Эффективность применения этого метода в области гуманитарного знания и распространение его на сферу естественных наук свидетельствует о том, что Дильтею (он опирался на герменевтическую традицию) удалось в концепции понимания отразить некоторые реальные процессы развития научного знания.
Д.Фоллесдаль утверждает, что «герменевтический метод является гипотетико-дедективным, применяемым к значимому материалу (текстам, произведениям искусства, действиям). (188) Гипотетико-дедуктивный метод и метод восхождения от абстрактного к конкретному представляют собой две стороны одного общенаучного метода, общего для естественных и гуманитарных наук. На основании этого можно сделать вывод не о тождестве методологии гуманитарных и естественных наук, а о применении общенаучного метода к гуманитарному материалу.
2. Специфика естественнонаучного знания
2.1. Статус естественнонаучного знания
Как уже отмечалось, естественнонаучное и социогуманитарное знание качественно отличаются друг от друга. Объектом познания для естественнонаучного знания является природа, субъектом познания – человек. Этот вид знания носит «объективный» характер. Методами познания являются количественные и экспериментальные, установка в методологии нацелена на анализ.
Для социогуманитарного знание объектом и одновременно субъектом познания служит человек. Сам вид знания носит оценочный характер, а среди методов познания можно назвать историко-описательный, историко-сравнительный, функциональный и др., предполагающие интерпретацию автора Установка в методологии социогуманитарного знания делается на синтез. В свою очередь, социогуманитарное знание можно подразделить на социальное и гуманитарное знания, при этом каждая область имеет свою специфику.
Особенностями социального знания являются: выяснение закономерностей, определяющих устойчивость и изменения в социокультурной жизни, анализ факторов, влияющих на поведение людей. Объект познания составляет общество, а предмет - социальные связи и взаимодействия, особенности функционирования социальных групп. К социальным наукам принадлежат: социология, политология, право, политическая экономия, экономика. Ведущая познавательная ориентация социальных наук заключается в том, что познание
- строится на эмпирическом и рациональном методическом фундаменте, социальные факты рассматриваются как «вещи» (Э. Дюркгейм);
- приобретает характер прикладных исследований; включает разработку моделей, проектов, программ регионального социокультурного развития.
Особенностью гуманитарное знание является то, что происходит выделение собственно научной составляющей гуманитарного знания и эзотерического знания, основанного на чувствовании, интуиции, вере (2, С. 110). Объект гуманитарного, также как и социального познания составляет человек, однако предметом является:
- уникальное, неповторимое, во взаимосвязи с понятием личности;
- проблемы внутреннего мира человека, жизни его духа.
К гуманитарным наукам относят филологию, искусствоведение, историю, культурную антропологию, психологию (традиционно) и т.д.
Ведущая познавательная ориентация:
- рефлектирует по поводу социокультурного смысла данного факта;
- рассматривает в качестве текста любую знаково-символическую систему, имеющую социокультурный смысл;
- предполагает диалогичность (2, С. 112).
Здесь уместно будет привести еще две классификации наук, К.Э. Циолковского и К.Поппера.
Геометрию, механику, физику, химию, радиологию, биологию, а также «проницающие» их все математику и логику Циолковский характеризовал как «точные» науки; Под «прикладными описательными науками» он понимал технологию, географию, зоологию, ботанику, астрономию и т.п. Сферы истории, философии, религии ученый называл «сомнительными» потому что «решения этих задач разными умами несходны. Неизвестно, кто прав и чье решение неверно... Но не нужно думать, что есть резкие границы между точными и неточными науками. С одной стороны, высшие границы точных наук колеблются, с другой - основы социальных наук близки к точности».
Производственный характер задач прикладной психологии выражается, например, в сферах выявления резервов роста производительности труда, совершенствовании систем управления и т.п. Возникли даже специальные прикладные дисциплины – психология труда, психология управления и др. Более того, некоторые из этих прикладных дисциплин обрели статус самостоятельных наук и трансформировались в принципиально иную форму знания (инженерная психология или эргономика как неклассическая научно-технологическая дисциплина).
Поппер делил все науки на пронатуралистические науки (позитивные) и антинатуралистические науки («негативные»). Те школы, которые «взирают на применение методов физики к социальным наукам с благосклонностью» Поппер называл позитивными; те же школы, которые считают, что методы физики к социальным наукам неприменимы, считал «негативными» (2, С. 114).
Таковы вкратце основные особенности естественнонаучного знания. Главное различие здесь лежит в объекте познания (человек и природа соответственно), откуда и вытекают различия в предмете, методах и т.д.
2.2. Критерии истинности естественнонаучного знания
Естествознание затрагивает вопросы не только собственно естественнонаучные, но и гуманитарные, потому что в нем освещаются пути познания Человеком Природы. Т. е. пути развития науки. А изучение этих путей составляет предмет философии (как науки о мышлении и познании) и социологии (как науки о развитии человеческого общества) или психологии (как науки о человеческом интеллекте) (3, С. 69).
Естествознание является до известной степени основой всякого знания — и естественнонаучного, и технического, и гуманитарного. Поэтому он имеет особое значение для людей, вступающих в третье тысячелетие, ибо ведущей тенденцией развития современной цивилизации становятся ингеграцнонные (объединительные) процессы. Процессы, получившие названия «Великого единения» или «Высокого соприкосновения» самых разнообразных научных и философских идей в рамках возрождающегося гуманизма. Человеческое общество вступило в век господства микроэлектроники, информатики и биотехнологии, которые в корне преобразуют промышленное и сельскохозяйственное производство (4, С. 225).
Слово «естествознание» представляет собой сочетание двух слов — «естество» («природа») и «знание». Проблемы устройства, происхождения, организации или самой органической природы всего, что есть во Вселенной (в Космосе), т.е. все проблемы естествознания, космологии и космогонии, первоначально относились к «физике» или «физиологии». Во всяком случае, Аристотель (384—322 до н. э.) называл своих предшественников, занимавшихся этими проблемами, «физиками» или «физиологами», ибо древнегреческое слово «физис» или «фюсис», близкое к русскому слову «природа», первоначально означало «происхождение», «рождение», «создание».
Отсюда естественная (органическая, природная, изначальная) взаимосвязь всего естествознания (включая космологию и космогонию) с физикой, которая является как бы исходной основой науки о Природе. Но если вопрос о происхождении слова «естествознание» решается легко, то вопрос о том, что такое само естествознание как наука, т. е. вопрос о содержании и определении этого понятия, простым назвать нельзя.
Дело в том, что имеются два широко распространенных определения этого понятия: 1) «естествознание — это наука о Природе как единой целостности» и 2) «естествознание — это совокупность наук о Природе, взятая как единое целое» (5, С. 16).
Как видно, эти два определения отличны друг от друга. Первое из них говорит о единой науке о Природе, подчеркивая единство Природы самой по себе, ее нерасчлененность. Тогда как второе определение говорит о естествознании как о совокупности, т.е. о множестве наук, изучающих Природу, хотя в нем и содержится указание, что это множество надо рассматривать как единое целое.
Однако далее мы увидим, что между этими двумя определениями есть сходство. Ибо «совокупность наук о Природе, взятая как единое целое», т. е. не просто как сумма разрозненных наук, а именно как единый комплекс тесно взаимосвязанных естественных наук, дополняющих друг друга, и есть одна наука. Только наука обобщенная, или интегративная (от латинского «integer»—целый, восстановленный) (3, С. 226-227).
В совокупность естественных наук обычно включают, прежде всего, математику, физику, химию и биологию, а также астрономию и науки о Земле, имеющие более специфический характер. Вообще же число всевозможных естественных наук доходит до нескольких десятков и даже сотен ввиду их бесконечного дробления на узко специализированные дисциплины. С некоторой условностью в естествознание включают наряду с такими основными естественными науками, как физика, химия и биология, еще и психологию, которую относят также и к социогуманитарным наукам.
Ответ на этот вопрос однозначен: чтобы четко представить себе подлинное единство Природы (ее целостность), а именно то единое основание, на котором построено все бесчисленное разнообразие предметов и явлений Природы и из которого вытекают основные законы, связывающие микро- и макромиры, Землю и Космос, физические и химические явления между собой и с жизнью, с разумом.
Так же, как нельзя постичь законы, управляющие жизнью и деятельностью человека, путем знакомства лишь с анатомией его отдельных органов, так невозможно, изучая порознь отдельные естественные науки, познать Природу как единое целое. Прежнее изучение физики, химии и биологии было лишь первой необходимой ступенью к изучению Природы во всей ее целостности.
Итак, «естествознание — это наука о Природе как единой целостности» и одновременно «естествознание — это совокупность наук о Природе, взятая как единое целое».