Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по развитию творческих способностей воспитанников. Пояснительная записка (стр. 2 из 3)

Пятый фактор – профессиональное обучение. Таким же блокирующим творчество является и специальное высшее образование. Как показали эксперименты, творческие способности проявляются в активном сопротивлении навязанному стилю деятельности, как на уровне сознания, так и бессознательном.

Факторы, способствующие актуализации творческого потенциала.

Расширение сенсорного опыта. Оно идет за счет игрушек, организации внешней среды, но главным образом за счет контактов с взрослыми. Так, уровень развития интеллекта и творчества прямо и высоко коррелирует с количеством взрослых, которые окружали ребенка и контактировали с ним до года. Дифференциация лиц, голосов, форм общения с взрослыми, являющимися главным источником информации для детей, способствовали развитию у него дифференцировочной чувствительности.

К числу факторов, влияющих на развитие творческого потенциала, относят также наличие образца для подражания в среде взрослых.

Ожидания взрослых. Взрослые обычно создают себе некий образ ребенка, ученика, который существует в реальности и который они хотели бы сформировать. Психологами был проведен очень интересный опыт. Обследовав уровень психического и интеллектуального развития детей в классе, они выбрали наиболее слабо развитых из них и сказали педагогам, что по их данным эти ученики через год должны проявить в чем-нибудь выдающиеся успехи. Конкретной области для проявления ученикам просили не сообщать. Через год эти ученики действительно показали успехи в разных областях. Просто педагоги стали ожидать от них проявления успехов и фиксировали своеобразное, индивидуальное отличие от других, от стандартов.

Включение в социально- и индивидуально-значимую необходимость.

Главным побудителем творчества, как уже говорилось выше, является необходимость, значимость для всех и для каждого индивидуально. Именно сочетание индивидуальной и социальной значимости оптимально. Общественная и социальная значимость людей, умеющих «мыслить и творить» в стране, определяет ее престиж и благополучие. «Просто так, для себя» человек не склонен развиваться прежде всего потому, что каждый считает себя достаточно умным и творческим. Поэтому должны создаваться условия, побуждающие к саморазвитию, самообразованию, творчеству.

Все перечисленные факторы, способствующие актуализации творческого потенциала, должны учитываться и преодолеваться в процессе обучения, воспитания и развития и призваны выполнять перечисленные ниже задачи.

1. Расширять сенсорный опыт детей.

2. Ориентировать при воспитании (а затем и при самовоспитании) не на стандарт, а на специфику индивидуальных особенностей.

3. Научить распределять функции в коллективе, а при самовоспитании стремиться находить свое место, свое назначение в социуме.

4. Включать в обучение самостоятельный поиск, развивать мыслительные операции, являющиеся инструментами познания.

5. Способствовать оттачиванию профессиональных навыков как главного инструмента для творчества до автоматизма и совершенства.

Десять заповедей творческой личности

Доктор социальной психологии, основатель и президент Интернационального общества за мир через культуру имени Н.К. Рериха, профессор П. Вайнцвайг формулирует 10 заповедей творческой личности:

1. Будь хозяином своей судьбы.

2. Достигни успеха в том, что ты любишь.

3. Внеси свой конструктивный вклад в общее дело.

4. Строй свои отношения с людьми на доверии.

5. Развивай свои творческие способности.

6. Культивируй в себе смелость.

7. Заботься о своем здоровье.

8. Не теряй веру в себя.

9. Старайся мыслить позитивно.

10. Сочетай материальное благополучие с духовным удовольствием.

Соблюдение этих простых и одновременно емких правил позволит нам самим стать творческими личностями, а главное – воспитать творческую личность в наших детях.

2.2. Компоненты творческих способностей.

Творческий потенциал личности – интегративная характеристика имеющихся возможностей и свойств личности, обеспечивающих ее творческую активность, позитивную самореализацию и индивидуализацию в социуме.

Относительно сочетания компонентов творческого потенциала личности существует гипотеза о том, что творчество – нечто большее, чем просто совокупность уровней функционирования каждого компонента. Во-первых, для некоторых компонентов может существовать пороговый эффект, этот порог является пределом определенного рода, поскольку независимо от уровней, достигнутых другими компонентами, творчество в области, о которой творящий знает мало, просто невозможно. Во-вторых, среди компонентов возможна определенного рода компенсация, когда сила какого-то одного компонента компенсирует слабость другого. В-третьих, компоненты могут начать взаимодействовать друг с другом, т.е. мера реализации творческого потенциала личности зависит как от социальных инструментов воспитания, обеспечивающих его развитие, так и от самой личности. Справедливо утверждение, что «способность к творчеству – это путь развития способностей и становления личности, ибо она не предзадана и строится постоянно. Шаг назад – и вы не способны творить».

Компоненты:

1. Беглость

- ребенок дает несколько ответов, когда ему задают вопрос;

- ребенок рисует несколько картин, когда просят нарисовать одну;

- ребенок задает много вопросов;

- у ребенка возникает несколько мыслей (идей) о чем-то вместо одной;

- ребенок употребляет большое количество слов, выражая свои мысли;

- ребенок работает быстро и продуктивно.

2. Гибкость

- ребенок предлагает несколько способов использования предмета, отличающихся от обычного способа;

- ребенок может перенести смысловое значение одного объекта на другой объект;

- ребенок выдвигает множество идей и исследует их;

- ребенок легко может поменять один фокус зрения (подход) на возможный другой;

- ребенок думает о различных путях решения проблемы.

3. Оригинальность

- ребенку нравится, чтобы предметы в комнате были расположены не в центральной части, также он предпочитает ассиметричные рисунки и изображения;

- ребенок не удовлетворен одним правильным ответом и ищет возможные ответы;

- ребенок думает необычно и оригинально (нестандартно);

- ребенок получает удовлетворение от необычных способов выполнения чего-либо, и ему не нравятся обычные способы;

- после того, как ребенок прочитал или услышал о проблеме, он начинает придумывать необычные решения;

- ребенок исследует общепринятые методы и придумывает новые методы решения проблемы.

4. Разработанность

- ребенок добавляет линии, различные цвета и детали в свой рисунок;

- ребенок понимает, в чем состоит глубокий, скрытый смысл ответов или решений, и предлагает наиболее глубокое значение;

- ребенок отказывается от чужой идеи и изменяет ее каким-либо образом;

- ребенок хочет приукрасить или дополнить работу или идею других людей;

- ребенок проявляет слабый интерес к обычным предметам, он добавляет детали, чтобы усовершенствовать их;

- ребенок изменяет правила игры.

5. Любознательность

- ребенок спрашивает всех и обо всем;

- ребенку нравится изучать устройства механических вещей;

- ребенок постоянно ищет новые пути (способы) мышления;

- ребенок любит изучать новые вещи и идеи;

- ребенок ищет разные возможности решения задачи;

- ребенок изучает книги, игры, картины, и т.д., чтобы познать как можно больше.

6. Воображение

- ребенок придумывает рассказы о местах, которые он никогда не видел;

- ребенок представляет, как он будет решать проблему, которую он решает сам;

- ребенок мечтает о различных местах и вещах;

- ребенок любит думать о явлениях, с которыми он не сталкивался;

- ребенок видит то, что изображено на картинах и рисунках необычно, не так, как другие;

- ребенок часто испытывает удивление по поводу различных идей и событий.

7. Сложность

- ребенок проявляет интерес к сложным вещам и идеям;

- ребенок любит ставить перед собой трудные задачи;

- ребенок любит изучать что-то без чьей-либо помощи;

- ребенку нравятся сложные задания;

- ребенок проявляет настойчивость, чтобы достичь своей цели;

- ребенок предлагает слишком сложные пути решения проблемы, чем это кажется необходимым.

8. Склонность к риску

- ребенок будет отстаивать свои идеи, не обращая внимания на реакцию других;

- ребенок ставит перед собой очень высокие цели, и будет пытаться их осуществить;

- ребенок допускает для себя возможность ошибок и провалов;

- ребенок любит изучать новые вещи или идеи и не поддается чужому влиянию;

- ребенок не слишком озабочен, когда одноклассники, учителя, родители выражают ему свое неодобрение;

- ребенок не упустит шанс рискнуть, чтобы узнать, что из этого получится.

3.Практическая часть.

Педагогам рекомендуется использовать в своей работе с детьми следую­щие тесты, выявляющие компоненты творческих способностей.

Тест «Три слова» для оценки оригинальности , творческого воображения, логического мышления.

Предложите ребенку три слова и попросите его как можно скорее напи­сать наибольшее число осмысленных фраз, так, чтобы в них входили остальные слова, а вместе они бы составили связный рассказ.

Слова для работы:

Дворец Бабушка Клоун