В наше время значительно возрастает роль социально-этического и гуманистического аспектов развития науки. Социально-этические и гуманистические проблемы не являются лишь сопутствующими поиску истины. Глобальные проблемы современности, глубокие изменения в международных отношениях – заставляют проводить гуманизацию естественных наук, чему способствуют социогуманитарные науки и философия.
Специалисты, изучающие всевозможные конкретные явления, нуждаются в общих, целостных представлениях о мире, о принципах его устройства, общих закономерностях и т.д. Например, в разработке проблем творчества философы опираются на результаты других наук, на обобщение этих результатов. В то же время специалисты-психологи (как и специалисты иного профиля) в своих исследованиях ориентируются на результаты исследования мировоззренческого и гносеологического аспектов творческой деятельности. Здесь – взаимодействие, аналогичное взаимоотношению философии и частных наук вообще.
Философия выполняет функцию интеллектуальной разведки, которая также служит и для заполнения познавательных пробелов, постоянно возникающих в связи с наличием «белых пятен» познавательной картины мира. Конечно, в конкретном научном плане их предстоит заполнить специалистам-ученым в общей системе миропонимания. Философия же заполняет их силой логического мышления.
Одним из важнейших аспектов интеграции современного научного знания является все более усложняющаяся взаимосвязь философии с конкретными науками и практической мыслью, развитие философии как органической части целостной системы знаний о мире, рост значения философии, синтетической по своей природе, как основы синтеза социогуманитарных и естественных наук.
Рефлексия – необходимое условие развития науки, выработки новых идей. Это справедливого для гуманитарного знания и в научной и в художественной форме.
Цель методологического анализа в любой сфере знания заключается в том, чтобы выйти из автоматизма восприятия и решения познавательных задач. В методологии научного знания это достигается посредством осознания исходных методов, приемов, целей, установок науки (17, С.189).
Художественное знание – иннонаучная форма знания (Аверинцев А.А. Символ. – В кн.:КЛЭ,1972, т.6). Художественное знание в основном ориентированно на обыденное сознание, но является при этом более высоким уровнем познания с развитыми методами идеализации, моделирования, эксперимента. Художественный образ – теория в художественном знании, характеризуется критериями научности истинностью, системностью и интерсубъективностью.
В художественном познании средства иные, точнее противоположные, но цель та же – углубление знания.
Уместно упомянуть эффект остранения (Гулыга А.В. Искусство в век науки 1978, 34-35). Согласно методологической концепции В.Шкловского и Б.Брехта, для того чтобы глубже познать нечто в сфере художественного знания, сначала необходимо это нечто сделать необычным, странным. Таким образом, выведение из автоматизма восприятия и решения познавательных задач, углубление познания в обоих указанных случаях достигается на –начальных этапах различными способами. На первом этапе остранения предмет познания не соответстует привычным, сложившимся нормам и оценкам и в этом смысле выпадает из сознания. Однако методологические средства в обоих случаях различаются именно на начальных стадиях, ибо конечная цель эффекта остранения заключается в том, чтобы сделать непонятное понятным, довести предмет художественного исследования до сознания, точнее, ввести его в систему сознания. Творчество Брехта и других выдающихся художников свидетельствует о том, что в художественном познании также прослеживается тенденция превращения методологии в способ реальной художественной практики (17, 190).