Смекни!
smekni.com

по культурологии на тему: "Кино как новый элемент художественной культуры" (стр. 3 из 4)

Н. Хренов пишет, что в "начале 20 в. лубочное повествова­ние прорвалось в кинематограф", а позднее вступило в слож­ные взаимоотношения с книжной культурой и продолжает функ­ционировать в новых формах. По всей видимости, именно рас­смотренные выше особенности кинематографа обусловили та­кого рода "прорыв" и более того, закрепили отражение "низового" слоя культуры в произведениях киноискусства в силу устой­чивого интереса зрителей к фильмам, построенным на фольк­лорной основе.

Естественно, что любая теоретическая концепция страдает некоторой абстрактностью и не способна охватить все много­образие конкретной практики. Мы можем лишь бесконечно приближаться к адекватному отражению законов какого-либо феномена в терминах науки. Это тем более верно, когда речь идет об изучении такого сверхсложного образования, каким яв­ляется кинематограф. Действительно, художественный фильм, оперируя наиболее "безусловным" языком (что характерно и для телевидения), обращаясь к публике кинозала (чего лише­но ТВ), создает совершенно особый тип контакта с произведе­нием искусства. Мера вовлеченности зрителя в экранное дей­ство настолько велика, что требуется достаточно высокий уровень интеллектуальной подготовки для идеального, с точки зре­ния эстетики, восприятия, которое характеризуется определен­ной степенью отстраненности и аналитическим отношением к воспринимаемому. Наверное, поэтому так типична ситуа­ция, когда фильм, являющий, с точки зрения критика, дейст­вительное произведение киноискусства, проваливается в про­кате.

И. Левшина предлагает повышать "электронную грамот­ность" населения путем создания факультетов в школах, ки­ноклубов и т. д. Научить людей понимать сложнейшие произ­ведения художественного кинематографа - это необходимая и благородная задача, однако ее решение - дело достаточно дли­тельного временного периода. А пока нужно использовать все те возможности, которые нам предоставляет кинематограф. В силу своего статуса как средства массовой коммуникации, кино обладает огромным потенциалом воздействия на общест­во. Как бы ни относился зритель к показанному на экране, по какой бы причине он ни шел в кинотеатр - провести свободное время, встретиться с друзьями, наконец, получить наслаждение от произведения искусства, - в любом случае "мир" фильма, хотя бы одной из своих многочисленных сторон, затрагивает его. Особенно тогда, когда этот "мир" организован по законам зрелища.

А теперь попытаемся применить эти положения к тем реаль­ным противоречиям, которые возникают в процессе бытования фильма. Нам всем хорошо знакома ситуация, когда журналы и газеты переполнены отрицательными критическими отзывами о какой-то картине, в то время как билеты на этот фильм купить невозможно. Критики ругают зрителей за отсутствие вку­са, а зрители с недоверием начинают относиться к критической литературе. Особенно часто подобная ситуация возникает тог­да, когда на экраны выходит картина, сделанная в так назы­ваемом "низком" жанре. Не случайно на страницах журнала "Искусство кино" была развернута дискуссия, посвященная проблемам развлекательных фильмов.

И. Левшина, основываясь на материалах социологических исследований, делает вывод, что в 70-е гг. основным мотивом посещения кино было проведение досуга. В 80-е ситуация вряд ли изменилась. Естественно, что, желая отдохнуть, зритель выбирает комедию, мелодраму, детектив. И, в общем, это не так просто, особенно если научиться "развлекая не отвлекать, а обучать, воспитывать, формировать художественные вкусы, развивать личность", к чему призывает К. Разлогов. Правда, последнее утверждение противоречит им же высказанной точке зрения о необходимости "чистоты" жанра, которая недостижи­ма не только потому, что изменились взаимоотношения худож­ника и зрителя, а в силу социаль­ной "нагруженности" произведений кинематографа, того набо­ра ассоциаций, связей с общественным бытием, которые они несут.

Если говорить о "массовой культуре" Запада, то ее произ­ведения тоже связаны с реальностью, только совершенно спе­цифическим способом - они нередко функциональны по отно­шению к целям буржуазного общества. Не случайно кинемато­граф определяется там как мощное средство манипулирования общественным сознанием. Вспомните американские фильмы, прошедшие на советских экранах (надо заметить, при полных кассовых сборах): "Бездна", "К сокровищам авиакатастрофы". Мораль их проста - будь смелым, сильным и ты получишь на­граду - деньги. Причем мораль эта не провозглашается в длин­ных монологах героев, она "закодирована" в каждом кадре, в каждом эпизоде фильма.

Основной недостаток наших развлекательных кинокартин заключается в отсутствии профессионализма их создателей. Недостаточное владение жанром проявляется не только в том, что рождаются несмешные комедии и незахватывающие де­тективы, оно становится очевидным, когда те самые серьезные проблемы, которых все-таки касается фильм, оказываются не "вплетенными" в его подлинный сюжет, а как бы "навешенны­ми" сверху. Пристрастие советских режиссеров, особенно рабо­тающих в развлекательных жанрах, к нравоучительным моноло­гам поистине удивительно. Так, к примеру, на общественном просмотре фильма Л. Менакера "Завещание профессора Доуэля" по мотивам романа А. Беляева было сказано, в похвалу режиссеру, что он всегда думает о зрителе. Действительно, пока дело касалось панорам виллы Доуэля, песчаного пляжа с ро­мантическими скалами, крупных планов красавицы кинозвезды (Н. Сайко), мысль о зрителе явно не покидала режиссера. Однако для того, чтобы донести нравственный смысл картины, авторы фильма использовали тот же прием - прямое растолковывание сути произведения, хотя она, в общем-то, вычитыва­лась из его образного ряда. Наверное, создатели научно-фанта­стической ленты, отягощенной проблемами морали, и в данном случае думали о зрителе, только почему-то с крайним недове­рием. А ведь навязчивая дидактика разрушает даже серьезные произведения киноискусства, не говоря уже о тех, которые претендуют на развлекательность.

Вернемся к материалам дискуссии "Искусства кино". Если подвести итог высказанным в ее ходе точкам зрения, то пробле­ма "низких" и "высоких" жанров сводится к решению вопро­са: кино - это искусство или зрелище? В теоретическом плане данная дилемма разрешается признанием и осмыслением амби­валентности кинематографа. Кино - это и высокое искусство, и яркое, динамичное зрелище.

Именно потому так остро стоит вопрос о профессиональной подготовленности режиссеров, работающих в развлекательных жанрах, ведь зрелищность и развлекательность отнюдь не си­нонимы. И "Пираты 20 века", по всей видимости, имели такой колоссальный успех потому, что Б. Дурову удалось поставить "развлекающее зрелище". Режиссер хорошо знал, кому он ад­ресует свой фильм, и не ошибся в расчетах.

Основная беда многих советских комедий, детективов, мело­драм, на наш взгляд, заключается в том, что, пытаясь услож­нить фильм, его создатели не могут органично соединить раз­влекательную и драматическую линии. Они существуют изоли­рованно и в результате губят друг друга. Зрелища не получа­ется, а ведь именно "низкие" жанры нуждаются в нем в наи­большей степени.

Созданная по законам зрелищности мелодрама может вы­звать у зрителя самые серьезные размышления о жизни, и они не разрушают ее как целостное произведение киноискусства, ес­ли все эти проблемы "закодированы" авторами в сюжетные пе­рипетии фильма, а не образуют своеобразный довесок.

Мы не случайно обратились к дискуссии на страницах жур­нала "Искусство кино", ведь именно этот орган должен коррек­тировать отношения теория я практики. Не случаен и акцент на развлекательных фильмах. И вот по какой причине: как правило, "боевиками проката" становятся картины, принадлежащие к "низким" жанрам. Сущность же кинематографа как СМК ярче всего проявляется именно в случае массового филь­ма. Дело в том, что зрелищно оформленный развлекательный фильм - это доступный каждому, надежный коммуникатор, причем самая главная из всех функций произведений киноис­кусства - эстетическая - в данном случае отнюдь не домини­рует. На первый план выдвигается рекреативная 'функция фильма.

В то же время кинокартина не существует без теснейших связей с социокультурным контекстом. Ее восприятие, набор ассоциаций, вызванный ею, изменяется в зависимости от кон­кретных реалий времени. Несмотря на то, что фильм представ­ляет собой некую самостоятельную целостность, он включается в поток массовой коммуникации. Именно поэтому мы считаем, что кассовой кинокартина становится еще и потому, что ее какие-то содержательно-образные структуры совпадают с акту­альными на данный момент социальными, нравственными ожи­даниями аудитории. Здесь, несомненно, существует опасность впадения в вульгарный социологизм. Само собой разумеется, что связи кинематографа с общественным бытием людей носят чрезвычайно сложный и опосредованный характер. Однако забывать о них, исключать на поля внимания нам кажется не­простительной ошибкой.

Когда мы встречаемся с истинными произведениями киноис­кусства, такими как "Калина красная" В. Шукшина, "Чучело" Р. Быкова, в основе которых лежат вечные, непреходящие цен­ности, то на первый план выдвигается эстетическое воздействие этих фильмов. Можно говорить о том, что они о чем-то инфор­мируют зрителей, воспитывают их, определенным образом ор­ганизуют поведение, однако всего этого явно недостаточно для того, чтобы охарактеризовать влияние подобных кинокартин на личность. Лучше всего оно определяется через понятие катар­сиса - потрясения, очищающего воздействия на человека.

Такие фильмы тоже включены в поток массовой коммуника­ции, которая формирует тип отношения к миру (известно, что некоторые западные кинокритики увидели в "Калине красной" только мелодраму с реалиями уголовной жизни), однако их бытие на ее фоне принципиально отличается от функциониро­вания "боевиков проката". В последнем случае происходит "размывание" специфики фильма как произведения искусства, приоритет получают его коммуникативные свойства. Именно поэтому традиционное киноведение не справляется с "боеви­ками проката", т. к. оценивает их с точки зрения эстетических достоинств.