«Военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба в случаях, когда ущерб причинен:
· военнослужащим, которому имущество было передано под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей;
· действиями (бездействием) военнослужащего, содержащими признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;
· в результате хищения, умышленных уничтожения, повреждения, порчи, незаконных расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;
· умышленными действиями военнослужащих, повлекшими затраты на лечение в военно-медицинских учреждениях и учреждениях здравоохранения военнослужащих, пострадавших в результате этих действий;
· военнослужащим, добровольно приведшим себя в состояние опьянения»[23].
Рассмотрим некоторые из них, для того что бы наиболее полно сформировать картину о полной материальной ответственности военнослужащих.
Законодатель предусмотрел особую защиту имущественных интересов воинских частей при обороте их имущества в специальном режиме в случае передачи его военнослужащим под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей. Одним из необходимых условий для возникновения полной материальной ответственности военнослужащего по правилам указанной нормы является передача ему имущества воинской части под отчет.
К сожалению, действующее военное законодательство (в том числе и подзаконные нормативные правовые акты) не содержит определения понятия «имущество, переданное под отчет».
«Военнослужащие несут материальную ответственность перед воинской частью в полном размере причиненного ущерба, если он причинен их действиями, содержащими признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации»[24].
К признакам состава преступления относятся, во-первых, общественная опасность этого деяния, т.е. причинение или угроза причинения вреда интересам общества, под которыми понимаются как интересы общества, государства в целом, так и интересы отдельных граждан, признаваемые государством в виде их субъективных прав, имеющих общественное значение; во-вторых, противоправность этого деяния, означающая запрещенность его совершения уголовным законом; виновность лица, совершившего данное деяние, т.е. психическое отношение его к своему противоправному общественно опасному действию (бездействию) и к последствиям такого поведения.
Для того чтобы привлечь военнослужащего к полной материальной ответственности по основанию, предусмотренному в абзаце третьем статьи 5 Федерального закона N 161-ФЗ, факт применения к нему уголовного наказания не имеет значения. Так, например, уголовное наказание к лицу, совершившему преступление, может не применяться в связи с болезнью (ст. 81 УК РФ), в связи с изменением обстановки (ст. 77 УК РФ) и др.
Для реализации рассматриваемой нормы не имеют также значения занимаемая военнослужащим воинская должность, присвоенное воинское звание, характер прохождения им военной службы (по призыву или по контракту), характер возложенных на него служебных обязанностей.
Согласно абзацу 4 статьи 5 Федерального закона N 161-ФЗ военнослужащие несут полную материальную ответственность за ущерб, причиненный их любыми умышленными действиями, в том числе: хищением, умышленным уничтожением, повреждением, порчей, незаконным расходованием или использованием имущества и др.
При этом полной материальной ответственности военнослужащие подлежат даже в том случае, когда их действия не содержат признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации. Так, хищение военнослужащим военного имущества на небольшую сумму ввиду его малозначительности может быть признанно не имеющим общественной опасности, а следовательно, не являющимся преступлением. Однако военнослужащий подлежит привлечению к полной материальной ответственности, но не по третьему, а по четвертому абзацу рассматриваемой статьи.
Умышленное уничтожение или повреждение военного имущества в соответствии со ст. 346 УК РФ является преступлением тогда, когда это имущество - оружие, боеприпасы или предмет военной техники. За умышленное уничтожение иного военного имущества (например, предметов обмундирования, продовольствия и др.) уголовная ответственность может наступить только в том случае, когда указанными действиями причинен значительный ущерб либо ущерб причинен общественно опасным способом (поджогом, взрывом и т.п.). В остальных случаях умышленное уничтожение или повреждение военного имущества преступлением не является, и для привлечения военнослужащего к материальной ответственности необходимо применять норму рассматриваенмого абзаца.
Предусматривается полная материальная ответственность военнослужащих за ущерб, причиненный их «умышленными действиями, повлекшими затраты на лечение в военно-медицинских учреждениях и учреждениях здравоохранения военнослужащих, пострадавших в результате этих действий»[25]. Данная норма для военного права является новшеством и логически развивает общую норму ст. 67 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-I, предусматривающую возмещение затрат на оказание медицинской помощи гражданам, потерпевшим от противоправных действий.
В данном случае военнослужащий своими действиями непосредственно не причиняет имущественный ущерб воинской части - они направлены на причинение вреда здоровью другому военнослужащему, нарушая тем самым личные права последнего. Однако бесплатное лечение военнослужащих является обязанностью федерального органа исполнительной власти, в котором они проходят военную службу. В соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона «О статусе военнослужащих» «медицинская помощь военнослужащим оказывается в военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях, а в случае необходимости - в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения»[26]. В последнем случае расходы на оказание медицинской помощи названным учреждениям возмещаются федеральным органом исполнительной власти, в котором военнослужащие проходят военную службу. Поэтому действия, причинившие вред здоровью военнослужащего, хотя и опосредованно, однако неизбежно влекут за собой дополнительные расходы указанного органа.
Материальная ответственность военнослужащих наступает за ущерб, причиненный ими в состоянии наркотического, токсического или алкогольного опьянения, в которое они привели себя добровольно.
Военнослужащий, находившийся в состоянии опьянения, несет полную материальную ответственность за причиненный по его вине воинской части любой реальный ущерб. При этом форма вины данного военнослужащего не имеет значения, однако должна быть доказана в ходе административного расследования (ревизии, проверки), дознания либо предварительного следствия.
Аналогичная ответственность такого военнослужащего наступает и за ущерб, возникший у воинской части в связи с возмещением ею вреда, причиненного военнослужащим при исполнении обязанностей военной службы другим юридическим или физическим лицам (в том числе военнослужащим этой воинской части).
Добровольность приведения военнослужащим себя в состояние опьянения является необходимым условием применения данной нормы. Она означает, что военнослужащий сознает возможность опьянения и желает его наступления. В случае если опьянение наступило в результате неосторожных действий самого военнослужащего, непреодолимой силы или насильственных действий других лиц, рассматриваемая норма не может быть применена.
Состояние наркотического, токсического или алкогольного опьянения военнослужащего должно быть доказано командованием воинской части.
Таким образом, деление материальной ответственности на виды направлено на решение задачи ее индивидуализации. Непосредственно решение данной задачи осуществляется путем установления за ряд правонарушений повышенного предела причитающегося с военнослужащего возмещения причиненного ущерба (ограниченная материальная ответственность) или устранения каких-либо ограничений возмещения, за исключением размера самого ущерба (полная материальная ответственность). Более строгая материальная ответственность предусмотрена за совершение таких правонарушений, которые имеют большую опасность для государственных интересов в сфере сбережения материальных средств Вооруженных Сил Российской Федерации и иных воинских формирований. Большей опасностью, по мнению законодателя, обладают такие правонарушения, как причинение ущерба командиром (начальником) воинской части вследствие нарушения им установленного порядка назначения на должность или увольнения военнослужащих (лиц гражданского персонала), причинение ущерба умышленно, в состоянии опьянения и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Материальная ответственность военнослужащих представляет собой возможность возложения на них компетентными органами юридической обязанности возместить в денежной форме полностью или частично причиненный ими реальный ущерб имуществу воинской части при исполнении обязанностей военной службы.
Основанием материальной ответственности является имущественное правонарушение - виновное, противоправное деяние военнослужащего, причинившее реальный ущерб имуществу воинской части.
Военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб, под которым понимается:
а) утрата имущества воинской части, т. е. его выбывание из владения воинской части помимо волеизъявления собственника или пользователя вследствие непринятия мер по обеспечению сохранности этого имущества;