Смекни!
smekni.com

Кто и как изобрел еврейский народ (стр. 103 из 106)

(обратно)

360

См.. Simon M. Recherches d'Histoire Judйo-chrйtienne. - Paris: Mouton. 1962. - P. 44-52.

(обратно)

361

Его отношение к иудаизму в полной мере проявилось в тексте под названием«Aduersus Iudaeos»,приведенном в английском переводе в книге: DunnG. D. Tertullian.-London:Routledge,2004. -P.63-104. О сведениях, которые можно почерпнуть из его высказываний о карфагенских иудеях, см.AzizaС.Tertullien et le judaпsme.-Paris: Les Belles Lettres, 1977. -P.15-43.

(обратно)

362

Ibn Khaldoun. Histoire des Berbиres et des dynasties musulmanes de l'Afrique septentrionale.—Paris: Geuthner,1968. —P.208-209.

(обратно)

363

Ibid.P.168,176.

(обратно)

364

Об этих авторах см. в следующей книге: НаппоитA. Colonial Histories, Post-Colonial Memories. The Legend of the Kahina, A North African Heroine. — Portsmouth: Heinemann, 2001. — P. 2-15, а также в статье ХиршбергX.3. Берберская «кахина» // Тарбиц. — 1957. — 27. — С. 371-376 (на иврите).

(обратно)

365

До него этой темой занимался французский еврей Дэвид Казес(Cazes). утверждавший, что могущественная царица Кахина вовсе не была иудейкой, а наоборот, преследовала евреев. Ведь общеизвестно, что «сыны Израиля» на протяжении всей истории были слабым и гонимым народом, и невозможно представить их в роли жестоких тиранов. См. обэтом: НаптюитA. ColonialHistories, Post-Colonial Memories. The Legend of the Kahina, A North African Heroine. P.51-55.

(обратно)

366

SlouschzN.Unvoyage d etudesjuives en Afrique. Judйo-Hellиnes et Judйo-Berbйris.-Paris: Imprimerie Nationale,1909;La race de la Kahina//Revue Indigиne. Organe des Intйrкts des Indigиnes aux Colonies.- 1909. - 44. - 573-583.

(обратно)

367

СлушчH.Дахияэль-Кахина- героическаяглаваизисторииеврейскойдиаспорывстепях«черногоконтинента». - Тель-Авив: Аманут, 1933 (на иврите).

(обратно)

368

СлушчН.Указ. соч. С. 31.

(обратно)

369

СлушчН.Указ. соч. С. 61.

(обратно)

370

Слушч Н. Указ. соч. С. 68-69.

(обратно)

371

См. введение к другой его книге: Слушч Н. Еврейская диаспора в Северной Африке с древнейших времен до современности. - Иерусалим: Кав Лекав, 1946. — С. 2 (на иврите).

(обратно)

372

HirschbergH.Z.A History of the Jews in North Africa.—Vol. I.—Leiden: Brill, 1974. — P. 12-13.

(обратно)

373

HirschbergH.Z. A History of the Jews in North Africa.-Vol. I.- Leiden: Brill, 1974. -P-94-97.

(обратно)

374

Хиршберг X. 3. Берберы-прозелиты в Северной Африке // Сион. — 1957. — XXII. — С. 19 (на иврите). См. также:Chetrit J.Schroeter D. Les rapports entre Juifs et Berbиres en Afrique du Nord//P. Balta, C. Dana, R. Dhoquois-Cohen(dir.).La Mйditerranйe des Juifs.—Paris: L'Harmattan,2003. -P.75-87.

(обратно)

375

ChouraquiA.N.Les Juifs en Afrique du Nord.—Paris: PUF,1952. —P.50.

(обратно)

376

ChouraquiA.N.Les Juifs en Afrique du Nord. - Paris: PUF, 1952. - P. 50.

(обратно)

377

Wexler P. The Non-Jewish Origins of the Sephardic Jews.—New York: SUNY, 1966. -P. XV.

(обратно)

378

WexlerP.The Non-Jewish Origins of the Sephardic Jews.-New York: SUNY, 1966. —P.105-106.

(обратно)

379

Ibid. P.118.

(обратно)

380

См. Рабелло А. М. Евреи в Испании до арабских завоеваний в зеркале законодательства. — Иерусалим: Залман Шазар, 1983. — С. 29-30 (на иврите). Об отношении вестготов к иудейскому прозелитизму см. главу « Jewish Proselytism» в книге Katz S.TheJewsintheVisigothicandFrankishKingdoms of Spain and Gaul (1937). —NewYork:KrausReprint,1970. — P. 42-56.

(обратно)

381

Динур Б. Израиль в изгнании. I, книга 1. С. 16-17.

(обратно)

382

Там же. С. 24-25. Динур отсылает читателей к книгеSaavedraЕ.Estudio sobre la invasiуn de los бrabes en Espaсa.-Madrid: Progreso Editorial, 1892. -P.89.

(обратно)

383

GerberJ.S.The Jews of Spain. A History of the Sephardic Experience.-New York: The Free Press,1992. —P.19.

(обратно)

384

Баер И. История евреев в христианской Испании. — Тель-Авив: Ам Овед, 19б5- — С. 15 (на иврите). В качестве иллюстрации к этому утверждению Баер рассказывает о христианском священнике Бодо(Bodo),который в 839 году н. э. прибыл в Сарагосу, где обратился в иудаизм и взял себе имя Элиэзер.

(обратно)

385

Цит. по: Коковцов П. К. Письмо еврейского сановника Хасдая ибн Шафрута к хазарскому царю Иосифу // Еврейско-хазарская переписка в X веке. — Л., 1932. — С. 7-19.

(обратно)

386

Цит. по: Коковцов П. К. Ответное письмо хазарского царя Иосифа // Еврейско-хазарская переписка в X веке. — Л., 1932. — С. 26-33.

(обратно)

387

О степени подлинности этих писем см.DunlopD. M.The History of the Jewish Khazars.-New Jersey: Princeton University Press, 1954. -P.125-170.

(обратно)

388

Цит. по: Асаф С. Рабби Иехуда из Барселоны о письме хазарского царя Иосифа // Источники и исследования по истории Израиля. — Иерусалим: Рав Кук, 1946. — С. 92-99 (на иврите).

(обратно)

389

См. Галеви И. Кузари. — Иерусалим: Шамир, 1990.

(обратно)

390

Книга традиций Авраама бен Давида // Порядок мудрецов и летопись времен. — Иерусалим: копия с книги, хранящейся в Оксфорде, 1967. — С. 78-79 (на иврите).

(обратно)

391

Епископ Себеос.История императора Ираклия. Отдел III. глава XIX / Пер. с армянского К. Патканьяна. - СПб., 1862.

(обратно)

392

Багрянородный К.Об управлении империей. - Глава 13.- М.: Наука 1991.

(обратно)

393

Цит. по: ДинурБ.Израиль в изгнании. I, книга 2. — С. 48 (на иврите).

(обратно)

394

Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу // Русские летописи. - Т. 2. Воскресенская летопись. - Рязань, 1998. - С. 451-490. 2 Караулов Н. А. Сведения арабских географов IX и X вв. поP.X. о Кавказе, Армении и Адербейджане: Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. - Вып. 29. - Тифлис, 1901. - С. 51.

(обратно)

395

Караулов Н. А. Указ. соч. С. 41.

(обратно)

396

Караулов И. А. Указ. соч.

(обратно)

397

Караулов И. А. Указ. соч.

(обратно)

398

Караулов Н. А. Указ. соч.

(обратно)

399

MuнopcкuщВ.Ф.История Ширвана и ДербендаX-XIвв. — М., 1963. — С. 142.

(обратно)

400

SchechterS. An Unknown Khazar Document//Jewish Quarterly Review.-1912. -III.-p. 181-219.

(обратно)

401

Цит. по: Коковцов П. К. Отрывок из письма неизвестного хазарского еврея X века // Еврейско-хазарская переписка в X веке. С. 32-35.

(обратно)

402

Цит. по: Кестлер А. Тринадцатое колено. Крушение империи хазар и ее наследие. — СПб.: Издательская группа «Евразия», 2001. — С. 65.

(обратно)

403

Коковцов П.К. Отрывок из письма неизвестного хазарского еврея X века // Еврейско-хазарская переписка в X веке. С. 32-35.

(обратно)

404

Цит. по: Минорский В. Ф. История Ширвана и ДербендаX-XIвв.- М., 1963. - С. 193.

(обратно)

405

ПолакА.Хазария — Тель-Авив: Бялик, 1951. — С. 107 (на иврите).

(обратно)

406

См. встатье:GoldenР. В.Khazaria and Judaism//Nomads and their Neighbors in the Russian Steppe.—Aldershot: Ashgate,2003. —P.134. Опозиции, датирующейобращениехазарвиудаизм861 годомн. э., см. следующийочерк:ZuckermanС.On the Date of the Khazars" Conversion to Judaism and the Chronology of the Kings of theRusOleg and Igor//Revue des ЙtudesByzantines.— 1995. — 53. —P.237-270.

(обратно)

407

Цит. по: МинорскийВ.Ф.История Ширвана и ДербендаX-XI вв. с. 194-195.

(обратно)

408

Цит. по: Караулов Н. А. Сведения арабских писателей о Кавказе. Армении и Азербейджане: IX. Ибн-Хаукаль // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. - Вып. 38. - Тифлис, 1908.

(обратно)

409

Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу // Русские летописи. - Т. 2. Воскресенская летопись. - Рязань, 1998. - С. 451-496.

(обратно)

410

Коковцов П. К. Отрывок из письма неизвестного хазарского еврея Xвека. В рассказе еврейского путешественника Эльдада xa-Дани (IXвек) хазары также рассматриваются как потомки десяти колен: «Колено Симеона и половина Манассии в стране Хазар, находящейся на расстоянии 6 месяцев пути от Иерусалима... Они неисчислимы и собирают дань с 25 царств». Цит. по.: Авраам Этитейн(ред.). Ельдад xa-Дани. — Пресбург, 1891. — С. 25 (на иврите).

(обратно)

411

Цит. по: Динур Б. Израиль в изгнании. I, книга 2. — С. 44. См. также: ПолакА. Хазария. С. 285.

(обратно)

412

Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу // Русские летописи. - Т. 2. Воскресенская летопись. - Рязань, 1998. - С. 451-496.

(обратно)

413

Цит. по: ПолакА. Хазария. С. 287.

(обратно)

414

ПолакА. Хазария. С. 158-176.

(обратно)

415

Коковцов П. К. Отрывок из письма неизвестного хазарского еврея X века. В конце XII века «неутомимый путешественник» Веньямин Тудельский упоминаетеврейскую общину, обитающую на земле алан. См. Бен-Натан Адлер М. (ред.). Книга путешествий раввина из Туделы. — Иерусалим: Изд-во студенческой организации Еврейского университета, 1960. — С. 31 (на иврите).

(обратно)

416

О роли каваров см.: КестлерА. Тринадцатое колено. Крушение империи хазар и ее наследие. С. 80-85.

(обратно)

417

Об этом документе, а также о других источниках на иврите см.:GolbN., PritsakО.KhazarianHebrewDocumentsoftheTenthCentury. - Ithaca: CornellUniversityPress,1982.

(обратно)

418

О киевском письме и начальных этапах существования еврейской общины в этом городе см. главу «Противостояние или слияние: славяне, хазары и евреи в эпоху зарождения Киевской Руси» в книге: Раба Й. Начинания и преобразования — земля Израиля и народ Израиля в духовном мире средневековой Руси. — Тель-Авив: Изд-во Института изучения диаспоры, 2003. — С. 46-61 (на иврите). Вэтойсвязистоитпрочестьтакжеследующуюстатью:Brutzkus J. The Khazar Origin of Ancient Kiev// Slavonic and East European Review. — 1994. —III,1. —P.108-124.

(обратно)

419

Цит. по: ЛандауM.Сегодняшний статус хазарской проблемы // Сион. — 1953. - XIII. — С. 96 (на иврите).

(обратно)

420

Гаркави А. Э. (ред.). Ответы гаонов. - Берлин, 1887. - С. 278 (на иврите).

(обратно)

421

Кругосветное странствие рабби Петахии Регенсбургского // Три еврейских путешественника. - М.: Мосты культуры, 2004.

(обратно)

422

Кругосветное странствие рабби Петахии Регенсбургского // Три еврейских путешественника. — М.: Мосты культуры, 2004.

(обратно)

423

См. Dunlop. The History of the Jewish Khazars,op. cit.P.251.

(обратно)

424

См. Барон С. Социальная и религиозная история евреев. IV. — Рамат-Ган: Массада, 1960. — С. 177-180 (на иврите), а также в книге Полака. Хазария. С. 219-222.

(обратно)

425

Грец Г. История евреев от древнейших времен до современности.III.— Тель-Авив, 1955. — С. 211 (на иврите).

(обратно)

426

Грец Г. История евреев от древнейших времен до современности.III.— Тель-Авив, 1955. — С. 210, 212.

(обратно)

427

Григорьев В. В. О двойственности верховной власти у хазаров // Россия и Азия. - СПб., 1876. - С. 66.

(обратно)

428