Смекни!
smekni.com

Маркеловские чтения русь и великая степь в период правления владимира мономаха (стр. 1 из 5)

Открытая научно-практическая конференция

для учащихся 6-11 классов "Вышгрод-2012"

Маркеловские чтения

РУСЬ И ВЕЛИКАЯ СТЕПЬ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА

Исследовательская работа

Ученика 9 класса

Харьковской гимназии № 55

города Харькова (Украина)

Леонова Максима

Руководитель:

Фомин А. В.

Москва- 2012


СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Введение

3

Глава 1. Воинские походы Владимира Мономаха

6

Глава 2. Половцы в истории Руси (вторая пол. XI - первая четверть XII вв.)

12

Выводы

15

Список использованной литературы

16


ВВЕДЕНИЕ

Владимир-Василий Всеволодович Мономах (1053 – 1125) – одна из наиболее ярких фигур древнерусской истории. Его роль и значимость поняли уже современники, и полностью осознали потомки. Образ «братолюбца, и нищелюбца, и доброго страдальца за Русскую землю» [2, c. 289] вдохновлял всех отечественных историков, начиная с преподобного Нестора Летописца; Владимир Мономах представлялся заступником всей Русской земли, идеальным правителем, воплотившим в себе наиболее полно черты христианского государя, воина и правдолюбца.

Предмет работы – Русь и Степь в период правления Владимира Мономаха, объект работы – государственная и военно-политическая деятельность князя. Первый раздел посвящен основным воинским свершениям в борьбе с половцами, второй раскрывает суть отношений Русской земли со Степью. Особое значение уделено походу 1111 г., решающая битва в ходе которого, вероятно, произошла в окрестностях современного г. Изюма Харьковской области.

Актуальность работы очевидна, исходя из необходимости уточнения и пересмотра истории Древней Руси конца XI – начала XII ст., роли личности Владимира Мономаха в дальнейшем развитии державы Рюриковичей. Именно период активной деятельности этого князя при занятии им черниговского, переяславского и затем киевского престолов стал временем медленной, но неуклонной трансформации грандиозной империи, созданной с помощью вооруженной силы из конгломерата различных восточнославянских племен, в подобное европейским раннефеодальное государство, основанное на специфическом праве верховной собственности на власть всего княжеского рода, «лестнице» княжений, иерархическом старшинстве земель Руси, принадлежащих различным семействам потомков Рюрика. Время киевского княжения Владимира Мономаха (1113 – 1125) и его сына Мстислава (1125 – 1132) стало апогеем внешнеполитической мощи Руси, последним периодом ее относительной консолидации, после которого неотвратимо наступила политическая раздробленность, наиболее ярко выражавшаяся в «которе» извечных соперников – Ольговичей и Мономаховичей. Традиционный для отечественной историографии образ победителя половцев, князя-воина во многом затмевает другие, не менее важные аспекты деятельности князя, который представляется ловким и умелым политиком, государственным деятелем, предопределившим дальнейший вектор развития восточнославянских народов.

Личность Владимира Мономаха всегда интересовала ученых. Активизация разысканий, связанных с его ролью в истории, произошла во второй половине XIX – начале ХХ в., когда вышли работы И. В. Лашнюкова [19], В. А. Воскресенского [12], Н. В. Шлякова [29], И. М. Ивакина [15]. В это время в историографию вводится основной массив письменных источников, реконструируются главные этапы жизни и деятельности князя, уделяется внимание анализу его произведений.

ХХ в. ознаменовался появлением специальных работ о Владимире Мономахе, в которых анализировались его происхождение, основы династической и военной политики. Прежде всего следует выделить работы В.Г. Брюсовой [9], В. Л. Янина, Г Г. Литаврина [31; 32], Н.Н. Воронина [11], В. А. Кучкина [17; 18]. В этих разысканиях получили новое освещение некоторые вопросы биографии и деятельности князя: так, В. Л. Янин и Г. Г. Литаврин на основании новооткрытых источников (актовых печатей) реконструировали имя супруги Всеволода, матери Мономаха, уточнили сведения о характере русско-византийских связей в это время. В.А. Кучкин сделал предметом специального рассмотрения отношения Мономаха с западноевропейскими государствами и династиями.

Интерес к жизни и деятельности Владимира Мономаха не иссякает и в настоящее время, подтверждением чему служат многочисленные публикации [21; 22]. Таким образом, историки уделили значительное внимание как государственной деятельности Владимира Мономаха, так и его творчеству. Однако это не отрицает актуальности дальнейших разысканий, в частности, сопоставления политики Мономаха с европейскими государями – его современниками, его деятельности на международной арене, развенчания некоторых укоренившихся в литературе стереотипов и стандартных оценок. Особо следует выделить задачу исследования русско-половецких отношений, кульминационная фаза которых приходится на период активной деятельности Мономаха.

Источниковая база работы состоит из разнородных, разноязычных, различных по аутентичности, обстоятельствам создания и бытования, смысловому и идейному содержанию памятников. Преимущественное большинство источников давно введены в научный оборот, что не снимает задачи их нового прочтения.

Особого внимания заслуживает «Повесть временных лет» - источник, в составе которого сохранился наиболее подробный корпус сведений о князе. Летописный свод под заглавиями «Се повести времяньныхъ летъ, откуду есть пошла Руская земля» (в Лаврентьевском, Троицком списках), «Повести временьныхъ летъ Нестера черноризца Феодосиева манастыря Печерскаго, откуду есть пошла Руская земля» (Хлебниковский список) и другими подобными (далее – ПВЛ) является основным древнерусским письменным источником, повествующим о событиях истории Руси второй половины XI – первой четверти XII вв. [28, c. I]

Уникальными историческими источниками являются произведения самого Мономаха, включенные в Лаврентьевский список ПВЛ под 1096 г. Это знаменитое «Поучение» детям «или инъ кто прочтет», Письмо политическому противнику Олегу Святославичу (Гориславичу) и Молитва. Ознакомление с этими источниками обнаруживает замечательную эрудицию Владимира Мономаха, его использование Священного Писания и Предания, трудов Отцов Церкви (Василия Великого), естественнонаучных трудов своего времени («Шестоднев»), возможно, сходных сочинений византийских и западных современников. В составе «Поучения» Владимира Мономаха сохранился перечень военных походов и свершений – своеобразная автобиография князя, написанная в живой и образной манере.

Деятельность Владимира Мономаха нашла отражение и в памятниках героического эпоса Древней Руси – Слове о полку Игореве, Слове о погибели Русской земли, былинах и сказаниях. Особое внимание анонимный автор «Слова» уделяет описанию крамол и усобиц в Русской земле, в частности, наиболее сильного конфликта между Владимиром Мономахом и Олегом Гориславичем:

Были вечи Трояни,

минула льта Ярославля;

были плъци Олговы,

Ольга Святьславличя.

Тъй бо Олегъ мечемъ крамолу коваше

и стрелы по земли сеяше.

Ступаетъ въ златъ стремень въ граде Тьмуторокане,

той же звонъ слыша давный великый Ярославль,

а сынъ Всеволожь, Владимиръ,

по вся утра уши закладаше въ Чернигове [8].

Автор «Слова о погибели Русской земли» противопоставляет деятельность Мономаха по сохранению и сплочению земель Руси ее последующему плачевному состоянию. Владимир Мономах представляется эпическим героем, "которым то половци дети своя полошаху в колыбели, а литва из болота на свет не выникываху, а угри твердяху каменыи городы железными вороты, абы на них великий Володимер тамо не въехала немци радовахуся, далече будуче за Синимъ моремъ. Буртаси, черемиси, вяда и моръдва бортьничаху на князя великого Володимера. И жюръ Мануилъ цесарегородскый опасъ имея, поне и великыя дары посылаша к нему, абы под нимъ великый князь Володимеръ Цесарягорода не взял." [7].

Облик Мономаха как христианского правителя явственно выступает в посланиях митрополита Никифора о посте и о воздержании и о вере латинской [5; 6].

Цель работы – раскрыть значение государственной и военной деятельности Владимира Мономаха сквозь призму истории Руси последней трети XI - начала XII вв., проанализировать борьбу Руси со Степью в период его правления.

Задачи работы:

- обобщить данные источников и историографии, посвященные Владимиру Мономаху;

- представить политический портрет князя на фоне эпохи;

- раскрыть особенности его военной доктрины и внешней политики;

- осветить значение воинского искусства князя в контексте истории борьбы Руси и Великой Степи.


ГЛАВА 1. ВОИНСКИЕ ПОХОДЫ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА

Под 6561 (1053) г. летописец лаконично обозначил появление на свет княжича Владимира, внука Ярослава Мудрого: «От Всеволода родися сынъ . и нарече имя єму Володимеръ от царици Грекини» [3, c. 160] Между тем обстоятельства династического брака, увенчавшего союз Руси с Византией, до сих пор не поддаются точному истолкованию. Имя матери княжича доподлинно неизвестно: поздние источники (Выдубицкий помянник) называют ее Анастасией; В. Л. Янин и Г. Г. Литаврин на основании прочтения надписи одной из актовых печатей, принадлежащей «благороднейшей архонтиссе Росии» Марии идентифицировали ее с супругой князя Всеволода [31, c. 17]. Строго говоря, неизвестна и степень родственных отношений, связывавших византийку с домом императора Константина IX Мономаха. С точностью можно сказать лишь то, что жена русского князя не была «багрянородной», то есть, рожденной в Порфире – особом зале Константинопольского Большого дворца; Константин IX, о любовных похождениях которого известно благодаря Михаилу Пселлу, сочетался браком с императрицей Зоей – наследницей Македонской династии, когда она уже вышла из детородного возраста [24, c. 161 - 162]. Можно догадываться и о политической подоплеке такого брака: в 1043 г. произошел последний поход русов на Константинополь, завершившийся неудачей. После трех лет войны (1043 – 1046 гг.) стороны возобновили мир. Однако трения с Константинополем могли оставаться и впредь, поскольку в 1051 г. «самовластец» Русской земли Ярослав Мудрый решается на неслыханное дотоле дело: постановление собором епископов на митрополичью кафедру Илариона Русина, автора знаменитого «Слова о законе и благодати». Конечно же, византийцы не одобрили такого самоуправства и в самое ближайшее время поставили вопрос о смене митрополита. Иларион недолго возглавлял Русскую Церковь: уже в 1055 г. его заменяет грек Ефрем; примечательно, что глава Церкви не участвует в погребении Ярослава Мудрого, умершего 20 февраля 1054 г. – это может указывать на вакантность митрополичьей кафедры в то время [16, c. 355].