Смекни!
smekni.com

«Концепция естественного права» (стр. 1 из 2)

Реферат

История экономических учений

(Сокращено)

Екатеринбург

2003

1. Характеристика физиократии. «Концепция естественного права»

Физиократами именовали представителей школы французских экономистов, основная идея которых заключа­лась в том, что ведущую роль в экономике играет сельское хозяйст­во: только там происходит увеличение богатства, приращение материи.

К школе физиократов относят Анн-Роберта-Жака Тюрго, Пье­ра Буагильбера, Франсуа Кенэ — автора знаменитой «Экономической таблицы».

Ф. Кенэ (1694—1774) принадлежал к той блес­тящей плеяде французских деятелей, которую породила критическая эпоха предреволюционной Франции.

Франсуа Кенэ (1694—1774) — глава школы физиократов — попытался представить картину кругооборота товаров и денег в масштабе национального хозяйства.

Главное в таблице Кенэ — не арифметические расчеты, иллю­стрирующие движение продуктовых и денежных потоков, а графи­ческий анализ общей картины воспроизводства, в котором отдель­ные акты производства и обмена представлены в виде зигзагообраз­ной схемы («зигзаги» — потоки товаров и денег от одного класса к другому).

Заслуга Ф. Кенэ состоит в том, что он создал первую макроэконо­мическую картину взаимосвязи трех основных классов (отраслей). В Экономической таблице он представил схему движения продукта в виде годового оборота в масштабе всего общества. Идея Кенэ позже получила развитие в схемах воспроизводства, принципах исчисления общественного продукта, в моделях народно-хозяйственного баланса.

Следующая важнейшая позиция физиократов, от­разившая наступление новой, еще мало проявившей себя эпохи — капитализма свободной конкуренции, — требование «laissez faire» («свободы действий»).

Свою главную задачу Кенэ видел в том, чтобы вы­явить воспроизводственные пропорции, обеспечиваю­щие гармоничное экономическое развитие страны. Его таблица — это схема движения годового продукта, в которой приняты необходимые для определения наи­более общих закономерностей абстракции: рассматри­вается только простое воспроизводство, предполагает­ся неизменная стоимость денег, стабильность товар­ных цен, исключается влияние внешней торговли на процесс реализации. И вместе с тем это — воплощен­ная в логически стройную абстрактно-математическую форму мечта Кенэ о государстве богатом, процветаю­щем и гармоничном.

Полемизируя с Кенэ и его школой, Смит не пытается упрекнуть или опровергнуть другого яркого пред­ставителя французских экономистов Анн-Роберт-Жака Тюрго (1727— 1781). И это, пожалуй, естественно. Основной труд Тюрго «Размыш­ления о создании и распределении богатств» представляет несомнен­ный шаг от физиократии к классической школе.

Физиократы не понимали природы «ценности» — по сути, узловой категории экономической науки. У них ценность возникает только под воздействием «работы» сил природы. Тюрго приходит к более ши­рокой трактовке ценности. В небольшой работе «Ценность и деньги» она определяется им по степени важности, значимости благ.

Теоремы Тюрго — это еще не система, а отдельные положения, порой догадки. Его представление о принципах хозяйственной и соци­альной деятельности опирается на естественное право. Естественный ход событий определяется законами, которые заложены в самой природе. В течение двух лет Тюрго был генеральным контролером финансов (при Людовике XVI). По его инициативе и при его непосредственном участии во Франции были проведены важные реформы, облегчены налоги, упрочен бюджет, устранена цеховая регламентация, созданы условия для роста промышленности.

Краткие выводы

Труды и реформы физиократов выражали интересы не только сельского хозяйства. «Наука естественного порядка» открывала окно для развития рыночных, капиталистических отношений в городе и де­ревне. Провозглашенная физиократией формула «laissez faire, laissez passer» означала требование свободы промышленной деятельности, развития инициативы, экономического прогресса, не связанного лишь с аграрными интересами.

К.Маркс был первым, кто понял и то, что концеп­ции физиократов не остались простыми теоретически­ми построениями, что, напротив, в свое время, осо­бенно в период французской революции, они оказали воздействие на формирование взглядов прогрессивных сил. Он подчеркивал, что взгляды Тюрго (в которых «...физиократическая система выступает как выраже­ние нового капиталистического общества, пробиваю­щего себе дорогу в рамках феодального общества»2) сыграли большую роль в формировании идей фран­цузской буржуазной революции, что теоретическая система физиократов в целом была тесно связана с
концепциями просветителей, чем оказала большое влияние на умонастроения широких кругов населения. Исследование русского ученого М.Ковалевского, проведенное в конце XIX в., позволило сделать вывод, что влияние экономических взглядов физиократов весьма значительно сказалось на наказах избирателей революционной Франции. В конце XIX в. в России в условиях переходной экономики, когда капитализм развивался при существенных остатках крепостничест­ва, был проявлен широкий интерес к идеям физиокра­тов. «В системе Кенэ и его учеников мы находим, как в зародыше, многое из того, что не только вошло в систему А.Смита, но и сделалось предметом обсужде­ния и для писателей XIX века»[1], — отмечал автор пре­дисловия к первому русскому изданию избранных тру­дов основателя физиократии А. Миклашевский.

«Концепция естественного права»

В самой общей и первой по времени формулировке естественное право представляет собой высшее, божественное установление, которое служит мерилом правильности или неправильности не только отдельных человеческих поступков, но и правовых норм государства.

В истории философии были три различные концепции источников естественного права:

1. Первая концепция возводит естественное право к божественному промыслу, как своему источнику.

2. Концепция рассматривает естественные законы как привычки или даже инстинкты всех одушевленных существ.

3. Источником естественного права считают разум человека, перенося, таким образом, источник в человека.

Развитые концепции естественного права создали Платон и Аристотель.

Платон приложил много усилий, чтобы вписать “подлинные” принципы регуляции человеческой жизни в общий строй бытия, исходя из иерархии способностей души. Высшим потенциям души соответствуют высшие вечные законы, которые поддаются априорной дедукции, и “справедливость” оказывается принципом распределения прав и обязанностей в совершенном государстве. Естественное право выступает у него и в качестве критерия для критики существующих порядков и установлений, и как программа социального преобразования. Первоначально Платон был уверен в возможности такого преобразования (“Государство”); позже (“Политик”) он говорит о неосуществимости в реальности вечного закона, ставит под сомнение способность обычных граждан к познанию его (они должны лишь подчиняться закону писаному), резервируя эту способность лишь за совершенным государственным деятелем.

Фома Аквинский дополняет эту схему еще одной ступенью. Он понимает естественный закон как рациональную норму, т.е. ту часть божественного порядка, которая присутствует в разуме человека. Выше “естественного закона” он помещает “вечный закон”, т.е. “высший порядок, существующий в Боге”, мерой участия в котором определяется и мера зависимости от этого “высшего разума” иных законов. Согласно этому вечному закону, который не может быть до конца постигнут людьми, исключая разве “тех блаженных, кто сущностно созерцает Бога”, в миропорядке, покоящемся на божественном разуме, определено место всякой твари. В принципе мог быть создан иной мир и иной порядок. Но создан все-таки данный, и в нем значимы предписания естественного права. Однако не все частности могут регулироваться через естественное право. Поэтому требуются и писаные законы позитивного права. А из общего согласия людей (рассуждая так, как это делал уже Аристотель) можно заключать о “праве народов”.

Сторонники договорной теории права считали, что люди первоначально находились в естественном состоянии, где они все были равны и свободны, имели собственность и находились в состоянии мира и безопасности. Естественное право, по их мнению, присуще человеку от рождения. Закон природы, утверждал Дж. Локк, предписывает мир и безопасность. Однако любой закон нуждается в гарантиях. Люди отказались от права самостоятельно обеспечивать свои естественные права.