(обратно)
83
BasnageJ. Histoire de la religion des juifs, depuis Jйsus-Christ jusqu'а prйsent. Pour servir de supplйment et de continuation а l'histoire deJosephe.—Den Haag:Scheurleer,1706-1707.
(обратно)
84
ПоповодукнигиБанажасм. следующуюстатью:ElukinJ.M.Jacques Basnageand the History of the Jews: Anti-Catholic Polemic and Historical Allegory in the Republic of Letters//Journal of the History of Ideas.-1992. - 4- - 53- -P.603-630.
(обратно)
85
JostI. M.Geschichte der Israeliten seit der Zeit der Makkabдer bis auf unsere Tage. Nach den Quellen bearbeitet. I-IX.-Berlin: Schlesinger'sche Buch, 1820-1828.
(обратно)
86
Еврейской школе для маленьких мальчиков, где их с 4-5 лет натаскивают в иврите, Священном Писании, Мишне и иногда в других иудейских религиозных дисциплинах. — Прим. ред. русского издания.
(обратно)
87
Об этом кружке см. Hayoun M.-R. La Sciencedu judaпsme.—Paris: PUF, 1995.
(обратно)
88
Об отношении Леопольда Цунца к Библии см. Михаэль Р. Еврейская историография от Ренессанса до Нового времени. — Иерусалим: Изд-во Бялик, 1993 (на иврите).
(обратно)
89
Об отношении Йоста к Священному Писанию см. интереснейшую книгу Хакоэна Р. Реставраторы Ветхого Завета — противостояние библейской критике со стороны «Мудрости Израиля» в Германии XIX века. — Тель-Авив: Ха-киббуц ха-меухад, 2006. — С. 54-77 (на иврите).
(обратно)
90
Цит. по: Михаэль Р. Еврейская историография от Ренессанса до Нового времени. С. 220.
(обратно)
91
Об этом см.: Ротенштрайх Н. Еврейская мысль в Новое время. I.— Тель-Авив: Ам Овед, 1966. — С. 43 (на иврите).
(обратно)
92
Цит. по: Михаэль Р. Исаак Маркус Йост — основоположник современной еврейской историографии. — Иерусалим: Магнес, 1983. — С. 24-25 (на иврите).
(обратно)
93
Текст письма приводится в книге:Schorsch. I. From Text to Context. The Turn to History in Modern Judaism.—Hanover:BrandeisUniversity Press, 1994. -P.238.
(обратно)
94
JostI. M.Allgemeine Geschichte des Israelitischen Volkes(1832). — Karlsruhe: D. R. Marx,1836.
(обратно)
95
Graetz H.Geschichte der Juden von den дltesten Zeiten bis auf die Gegenwart (1853-1876). —Leipzig: O. Leiner,1909. Уже в 70-х годах XIX столетия отдельные фрагменты книги были переведены на иврит, однако полностью ее перевели лишь в XX веке. См. Грец Г. История евреев. — Тель-Авив: Израэль, 1955 (на иврите).
(обратно)
96
По словам Шмуэля Фейнера, «для движения «Хиббат-Цион» ("Любовь к Сиону") сочинение Греца стало национальной исторической книгой». См.:FeinerS.Haskalah and History. The Emergence of a Modern Jewish Historical Consciousness.-Oxford: Littman Library of Jewish Civilization,2002. —P.347.
(обратно)
97
ГрецЦ.История евреев. VI. — Тель-Авив: Израэль, 1955. — С. 229 (на иврите).
(обратно)
98
Об исторических обстоятельствах, сопутствовавших написанию этой книги, см. Михаэль Р. Генрих Грец - историк еврейского народа. - Иерусалим: Бялик, 2003. - С. 69-93 и 148-160 (на иврите).
(обратно)
99
Так, к примеру, в «Любви к Сиону» АвраамаMany,первом романе, написанном на библейском иврите и опубликованном в 1853 году, автор прославляет с национально-романтических позиций эпох) Иудейского царства. См.ManyА. Любовь к Сиону. — Тель-Авив: Двир, 1950 (на иврите).
(обратно)
100
Галаху можно с достаточной точностью определить как юридическое по форме изложение иудейского раввинистического вероучения, опирающееся на Вавилонский Талмуд и развивающееся по сей день. Упомянутая несколькими строчками выше Устная Тора — это одновременно якобы изначально существовавшая, на самом деле изобретенная в довольно поздние времена традиция, позволяющая истолковывать в раввинистическом духе Письменную Тору, то есть Пятикнижие (и отчасти другие части Библии), и та самая Галаха, то есть «иудаизм как юридический свод», о которой шла речь выше. — Прим. ред. русского издания.
(обратно)
101
Грец Ц. История евреев. — I. — С. 5.
(обратно)
102
Грец Ц.История евреев. — I. — С. 95.
(обратно)
103
Грец Ц.История евреев. — I. — С. 224.
(обратно)
104
Гесс М. Рим и Иерусалим. - Иерусалим: Библиотека Алия, 1991. Текст книги можно найти в Интернете по адресу:http://wvw.balandin.net/hess.htm.
(обратно)
105
Там же. Гесс считал сочинение Греца эпохальной книгой, сумевшей «привлечь симпатии нашего народа к своим героям и мученикам». Он также нашел нужным перевести на французский язык третий том «Истории евреев».
(обратно)
106
KnoxR.The Races of Men.—London: Beaufort Books,1950;Redfield J. W. Comparative Physiognomy or Resemblances between Men and Animals.— Kila:KessingerPublishing,2003;Cams C. G.Symbolik der Menschlichen Gestalt.—Hildescheim:G.Olms,1962;deGobineauJ.-A., Essaisur l'inйgalitй desraces humaines.—Paris: Beifond,1967. Не следует также забывать, что за год до публикации «Рима и Иерусалима» вышла в свет книга Иоханнеса Нордманна, которая, возможно, была первым антиеврейским сочинением, написанным с расовых позиций. См.:NordmannJ.Die Juden und der deutsche Staat.—Berlin: Nicolai,1861.
(обратно)
107
ГессМ.Рим и Иерусалим.
(обратно)
108
Гесс М.Рим и Иерусалим. Следует помнить, что эти строки были написаны еще до того, как родилось само понятие «антисемитизм».
(обратно)
109
Гесс М.Рим и Иерусалим.
(обратно)
110
См. ГрецЦ.Пути еврейской истории. — Тель-Авив: Бялик, 1969. -С. 103-109 (на иврите).
(обратно)
111
Грец Ц. Пути еврейской истории. — С. 213-214. Сравнениемеждудвумяисторикамипроводитсявследующейстатье:MeyerM. A.Heinrich Graetz and Heinrich Von Treitschke:A Comparison of Their Historical Images of the Modern Jew//Modern Judaism.— 1986. — 1. —VI.—P.1-11.
(обратно)
112
Грец Ц. Пути еврейской истории. — С. 218.
(обратно)
113
ГрецЦ.Пути еврейской истории. С. 226-227.
(обратно)
114
MommsenТ.Auch ein Wort ьber unser Judentum.-Berlin: Weidmannsche Buchhandlung,1881.
(обратно)
115
Ibid. P.4.
(обратно)
116
MommsenТ.Auch ein Wort,op. cit.-P.9-10. СравнениемеждуподходамиМоммзенаиТрейчкеможнонайтивследующейстатье:LiebeschьtzH. Treitschke and Mommsen on Jewry and Judaism//Leo Baeck Institute Year book.— 1962. — 7. —P.153-182.
(обратно)
117
Goebbels J.Rassenfrage und Weltpropaganda//JuliusStreicher(ed.). Reichstagung in Nьrnberg1933. -Berlin: Vaterlдndischer VerlagС.A. Weller, 1933. - P. 131-142.
(обратно)
118
См., к примеру, статью Греца. Иудаизм и библейская критика // Пути еврейской истории. — С. 238-240.
(обратно)
119
WellhausenJ. ProlegomenaZur Geschichte Israels.—Berlin: Walter De Gruyter,2001. См. такжеNicholson E.The Pentateuchinthe Twentieth Century.TheLegacyofJulius Wellhausen.—Oxford: OxfordUniversityPress, 2002.
(обратно)
120
Выдающаяся книга Вельхаузена сохраняет свое значение по сей день, хотя большинство его конкретных выводов (разумеется, кроме принципиального вывода о позднем происхождении Пятикнижия), несомненно, устарели. — Прим. ред. русского издания.
(обратно)
121
Примерно то же, что «Талмуд-Тора». — Прим. ред. русского издания. Graetz. Volkstьmliche Geschichte der Juden.—Leipzig: O. Leiner,1889-1908.
(обратно)
122
Дубнов С. М. Книга моей жизни. 1-2 тт. — Рига, 1934-1935.
(обратно)
123
Дубнов Ш. Письма о старом и новом еврействе (1897-1960). — Тель-Авив: Двир, 1937. - С. 18 (на иврите).
(обратно)
124
Дубнов Ш. Письма о старом и новом еврействе (1897-1960). — Тель-Авив: Двир, 1937. - С. 29 (на иврите).
(обратно)
125
Первые части первоначальной версии книги Дубнов написал на русском языке в 1901-1906 годах. Первый том был полностью опубликован в 1910 году. Остальные тома были написаны в 1914-1921 годах, а в 1925-1929 годах книга была издана в Германии, и одновременно с этим вышел в свет ивритский перевод, подготовленный при участии самого Дубнова.
(обратно)
126
Дубнов С. М. История еврейского народа на Востоке. - М.; Иерусалим: Мосты культуры / Гешарим, 2006. —Т. 1. — С. 9.
(обратно)
127
Дубнов С. М. История еврейского народа на Востоке. С. 387-388.
(обратно)
128
Там же. С. 41. Уже в 1893 году Дубнов утверждал, что история еврейского народа превосходит по своей длительности историю любого другого народа и уходит своими корнями в эпоху зарождения человеческой цивилизации как таковой. См.Dubnow S.Nationalism and History. Essays on Old and New Judaism.-New York: Atheneum,1970. - P. 258-260.
(обратно)
129
Дубнов С. М. История еврейского народа на Востоке. С. 216.
(обратно)
130
Дубнов С. М. История еврейского народа на Востоке. С. 127.
(обратно)
131
Монументальные сооружения эпохи Соломона (не только сравнимые с египетскими пирамидами или вавилонскими и ниневийскими дворцами, но и просто монументальные или хотя бы значительные) не найдены по сей день. Более того, не обнаружено ни одного внешнего свидетельства, хотя бы косвенно упоминающего этого царя — судя по всему, он. даже если существовал, не был известен никому из соседей. - Прим. ред. русского издания.
(обратно)
132
ДубновС.М.История еврейского народа на Востоке. С. 186.
(обратно)
133
Дубнов С. М. История еврейского народа на Востоке. С. 313-314.
(обратно)
134
Явиц З. Книга еврейской истории, составленная на основе первоисточников. — Тель-Авив: Ахиавар, 1932 (на иврите).
(обратно)
135
Барон С. Социальная и религиозная история евреев. — Рамат-Ган: Масада, 1960 (на иврите).
(обратно)
136
О зарождении историографии в Иерусалимском университете см. следующую книгу:MyersD.N.Re-InventingtheJewishPast. European Jewish Intellectuals and the Zionist Return to History.-New York: Oxford University Press,1995.
(обратно)
137
Барон С. Социальная и религиозная история евреев. - I. - С. 32.
(обратно)
138
Барон С. Социальная и религиозная история евреев. С. 33.
(обратно)
139
Барон С. Социальная и религиозная история евреев. С. 19.
(обратно)
140
Барон С. Социальная и религиозная история евреев. С. 83.
(обратно)
141
Барон С. Социальная и религиозная история евреев. С. 46.
(обратно)
142
Барон С. Социальная и религиозная история евреев. С. 82.
(обратно)
143
О политике Эзры и Нехамии Барон пишет: «Принцип этнической замкнутости на протяжении последующих сотен лет был необходим для сохранения еврейского народа». Указ. соч. С. 132.
(обратно)
144
Baron S.W. Jewish Ethnicism//Modern Nationalism and Religion.—New York: Meridian Books,1960. —P.248.