(обратно)
492
О популярности еврейской расовой теории в сионистских кругах см. статью Рекем-Пелед Р. Сионизм на фоне антисемитизма: о взаимодействии сионизма и антисемитизма в Германии во времена Второго рейха // Я. Борут и О. Хейлброннер (ред.). Германский антисемитизм - новый взгляд. - Тель-Авив: Ам Овед, 2000. - С. 133-156 (на иврите).
(обратно)
493
Фальк Р. Сионизм и еврейская биология. - Тель-Авив: Реслинг.2006. -С. 97-109. О британских и германских ученых, как сионистских,так и не сионистских, отстаивавших идею еврейской расы. см.следующую книгу: EfronJ.M.Defenders of the Race. Jewish Doctors and Race Science in Fin-de-Siиcle Europe. — New Haven: Yale University Press, 1994.
(обратно)
494
ФалькP.Сионизм и еврейская биология. С. 147.
(обратно)
495
В те времена — один из самых влиятельных людей в стране. — Прим. ред.русского издания.
(обратно)
496
ФалькP.Сионизм и еврейская биология. С. 150.
(обратно)
497
Фалък Р. Сионизм и еврейская биология. С. 196-109. Аллели - это различные формы одного и того же гена.
(обратно)
498
Фалък Р. Сионизм и еврейская биология. С. 129.
(обратно)
499
Фальк Р. Сионизм и еврейская биология. С. 141.
(обратно)
500
RenanЕ.Le Judaпsme comme race etreligion.-Paris: Calmann Levy, 1883. Лекция о еврействе в том же году была переведена на английский язык и опубликована в журналеContemporaryJewishWorld.- 1883. - 6. -P.436-444.
(обратно)
501
RenanЕ.Le Judaпsme comme race, op. cit. P.22.
(обратно)
502
Переведенная в 1929 году на английский язык как «Являются ли евреи расой?».
(обратно)
503
KautskyК.Are the Jews a Race?-New York: Jonathan Cape,1926. Цитаты взяты с интернет-сайтаwww.marxists.org/archive/kautsky/1914/jewsrace/index.htm,на котором книга выложена целиком. Следует отметить, что хотя некоторые сочинения Каутского удостоились перевода на иврит, никто не счел нужным перевести эту книгу.
(обратно)
504
Boas F.The Mind of Primitive Man.—New York: The Free Press,1965. Эта книга впервые была опубликована в 1911 году и считается классической. СочинениеФишбергатакжеудостоилосьпереиздания:Fishberg M.The Jews. A Study of Race and Environment.—Whitefish:KessingerPublishing, 2007.
(обратно)
505
ОФранцеБоасесм.WilliamsJr.V.Rethinking Race. Franz Boas and His Contemporaries.—Lexington: University Press of Kentucky,1996.
(обратно)
506
ShapiroЯ.L. The Jewish People. A Biological History. -Paris: UNESCO, 1960; RaphaлlPatai and Jennifer Patai. The Myth of the Jewish Race.-Detroit: Wayne State University Press,1989;Alain F.Coreos.The Myth of the Jewish Race. A Biologist's Point of View.- Bethlehem: Lehigh University Press,2005.
(обратно)
507
The Race Concept-Results of an Inquiry.-Paris: UNESCO. 1952.
(обратно)
508
Пальмах — ориентированное на левые партии ударное еврейское военное формирование периода, предшествовавшего Войне за независимость, расформированное Д. Бен-Гурионом сразу после образования Израиля. — Прим. ред. русского издания.
(обратно)
509
См. KirshN.Population Genetics in Israel in the 1950's: The Unconscious Internalization of Ideology//ISIS, Journal of the History of Science.— 2003. - 94. -P.631-655.
(обратно)
510
MourantА. Е.etal.The Genetics of the Jews. - Oxford: Oxford University Press,1978.
(обратно)
511
Фальк Р. Сионизм и еврейская биология. С. 175.
(обратно)
512
Бат-Шева Бонне-Тамир. Новый взгляд наеврейскую генетику // Наука. - 1980. - XXIV, 4-5. - с. 181-186 (наиврите). См. также более осторожное изложение ее тезиса в следующей статье: Bonnй-Tamir etal. Analysis of Genetic Data on Jewish Populations. I. Historical Background. Demographic Features, Genetic Markers //American Journal of Human Genebcs.- 1979. - xxxI,3.-P.324-340.
(обратно)
513
Бат-Шева Бонне-Тамир. Новый взгляд на еврейскую генетику. С. 185.
(обратно)
514
К великому сожалению, не только средние израильтяне, но и уважаемые историки твердо уверовали в свое «древнее биологическое происхождение». Йоав Гелбер, к примеру, писал, что «хотя еврейская национальная идея и представляет собой сугубо современное явление, однако ее биологические, генетические, этнические, языковые и культурные корни гораздо древнее, чем корни всех прочих европейских национальных движений». См. Гелбер Й. История, память и пропаганда — историческая дисциплина в мире и в Израиле. — Тель-Авив: Ам Овед, 2007. — С. 383 (на иврите).
(обратно)
515
Траубман Т. У евреев и у палестинцев в Израиле и на территориях общие праотцы // Ха-Арец. — 2000. — 12 ноября. См. также:OppenheimA. etal. High-ResolutionY Chromosome Haplotypesof Israeli and Palestinian Arabs Reveal Geographic Substructure and Substantial Overlap with Haplotypes of Jews//Human Genetics.— 2000. — 107. —P.630-641.
(обратно)
516
Траубман Т. Значительное генетическое сходство между евреями и курдами / Ха-Арец. — 2001. — 21 декабря; OppenheimA. etal.The Y Chromosome Pool of Jews as Part of the Genetic Landscape of the Middle East // The American Society of Human Genetics. — 2001. — 69. — P. 1095-1112. Здесь следует отметить, что анализ мутации хромосомы Yв принципе не может содержать информацию обо всех предках человека по мужской линии, но, в лучшем случае, о линии одного из них, то есть не обо всем наследственном древе, а лишь об одной его ветви.
(обратно)
517
Траубман Т. У древнееврейских мужчин ближневосточные корни: происхождение женщин пока остается загадкой // Ха-Арец. - 2002.-16 мая.
(обратно)
518
Траубман Т. 40% ашкеназов происходят от четырех прародительниц // Ха-Арец. — 2006. — 14 января; Дорон А. 40% ашкеназов — потомки четырех прародительниц, живших в VI веке // Маарив. — 2006. — 3 января.
(обратно)
519
Behar D.M. etal. TheMatrilinealAncestry of Ashkenazi Jewry: Portrait of a Recent Founder Event//American Journal of Human Genetics.— 2006. — 78. -P.487-497.
(обратно)
520
Рабби Клайман написал книгу, на первых страницах которой рассказывается о знаменательном событии, происшедшем в канадской синагоге и заставившем профессора Скорецкого заняться изучением генетических особенностей «священнослужителей». См.Kleiman Y.DNAand Tradition. The Genetic Link to the Ancient Hebrew.—Jerusalem; New York:Devora Publishing,2004. —P.17. Сам Скорецкий написал предисловие к этой книге и назвал ее «блестящей».
(обратно)
521
SkoreckiК.et al. Y Chromosomesof Jewish Priests//Nature.- 1997.-385-См. также:www.ftdna.com/nature97385.html.
(обратно)
522
Это не совсем так. Финансируемая государством масштабная внутри-еврейская миссионерская деятельность, направленная на возвращение светских израильтян к практическому иудаизму, базируется в основном на эксплуатации различных «научных» достижений, в том числе и генетических. — Прим. ред. русского издания.
(обратно)
523
Фальк Р. Сионизм и еврейская биология. — Тель-Авив: Реслинг, 2006. — С. 189 (на иврите). См. также:Zoossmann-DiskinA. Are Today's Jewish Priests Descended from the Old Ones?//Homo.— 2000. — 51,2-3. —P.156-162. Оспособаханализа, применяемыхразличнымиучеными, рекомендуетсяпрочестьследующуюстатью:Ioarmidis J. P. A. Why Most Published Research Findings Are False//PLoS Medicine, http://www.pubmedcentral.nih.gov/articlerender.fcgi?artid=1182327.
(обратно)
524
О «македонских генах» см., к примеру:Arnaiz-Villena A. etal. HLA Genes in Macedonians and the Sub-Saharan Origins of the Greeks// Tissue Antigens.— 2001. — 57, 2. —P.118-127. Обеспочвенностиеврейскихпритязанийна«генетическуюуникальность» см.:AzoulayК.G. Not a Innocent Pursuit: The Politics of a«Jewish»Genetic Signature// Developing World Bioethics.— 2003. —III,2. —P.119-126;Zoossmann-DiskinA. etal.Protein Electrophoretic Markers in Israel: Compilation of Data and Genetic Affinities//Annals of Human Biology.— 2002. — 29, 2. -P.142-175.
(обратно)
525
Беньямин В. О понятии истории // Новое литературное обозрение. — 2000. — 46. — С. 81-90.
(обратно)
526
См. на сайте www.knesset.gov.il/process/asp/event_frame.asp?id=1.
(обратно)
527
Давид Бен-Гурион довольно откровенно назвал это «бегство» чудом. — Прим. ред. русского издания.
(обратно)
528
Проблема палестинских беженцев всесторонне исследуется в следующей новаторской книге:MorrisВ.TheBirthofthePalestinianRefugeeProblemRevisited.—Cambridge: CambridgeUniversityPress,2003. См. также: PappeI. The Ethnic Cleansing of Palestine.—Oxford: Oneworld Publications, 2007.
(обратно)
529
О земельной политике в Израиле см.:YiftachelO.Ethnocracy. Landand Identity Politics in lsrael\Palestine. - Philadelphia: University of Pennsylvania Press,2006.
(обратно)
530
См. полный текст этого документа в приложении к статье Фридмана М. Истоки возникновения «статус-кво»: религия и государство в Израиле // Пиловски В. (ред.). Переход от ишува к государству, 1947-1949. — Хайфа: Моссад Герцль, 1900. — С. 66-67 (на иврите).
(обратно)
531
В израильской системе образования также соблюдается практически полная сегрегация. Почти нет школ, в которых еврейские дети учились бы вместе с палестинскими детьми. Подобная сегрегация коренится отнюдь не в стремлении к обеспечению автономии и сохранению палестинского культурного наследия. Общеобразовательная система и учебные программы в арабском секторе находятся в безраздельном ведении израильского Министерства образования. Сегрегационная политика всегда была присуща и киббуцному движению - извечному предмету гордости израильского социализма. Арабы не принимались в киббуцы, точно так же как им был закрыт доступ ко всем прочим проявлениям еврейской общинной жизни.
(обратно)
532
На самом деле афоризм Лейбовича гораздо изящнее и, как у него водится, грубоват. Не рискнув вставить более или менее адекватным оригиналу (но все равно небезупречный) перевод в книгу, приведу его в сноске: «Израиль - секулярная девушка, живущая в религиозном морганатическом союзе» . - Прим. ред. русского издания
(обратно)
533
Гринфельд Л. Современная религия? // Хоровиц Н. (ред.). Религия и национальная идея в Израиле и на Ближнем Востоке. — Тель-Авив: Изд-во Центр Рабина и Ам Овед, 2002. — С. 45-4б (на иврите).
(обратно)
534
См. об этом в книге ИлемаИ.Иудаизм как статус-кво. - Тель-Авив: Изд-во Овед, 2000. - С. 16 (на иврите).
(обратно)
535
www.knesset.gov.il/laws/special/heb/chok_hashvut.htm.
(обратно)
536
Парламентские дебаты. - 1950. - (6). - с. 2035.
(обратно)
537
Я не решился ввести буквально напрашивавшийся термин «еврей в законе». — Прим. ред. русского издания.
(обратно)
538
Илем И. Иудаизм как статус-кво. С. 12.
(обратно)
539
То есть добровольной.
(обратно)