdalJ. S. ThePalestinianPeople. AHistory.-Cambridge, Mass.: HarvardUniversityPress,2003.
(обратно)
342
Цит. по: Барон С. Социальная и религиозная история народа Израиля. IV. — Рамат-Ган: Массада, 1960. — С. 61 (на иврите).
(обратно)
343
Об обнаружении могил в Бейт-Шеарим рассказывается в книге Хиршберга X. 3. Израиль в Аравии - история евреев Химьяра и Хиджаза. - Тель-Авив: Бялик, 1946. - С. 53-57 (на иврите).
(обратно)
344
Разумеется, под словом «народ» здесь подразумевается религиозная община, а не национальная общность. См. об этом статью Гойтейна Ш.Д. Ивритско-химьярская двуязычная надпись // Тарбиц. — 1972. — 41. — С. 151-156 (на иврите).
(обратно)
345
См.LeckerM.The Conversion of Himyar to Judaism and the Jewish Banu Hadl of Medina//Jews and Arabs in Pre-and Early Islamic Arabia.-Aldershot: Ashgate,1998. —P.129-136, атакжестатьювэтойжекниге: Judaism among Kinda and the Ridda of Kinda.-P.635-650.
(обратно)
346
Христианский документ, описывающий эти события, приводится в статье РубинаЗ. «Мученик Азкир» и борьба межу иудаизмом и христианством в Южной Аравии в V веке н. э. // Оппенхеймер А., Кашер А. (ред.). От поколения к поколению с конца библейского периода до написания Талмуда. — Иерусалим: Бялик, 195. — С. 251-285 (на иврите).
(обратно)
347
Об интересах, которые преследовала в этом регионе Восточная Римская империя, см.Rubin Z. Byzantium and Southern Arbia: The Policy of Anastasius//FrenchD.H., Lightfoot C. S. (eds.). The Eastern Frontier of the Roman Empire, British Archaeological Reports.— 1989. — 553. —P.383-420.
(обратно)
348
Вполне возможно, что распространение иудаизма из Химьяра в Аксум способствовало массовому притоку прозелитов и образованию общины «фалашмура». Известно, что Библия была переведена на язык геэз между IV и VI веками н. э. Могло ли случиться, что в X веке н. э. обратившееся в иудаизм племя сумело захватить власть под предводительством царицы, именуемой по традиции Иудит или «Гудит»? Эта «история» чересчур насыщена легендами, не подкрепленными письменными источниками, а потому любые предположения на этот счет являются крайне проблематичными. См. статью Каплана С. Историческое введение — становление общины «фалашмура» // Кориналъди М. (ред.). Еврейство Эфиопии — идентичность и традиция. — Иерусалим: Реувен Масс, 1988. — С. 5-12 (на иврите).
(обратно)
349
Важный фрагмент из этого послания приводится в статье Хиршберга X. 3. Евреи в странах ислама // Лазарус-Яфе X. (ред.). Главы из истории арабов и исламской религии. — Тель-Авив: Изд-во Решафим, 1970. — С. 264 (на иврите).
(обратно)
350
Об этих источниках см. Бен-ЗеэвИ. Евреи в Аравии. — Иерусалим: Ахиасаф, 1957. — С. 47-72 (на иврите).
(обратно)
351
См. ХиршбергX. 3. Иудейское царство в Химьяре // Иешаягу И., Тоби Й. (ред.). Еврейство Йемена, обзорные и исследовательские материалы. — Иерусалим: Бен-Цви, 1975. — С. 25 (на иврите).
(обратно)
352
Грец Ц. История евреев от древнейших времен до современности.III.— Тель-Авив, 1955. — С. 168-174 (на иврите).
(обратно)
353
Дубнов С. М. История еврейского народа на Востоке. — М.; Иерусалим: Мосты культуры / Гешарим, 2006. — Т. 3. — С. 283-290.
(обратно)
354
Барон С. Социальная и религиозная история евреев. IV. — Рамат-Ган: Массада, 1960. — С. 61-64 (на иврите).
(обратно)
355
См., кпримеру: ТоbiY.The Jews of Yemen.—Leiden: Brill,1999. —P.3-4.
(обратно)
356
Хиршберг X. 3. Израиль в Аравии — история евреев Химьяра и Хиджаза. С. 111.
(обратно)
357
Йеменские историки, напротив, рассматривают евреев Йемена как «неотъемлемую часть йеменского народа. Эти люди обратились в иудаизм, живя на своей родине, которая в свое время славилась религиозной терпимостью». Цитата взята из письма Аль-Кодаи Мухаммеда Хатама и Бен-Салема Мухаммеда, «Сионизм глазами йеменцев», опубликованного в газете «Ха-Арец» 15 октября 1999 года (изначально это письмо появилось на страницах газетыYemenTimes).Как это ни удивительно, в Иерусалиме есть улица, названная именем Зу Нуваса.
(обратно)
358
См., к примеру, Диона Кассия в книге:SternM.(ed.).Greek and Latin Authors on Jews and Judaism. II.—Jerusalem: The Israel Academy of Sciences and Humanities,1980. —P.385-386.
(обратно)
359
Карфаген находится к западу от Тира, а Тир, соответственно, к востоку от Карфагена. Этот талмудический пассаж, бессмысленный с географической точки зрения, прекрасно иллюстрирует тот известный фундаментальный факт, что талмудические и средневековые еврейские источники систематически путали оси «север-юг» и «запад-восток». Иными словами, Тир, с их точки зрения, находился к западу (а не к северу) от Иерусалима, а Геркулесовы столбы (Гибралтар) — к северу (а не к западу) от Карфагена. Если бы мудрецы Талмуда знали географию, оставаясь при своей геометрии, путь на восток от Карфагена вел бы, с их точки зрения, на юг, в глубину Африки. — Прим. ред. русского издания.