Перл Й. Испытующий праведника. - Прага: Ландау, 1838 (на иврите).
(обратно)
429
Перл Й. Испытующий праведника. - Прага: Ландау, 1838С. 89-91,93.
(обратно)
430
Первая книга была сразу же опубликована на иврите, в то время как вторая первоначально вышла в свет на русском языке и только спустя два года была переведена на язык Библии. См. Лернер И. Хазары - статья об их истории, отображенной в летописных источниках. - Одесса, 1867; Гаркави А. Об языке евреев, живших в древнее время на Руси, и о славянских словах, встречаемых у еврейских писателей. - Вильно. 1867.
(обратно)
431
Лернер И. Хазары — статья об их истории, отображенной в летописных источниках. С. 21.
(обратно)
432
К числу исследований, проведенных до Первой мировой войны, следует добавить еще один важный труд:KutschernH.V.Die Chasaren. Historische Studie.-Vienna:A.Holzhausen,1910.
(обратно)
433
ДубновШ. Всемирнаяисторияеврейскогонарода. IV. - Тель-Авив: Двир, 1962. - С. 140-147 (на иврите).
(обратно)
434
ДубновШ. Всемирнаяисторияеврейскогонарода. IV. - Тель-Авив: Двир, 1962. - С. 272.
(обратно)
435
Барон С. Социальная и религиозная история евреев. IV. С. 167.
(обратно)
436
Динур Б. Израиль в изгнании. I, книга 2. С. 3.
(обратно)
437
ДинурБ. Израиль в изгнании. I, книга 2. — С. 4.
(обратно)
438
ЭшколиА. 3. Историческая карусель // Мознаим. - 1944. - XVIII С. 298-305, а также брошюра 6, с. 348-352 (на иврите).
(обратно)
439
ЭшколиА. 3. Историческая карусель // Мознаим. - 1944. - XVIII С. 382.
(обратно)
440
Полак А. Хазария. С. 9-10.
(обратно)
441
Лиор И. Хазары в зеркале советской историографии. - 1'амат-Ган: Изд-во университета Бар-Илан, 1973 (на иврите). Автор семинарской работы - Захары М. Хазары - их обращение в иудаизм и история в еврейской историографической литературе. - Иерусалим: Хен. 1976(на иврите, второе издание вышло в 2002 году).
(обратно)
442
Царство хазар с Эхудом Яари. - Иерусалим: Израильское телевидение, первый канал, 1997.
(обратно)
443
Узиэлъ М. Демоны Хазарии и девушка Деби / Пер. с иврита К. Бауха. Серия «Мастера израильской прозы». - Тель-Авив: Книга-Сэфср. 2006: Бар-Шалом X. К седьмому небу. - Тель-Авив: Массада. 1948 (на иврите).
(обратно)
444
Согласно неплохо обоснованной, но документально не подтвержденной теории, под этим псевдонимом скрывался сам Сталин (естественно, вместе со своими литературными сотрудниками). Во всяком случае, несомненно, что имя сочинителя статьи скрыто псевдонимом (другими словами, статье не потрудились подобрать реального автора), ибо «историка П. Иванова» не существует. В то же время фамилия «Иванов» — известный псевдоним Сталина. Так или иначе, эта статья могла выйти только по прямому указанию диктатора. — Прим. ред. русского издания.
(обратно)
445
Иванов П. Об одной ошибочной концепции // Правда. — 1951. — 25 декабря. - С. 3.
(обратно)
446
Артамонов, в 50-е годы покаявшийся в том, что в 30-е годы не обладал должной национальной сознательностью, в 1962 году опубликовал новую книг. «История хазар», на сей раз в полной мере проникнутую патриотическим духом, а местами даже носящую антиеврейский характер.
(обратно)
447
Dunlop D.М.The History of the Jewish Khazars. —New Jersey: Princeton University Press, 1954.
(обратно)
448
Golden P. B. The Q'azars. Their History and Language as Reflected in the Islamic, Byzantine, Caucasian, Hebrew and Old Russian Sources.—New York: Columbia University, 1970. См. также другую его книгу: Khazar Studies. An Historico-Philological Inquiry into the Origins of the Khazars.—Budapest: Akademiai Kiado, 1980.
(обратно)
449
BrookК.A. The Jews of Khazaria. - Northvale: Jason Aronson.1999: www.khazaria.com.
(обратно)
450
KitroserF.E. Jazaria. El imperio olvidado por la historia. -Cordova:Lerner Ediciones, 2002; JacquesSapir,Jacques Piatigorsky (eds.).L'Empire khazar Vlle-XIe siиcle. L'йnigme d'un peuple cavalier. - Paris: Autrement, 2005: Andreas Roth.Chasaren. Das Vergessene GroЯriech der Juden. - Stuttgart: Melzer, 2006.
(обратно)
451
Вчастной беседе со мной анонимный издатель принес свои извинения и объяснил, что не решается заняться распространением книги, поскольку израильское общество еще до нее не дозрело.
(обратно)
452
Кестлер А. Тринадцатое колено. Крушение империи хазар и ее наследие. — СПб.: Издательская группа «Евразия», 2001. — С. 17.
(обратно)
453
Нам пришлось внести изменение в русский перевод книги Кестлера. В нем в конце цитаты стоит вместо оригинального «путем геноцида» вялое и ошибочное «насильственным путем». — Прим. ред. русского издания.
(обратно)
454
Кестлер А. Тринадцатое колено. Крушение империи хазар и ее наследие. — СПб.: Издательская группа «Евразия», 2001. — С. 182.
(обратно)
455
Даже в собственных глазах. — Прим. ред. русского издания.
(обратно)
456
Цит. по: Piatigorsky J. Arthur Koestler et les Khazars: L'histoire d'une obsession // L'Empire Khazar. P. 99.
(обратно)
457
Маргалит И. Артур Кестлер «отыскал» тринадцатое колено // Бе-Тфуцот xa-Гола. IX. — 1978. — 83-84. — С. 194 (на иврите).
(обратно)
458
Маргалит И. Артур Кестлер «отыскал» тринадцатое колено // Бе-Тфуцот xa-Гола. IX. — 1978. — 83-84. — С. 194 (на иврите).
(обратно)
459
Анкори Ц. Истоки и становление ашкеназского еврейства // Направления — журнал о еврействе и сионизме. — 1981. — XIII. — С. 29-31 (на иврите).
(обратно)
460
Симонсон Ш. Тринадцатое колено // Михаэль - анналы еврейской диаспоры. - 1997. - XIV. - С.LIV-LV(на иврите).
(обратно)
461
Гаркави А. Об языке евреев, живших в древнее время на Руси, и о славянских словах, встречаемых у еврейских писателей. — Вильно, 1867. — С. 1(на иврите).
(обратно)
462
Дубнов Ш.Искать и исследовать. — Одесса: Абба Дохна, 1892. — С. 10 (на иврите).
(обратно)
463
Поскольку большинство сочинений Шифера были написаны на польском и на идише, можно получить достаточно полное представление о его подходе к хазарской проблеме с помощью следующей книги: LitmanJ.TheEconomicRoleofJewsinMedievalPoland. The Contribution of Yitzhak Schipper. -Lanham: University Press of America,1984. -P.117-116.
(обратно)
464
Барон С. Социальная и религиозная история народа Израиля. IV. — С. 174-175.
(обратно)
465
ДинурБ. Израиль в изгнании. I, книга 2. — С. 5.
(обратно)
466
Вер-Левинзон И. Увещание израильтянам. II, глава 3. — Иерусалим: Изд-во центра им. Залмана Шазара, 1977. — С. 33, примечание 2 (на иврите).
(обратно)
467
Полак А. Хазария. С. 256-257.
(обратно)
468
Кестлер А. Тринадцатое колено. Крушение империи хазар и ее наследие. С. 178.
(обратно)
469
MesesM.Die jiddische Sprache.—Berlin: Benjamin Harz,1924.
(обратно)
470
WexlerP. The Ashkenazic Jews. ASlavo-TurkicPeopleinSearch of a Jewish Identity.—Columbus: Slavica Publishers,1993. См. такжеглаву«The Khazarcomponentinthe language and ethnogenesis of the AshkenazicJews» вкниге:Two-tiered Relexification in Yiddish.—Berlin:Mouton deGruyter, 2002. -P.513-541.
(обратно)
471
LewickiТ.Kabarowie (Kavvarowie) na Rusi, naWзgrzechi wPolsce we wczesnym sredniowieczu//Labuda G., Tabaczyсski S. (eds.). Studia nad etnogeneza Slowian i kultura Europy wczesno-sredniowiecznej.2. —Wroclaw: Zaklad im.Ossoliсskich,1988. —P.77-87.
(обратно)
472
Elon A. The Pity of it All. A History of Jews in Germanv.1743-1933. - New York: Metropolitan Books.-P.305-337. Французские и немецкие исраэлиты также не выказывали особой солидарности со своими соплеменниками. Известно их пренебрежительное и высокомерное отношение к восточноевропейским евреям, «жалким» Ostjuden. Позднее, уже в Израиле, почти такое же отношение испытали на себе выходцы с Востока со стороны «восточных» европейцев.
(обратно)
473
« Бойся чужого» (англ.).
(обратно)
474
Это важнейшее, абсолютно верное утверждение заслуживает более подробного разбора — прежде всего потому, что очень часто безосновательно декларируется ровно обратное. — Прим. ред. русского издания.
(обратно)
475
См. «Нация и язык», статья, написанная в 1886 году и приведенная в книге Дорона И. Натан Бирнбаум: у истоков сионистской мысли. - Иерусалим: Сионистская библиотека, 1988. - С. 177 (на иврите).
(обратно)
476
См. «Нация и язык», статья, написанная в 1886 году и приведенная в книге Дорона И. Натан Бирнбаум: у истоков сионистской мысли. - Иерусалим: Сионистская библиотека, 1988. - С. 63.
(обратно)
477
Сионистский лидер написал эти строки 21 ноября 1895 года. См. Герцл Т. Дневники. — Иерусалим: Сионистская библиотека, 1998. — Т. 1. — С. 258 (на иврите).
(обратно)
478
Нордау М.История народа Израиля (1901) // Сионистские сочинения. II. - Иерусалим: Сионистская библиотека, 1960. - С. 47 (на иврите).
(обратно)
479
Нордау М. Речь на 2-м конгрессе // Сионистские сочинения. I. С. 117 (на иврите). Перед вступительной речью прозвучала мелодия из оперы «Тангейзер» (Tannhauser) Рихарда Вагнера.
(обратно)
480
Нордау М. Иудаизм с мускулами, там же. С. 187.
(обратно)
481
Бубер М. Иудаизм и евреи (1909) // Цель и предназначение. I. -Иерусалим: Сионистская библиотека, 1984. - С. 24-26 (на иврите). Позднее Бубер пытался (надо сказать, без особого успеха) отмежеваться от обвинений в почвенничестве и народничестве.
(обратно)
482
ЖаботинскийЗ. Письмо об автономизме // Избранные сочинения — диаспора и ассимиляция. — Тель-Авив: Изд-во Шломо Зальцмана, 1936. — С. 143-144 (на иврите).
(обратно)
483
Из рукописи Жаботинского, цитируемой в книге Шимони Г. Сионистская идеология. - Иерусалим: Магнес, 2003. - С. 221-222 (на иврите).
(обратно)
484
Ruppin A. The Jews of To-Day.—London: Bell and Sons,1913. —P.216-217.
(обратно)
485
Ibid. P.217.
(обратно)
486
RuppinA. The Jews ofTo-Day.-London: Bell and Sons,1913. -P. 294.
(обратно)
487
Ibid. P.227.
(обратно)
488
BeinA.(ed.).Arthur Ruppin. Memoirs, Diaries, Letters.-London:Weidenfeld and Nicolson,1971. —P.205.
(обратно)
489
Рупин А. Социальное устройство евреев. Т. 1 Еврейской социологии. — Берлин; Тель-Авив: Штабель, 1930. — С. 15 (на иврите). Второе издание на иврите вышло в свет в 1934 году, уже после прихода к власти Гитлера.
(обратно)
490
В августе 1933 года Рупин написал в своем дневнике: «11 августа по предложению доктора Ландауэра я отправился в Вену на встречу с проф. Гюнтером, основоположником национал-социалистической расовой теории. Наша беседа длилась около двух часов. Гюнтер был очень приветлив. Он утверждал, что вовсе не является изобретателем такого понятия, как "арийство", и согласился со мной в том, что евреи не являются низшей расой, а просто в корне отличаются от других рас. И эта про блема требует честного и справедливого урегулирования». Рупин А. Мой вклад в становление страны и народа. — Тель-Авив: Ам Овед, 1968. — С. 223 (на иврите). См. также с. 181-182.
(обратно)
491
В письме к Герцлю от 22 января 1898 года Нордау написал: «Моя жена — христианка-протестантка. Разумеется, я противлюсь любому насилию в том, что касается чувств, и ставлю человеческое выше национального. Однако сегодня я считаю, что необходимо подчеркивать именно национальный аспект, и рассматриваю смешанные браки как крайне нежелательные. Если бы я познакомился со своей женой сегодня или в последние восемнадцать месяцев, я всеми силами старался бы побороть свою сердечную тягу к ней и говорил бы себе, что как еврей я не имею права позволить своим чувствам одержать надо мной верх... Я полюбил свою жену еще до того, как стал сионистом, и не могу возлагать на нее вину за гонения, которым подверглась моя раса со стороны ее расы». Шварц Ш. Макс Нордау в письмах. — Иерусалим: Шварц, 1944. — С. 70 (на иврите).