КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРОЛОГИИ
Реферат
Тема: проблема синтеза социогуманитарного и
естественнонаучного знания
Калининград
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 3 |
1. Специфика социогуманитарного знания. . . . . . . . . . . | 4 |
1.1. Статус социогуманитарного знания. . . . . . . . . . . | 5 |
1.2. Критерии истинности социогуманитарного знания. . . . . | 8 |
2. Специфика естественнонаучного знания. . . . . . . . . . . . | 11 |
2.1. Статус естественнонаучного знания. . . . . . . . . . . | 11 |
2.2. Критерии истинности естественнонаучного знания. . . . | 13 |
3. современный этап развития науки – интеграция социогуманитарного и естественнонаучного знания. . . . . . . . | 22 |
3.1. Человек и природа как единый многогранный объект познания. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 22 |
3.2. Философия как основа синтеза социогуманитарного и естественнонаучного знания . . . . . . . . . . . . . . . . | 27 |
заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 31 |
Список основной использованной литературы . . . . . . . . . . | 33 |
ВВЕДЕНИЕ
Социоуманитарное знание немыслимо без сопоставления его с естественнонаучным. Глобальность военных, экологических, продовольственных, медицинских, демографических и прочих проблем, обострившихся к началу ХХI века, делают актуальным переосмысление способов взаимодействия человека и природы. Новому, более высокому уровню техники и технологии должна соответствовать новая, более высокая ступень развития человеческого общества в целом и самого человека в их взаимодействии с природой. Возникает задача целостного, гармонического развития духовных и материальных сил человека. А путь к ее решению лежит не в дифференциации, т.е. не в разобщении естественных, технических и гуманитарных знаний, но в их единении, интеграции.
Новизна данной темы заключается в том, что до сих пор не рассматривался синтез комплекса социогуманитарных наук и естествознания. Тема синтеза различных отраслей науки и техники начала волновать отечественных ученых уже в 60-х годах ХХ века, когда утвердились новые дисциплины: кибернетика, теория связи и теория информации. Именно тогда лингвист В.А.Звегинцев указывал на необходимость объединения разных областей знания для решения проблемы машинного перевода. В начале 80-х гг. интерес к этой проблеме усилился. Стало ясно, что частнонаучными методами проблему не решить. Тогда к представителям частных наук (как естественных, так и общественных) примкнули философы. Были изданы сборники статей «Методологические проблемы взаимодействия общественных, естественных и технических наук» и «Гуманитарное знание. Сущность и функции», в которых философами и учеными анализировались отличительные черты разных наук и проблема синтеза общественных и естественных наук с техническими. В монографии «Природа науки. Гносеологических аспект» уже появляется термин «социогуманитарные науки». В 1995 г. вышла любопытная книга Г.Д.Гачева «Книга удивлений, или естествознание глазами гуманитария, или образы в науке», название которой говорит само за себя. Из работ последних лет следует отметить фундаментальный труд В.С.Степина «Теоретическое знание», где настойчиво проводится мысль о том, что на современном этапе развития науки комплексные проблемы можно решить, лишь объединив различные отрасли знания. Отсюда вытекает проблема нашего реферата: что является основой синтеза социогуманитарного знания с естественнонаучным?
1. специфика социогуманитарного знания
1.1. Статус гуманитарного знания
Глубинные процессы, происходящие в современной науке, создают реальные научные предпосылки для оптимизма, продвижения вперед в изучении области гуманитарного знания. Комплексный характер проблем, решаемых в условиях НТР, все более вовлекают в решение промышленных, производственных задач лингвистику, психологию в их прикладных аспектах. В связи с этими задачами развиваются комплексные (неклассические) научно-технические дисциплины, в которых синтезируется математическое, естественнонаучное и социогуманитарное знание. В результате неизбежно возникает вопрос специфики гуманитарного знания в научных формах (16, C.168).
Дело в том, что все науки гуманитарны в том смысле, что замкнуты на человека: они порождены в процессе деятельности человека и результаты их ценны лишь постольку, поскольку находят применение в практике человека. В этом смысле естественные, общественные технические и собственно гуманитарные науки – это науки о человеке. Именно эта сущность науки, обусловливающая ее общую тенденцию развития, приведет к тому, что впоследствии естествознание включит в себя науку о человеке в такой же мере, в какой наука о человеке включит в себя естествознание: это будет единая наука.
Каков же предмет гуманитарных наук? М.М.Бахтин отмечал, что «гуманитарные науки – это науки о человеке в его специфике». Не просто человек во всем многообразии его проявлении, но человеческое – основная характеристика предмета гуманитарнонаучного знания. Происхождение этого знания следующее. В поздней античности у Цицерона свободные искусства связываются с человечностью (humanitas). Далее Боэций разделил семь свободных искусств на квадривиум и тривиум. В тривиуме (куда были включены грамматика, риторика (литература) и диалектика (логика)) оказалось дисциплинарно организованным гуманитарное знание, которому предстояло сыграть ведущую роль в эпоху Возрождения.
В эпоху Возрождения определился круг характеристик человечности (humanitas) и одновременно оформилось целостное образование – studia humanitas - совокупность знаний, предметно направленных на человечность (16, C.175). В ХVII-ХIX вв. постепенно усиливается тенденция различения в humanitas человечества и человечности. Если под человечеством начинают понимать антропологические, родовые характеристики человека, то человечность все более связывается с эмоционально-нравственными аспектами человека и конкретизируются с помощью понятий личность и индивидуальность. К середине ХIХ в. довольно четко определяется самостоятельная, устойчивая область человечности, включающая в себя в первую очередь такие феномены, как личность, индивидуальность, человеческое «я». В философии и более или менее оформившихся к этому времени социальных и биологических науках элементы указанной области, например индивидуальное, толкуются через призму общего, как родовые характеристики человека.
С оформившейся к середине ХIХ в. единой областью, конкретизируемой такими понятиями, как личность, человеческая индивидуальность, «я», в сфере научного знания связан комплекс наук, включающих философию, общественные науки и humanitas – все дисциплины, знание которых предметно направлено на человека. Экскурс в историю гуманитарного знания обнаруживает, что «специфически человеческое», человечность в античности, в средние века и в новое время понимали весьма различно. В зависимости от этого в корпусе знания об этом феномене выдвигаются те или иные дисциплины, содержание гуманитарного знания меняется. Личность и индивидуальность представляют собой общественные феномены и являются социальными характеристиками человека (16, С.177).
Каждая из общественных и философских наук включает в себя знания, содержанием которых является комплекс проблем, связанных с человеческой индивидуальностью и личностью. Неразрывное единство и взаимопроникновение «специфически человеческого» и социального обусловливают единство гуманитарного и социального знания. Гуманитарные и социальные науки напоминают двуликого Януса: в зависимости от того, какой аспект его социальных характеристик рассматривается, мы имеем дело с гуманитарным или социальным знанием в этих дисциплинах. Современное состояние гуманитарных наук – это процесс разделения с социальным познанием, причем разделение это имеет внутренний характер: выделяются гуманитарные науки из общественных, поэтому гуманитарные науки находятся в стадии становления. Наблюдается процесс, обратный происходившему в начале ХХ в., когда из гуманитарного знания выделялись общественные дисциплины (16, C.178).
Гуманитарное и социальное знания находятся в единстве. Двойственность содержания знания в этом единстве, его неопределенность и взаимопереходы фиксируются с помощью понятий «социогуманитарное знание» и «социогуманитарные науки». Тенденция развития этого «кентавра» заключается в том, что такие науки, как психология, лингвистика, история, социология и др., все более поворачиваются лицом к человеку. Проявляется это в отделении от них научных дисциплин типа социологии или психологии личности, в развитии методов анализа индивидуальных культурных феноменов, например, в случае применения математических методов в исследованиях индивидуальных характеристик различных текстов – философских, художественных и т.д. В этих процессах выражается, видимо, конкретизация знания в общественных дисциплинах.
Все науки гуманитарны в том смысле, что коренятся в человеческой практике и применяются в ней. Более «гуманитарными» являются такие науки, как лингвистика, психология, культурология, изучающие феномены, присущие только человеку – язык, сознание, культуру. Тем не менее выражение «гуманитарное знание» целесообразно сохранить за художественным познанием, а также за теми становящимися научными дисциплинами, которые выделяются из психологии, общественных наук и философии и содержанием которых является исследование проблем человеческой индивидуальности и личности. Философия, психология и общественные науки, кроме разделов, интегрируемых в гуманитарное знание, акцент в изучении человеческого делают на общезначимых, объективированных, надындивидуальных и безличных аспектах реальности. Гуманитарны науки стремятся к познанию индивидуального, личностного во всей их конкретности и полноте.