- синкретическая (начиная с эпохи античности и до возникновения натурфилософии в XIII-XV веках);
- аналитическая (XV-XVII века);
- синтетическая (Новое время);
- интегрально-дифференциальная стадия (настоящее время).
Науку о Природе, т. е. естествознание, традиционно подразделяют на такие более или менее самостоятельные разделы, как физика, химия, биология и психология.
Физика имеет дело не только с различными материальными телами, но с материей вообще. Химия — со всевозможными видами так называемой субстанциональной материи, т. е. с различными субстанциями, или веществами. Биология — с разнообразными живыми организмами. А психология, в свою очередь, со всевозможными разумными существами.
При формировании общих натурфилософских представлений о Природе она первоначально воспринималась как нечто принципиально целостное, единое или, во всяком случае, каким-то образом связанное воедино. Но по мере необходимой детализации конкретных знаний о Природе они оформлялись в самостоятельные разделы естествознания, прежде всего основные, а именно такие, как физика, химия, биология и психология.
Кроме того, возникли и разнообразные частные специфические разделы естествознания (наряду с издавна существовавшей астрономией). Однако эту аналитическую стадию исследований Природы, связанную с детализацией естествознания и с его расчленением на отдельные части, в конце концов, должна была сменить или дополнить, как это и произошло в действительности, противоположная по своему характеру стадия их синтеза. За видимой дифференцией естествознания (или наряду с ней) обязательно следует его существенная интеграция, действительное обобщение, принципиальное углубление (6, С. 292).
В настоящее время, вообще говоря, нет ни одной области собственно естественнонаучных исследований, которые относились бы исключительно к физике, химии или биологии в их чистом изолированном состоянии. Биология опирается на химию и вместе с ней или непосредственно, как сама химия, на физику. Они пронизаны общими для них законами Природы.
Наряду с физикой, химией и биологией или, вернее, кроме этих трех действительно основных наук, к собственно естественным наукам относятся и другие, уже более частного характера, например науки о Земле - геология и география, которые с самого своего рождения являются интегративными, комплексными. Геологию называют наукой об истории развития Земли, потому что она изучает состав и строение нашей планеты в их эволюции на протяжении миллиардов лет. Она выявляет физические и химические закономерности образования осадочных и изверженных горных пород, а также устанавливает влияние физико-географических условий на зарождение и развитие органической жизни на планете.
Ее основные разделы: минералогия, петрография, вулканология, тектоника и т. п. — это непосредственные производные от кристаллографии, кристаллофизики, геофизики, геохимии и биогеохимии. География также насквозь пронизана физическими, химическими и биологическими знаниями, которые в разной степени проявляются в таких ее основных разделах, как физическая география, география почв (по существу, химическая география), зоогеография и т.д. (7, С. 36).
Таким образом, все исследование Природы сегодня можно наглядно представить в виде огромной сети, состоящей из ветвей и узлов, связывающих многочисленные ответвления физических, химических и биологических наук. Следовательно, возникает вопрос, что это такое: сумма, множество скоординированных между собою наук или уже одна единая наука — естествознание? Все познается в сравнении, в сопоставлении одного с другим, в их взаимосвязи. В конечном счете, наше индивидуальное сознание возникает и существует не изолированно от всего остального, а как органичная часть общего объективного знания, представляя собой буквально со-знание.
Характерные черты уникальной всеобъемлющей самообусловленной Вселенной должны проявляться в каждой ее части. Но особенно четко тогда, когда мы имеем дело не с какими-либо непосредственно данными более или менее произвольными, случайными земными объектами (весьма разнообразными), а с вполне детерминированными, так называемыми фундаментальными структурными элементами материи на всех возможных последовательных основных уровнях ее естественной самоорганизации, начиная с исходного физического уровня.
Невозможно получить конструктивные ответы на эти закономерные вопросы, ограничиваясь, как это обычно делается, изучением каждого из рассматриваемых разделов естествознания по отдельности. На чем, в конечном счете, как учит нас фактически вся история науки, основывается или, по крайней мере, должно основываться естествознание? Прежде всего, на логически обоснованной и широко применяемой математике.
Понять, представить себе или усвоить естествознание можно только в его развитии. Дело в том, что современное естествознание включает в себя не только такие науки, как физика, химия, биология и психология, каждая из которых отражает свои собственные специфические явления Природы (чисто физические явления, химические превращения, жизнь растений и животных, сознание разумных индивидуумов), но еще и такие области знаний, как древнегреческая натурфилософия, естествознание Средневековья, наука Нового времени, классическое естествознание примерно до начала XX века, «постнеклассическое естествознание».
Несмотря на то, что эти области естественнонаучных знаний появились не одновременно, а последовательно друг за другом, все они в современном естествознании слились воедино, опять образуя целостную научную систему. Но более того, все они, в еще большей степени, чем физика, химия, биология и психология, подчинены закону субординации: каждая предыдущая из них входит в преобразованном, модернизированном виде в последующую.
Здесь видим мы и спокойное терпеливое накопление знаний, истинность которых тысячекратно проверяется кропотливым экспериментальным трудом, и бурные потоки неожиданных открытий, вызывающих перевороты в устоявшихся взглядах, и рождение так называемых «сумасбродных идей», которые оказываются единственно возможным шагом на пути познания глубин материи. На этой картине есть и драма идей, и драма людей, и яркие имена тех, кто первым открыл нечто неизвестное, подарив свою находку человечеству.
Логика же развития науки от нас скрыта. Обнаружить и понять ее — это значит, установить в необъятной массе фактического материала некую упорядоченность, увидеть в хаосе всякого рода случайностей определенный строй основных научных идей, осознать, каким образом известные исторические события следуют друг за другом. Логика развития науки предполагает знание закономерностей научного прогресса, его движущих сил и причин, обусловливающих и динамику развития науки (6, С. 600).
Кроме того, сам Человек является существенным объектом Природы, имеющим космологическое значение. Недаром еще древнегреческий философ Протагор (V в. до н. э.) одно из своих сочинений («О Природе») начал со слов: «Человек есть мера всем вещам — существованию существующих и не существованию несуществующих» (9, С. 92).
Это пророческое изречение Протагора предвосхитило так называемый антропный принцип, впервые сознательно введенный в основы космологии и детально проанализированный уже в наше время.
3. современный этап развития науки – интеграция
социогуманитарного и естественнонаучных областей знания
3.1. Человек и природа как единый многогранный объект познания
Известный философ, крупнейший специалист в области логики науки Карл Поппер имел все основания заявить, что «существует, по крайней мере, одна философская проблема, в которой заинтересовано все мыслящее человечество. Это проблема космологии, проблема понимания мира, включая и нас самих, и наше знание как часть мира» («Логика научного открытия»). Но данная глобальная проблема является предельно общей. Наряду с ней существует еще великое множество комплексных проблем, связанных, например, с происхождением жизни, с взаимодействием неорганической материи и органической, с определением места Человека среди бесконечного разнообразия предметов мира и т. д. Можно ли решать подобные проблемы в рамках отдельно взятых наук?
На этот вопрос дают четкий ответ те ученые, предметом исследования которых являются сложные, по преимуществу космологические явления. Мы ограничимся здесь высказываниями В. И. Вернадского.
Владимир Иванович Вернадский (1863—1945) изучал историю происхождения и развития химических элементов на Земле и в Космосе, вопросы о происхождении «живого вещества» в Космосе, о взаимодействии литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы и ноосферы Земли и об их связях с Космосом. Он не мог обойтись при этом какой-либо одной отраслью естествознания или даже естествознанием в целом. Он должен был обратиться еще и к философии, и к математике.
По-своему скорректировав известное протагоровское изречение, Вернадский как бы предвосхитил (вслед за самим Протагором) антропный космологический принцип): «Мыслящий человек есть мера всему». И выдвинул свое учение о биосфере и ноосфере — сфере разума (3, С. 148).
Он вполне сознавал жизненную необходимость философского мировоззрения и принципиальное значение метафизических начал естествознания, о чем писал еще в 1902 г.: «В истории развития научной мысли можно ясно и точно проследить такое значение философии, как корней и жизненной атмосферы научного искания».
Излагая свой взгляд на переход биосферы в ноосферу, основоположник биогеохимии заметил:
«В наше время рамки отдельной науки, на которые распадается научное знание, не могут точно определить область научной мысли исследователя, точно охарактеризовать его научную работу. Проблемы, которые его занимают, все чаще не укладываются в рамки отдельной, определенной, сложившейся науки. Мы специализируемся не по наукам, а по проблемам» (10, С. 86).