Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по развитию творческих способностей воспитанников. Пояснительная записка (стр. 1 из 3)

Методические рекомендации по развитию творческих способностей воспитанников.

1. Пояснительная записка.

“Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручонки, которые питают
источник творческой мысли…
Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”

В.А. Сухомлинский

В настоящее время перед школой в качестве приоритетной задачи стоит воспитание и развитие творческих способностей и навыков, расширение диапазона чувств, воображения, фантазии, воспитание эмоциональной отзывчивости на явления художественной культуры, формирование навыков и практического решения задач.

Главная задача педагогов - выявить таких учащихся, привлечь их к активной исследовательской и экспериментальной работе, вооружить их знаниями и навыками для дальнейшей творческой работы в различных сферах общественной жизни.

Данные методические рекомендации раскрывают основные методы, приемы, последовательность формирования креативности и готовности ребенка к обучению на основе индивидуально – дифференцированного подхода.

Методические рекомендации включают игры, игровые упражнения, занятия, тренинги для развития интеллектуально-творческих способностей детей.

Пособие адресовано в первую очередь воспитателям, социальным педагогам и учителям.

2. Теоретическая часть.

2.1. Творческий потенциал личности.

Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. По сути, понятием творчества охватываются все формы создания и появления нового на фоне существенного, стандартного.

Категория «потенциал» относится к числу общенаучных понятий. Потенциал в философии трактуется как источник, возможность, средство, запас, что может быть использовано в действии для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели.

Термин творческий потенциал часто употребляется как синоним понятий «творческая личность», «креативность», «одаренность»: исследователи рассматривают эти качества, как правило, в единстве, совокупности.

Несмотря на широкое использование понятия «творческий потенциал», единства в его определении и содержании нет. Творческий потенциал в психологии и педагогике трактуется как:

- совокупность реальных возможностей, умений и навыков, определяющих их развитие (Л.Г.Пихтовников, Л.Н. Москвичева);

- синтетическое (интегрирующее) качество, характеризующее меру возможностей личности, осуществляющей деятельность творческого характера (И.О. Мартынюк, В.Ф. Овчинников;

- социально-психологическая установка на нетрадиционное разрешение противоречий объективной реальности ( Е.В. Колесникова);

- специальное качество, характеризующее меру соответствия деятельностных качеств индивида социальной норме, требуемой для самоопределения в качестве субъекта творчества ( С.Р. Евинзов);

- характерное свойство индивида, определяющее меру его возможностей в творческом самоосуществлении и самореализации ( М.В. Копосова);

- развитое чувство нового, открытость всему новому; система знаний, убеждений, на основе которых строится, регулируется деятельность человека; это высокая степень развития мышления, его гибкость, нетерпимость и оригинальность, способность быстро менять приемы действия в соответствии с новыми условиями деятельности (Т.Г. Браже);

- интегративное личностное свойство, выражающееся в отношении человека к творчеству (А.М. Матюшкин).

Кроме того акцентируется внимание на том, что вероятность проявления творческого потенциала зависит от личного стремления (целенаправленности) человека в полной мере реализовать свои возможности; от степени его внутренней свободы; от сформированности социального чувства (действенность, созидательность). Следовательно, творческий потенциал личности правомерно рассматривать как необходимую предпосылку деятельности творческого характера.

В работах А. Торренса определены основные характеристики творческого потенциала; оригинальность идей (редкость, нетривиальность идей), их беглость (скорость нахождения решений), гибкость (возможность разнообразия ответов), а также тщательность разработки.

Человека творческого склада отличают, по мнению Г.Нойера, В. Кальвайта, Х. Кляйна, развитый интеллект и одаренность (общая или частная), чувство нового, нешаблонное мышление, готовность к риску, настойчивость, выдержка, мужество, уверенность в себе.

Отечественные исследователи (Л.В. Сохинь, В.А. Тихонович и др.) выделяют следующие сущностные характеристики творческого потенциала:

1. Многоуровневость содержания:

широкий: всеобщее свойство развивающихся психических сил;

промежуточный: за основу берется максимально возможный уровень развития данного свойства, детерминированный, с одной стороны, анатомо-физиологическими, психическими характеристиками человека, с другой – конкретным состоянием развития общества, принятой в нем нормой творческой самореализации и самоосуществления, транслируемой, в том числе, через систему образования;

узкий: на первый план выступает уровень развития анализируемого потенциального образования, характерный для статистического большинства проявлений данной социально-исторической ситуации.

2. Диалогичность. Реализация творческого потенциала есть диалог потенциального и актуального в личности с окружающим миром и другими людьми, человека с самим собой.

3. Социальность. Наряду с природой (изменение с возрастом психофизических показателей человека) и индивидуально-личностной динамикой (усложнение внутренней жизни, обогащение когнитивной и потребностно-мотивационной сфер, развитие сознания и т.п.) процесс развития творческого потенциала личности имеет социально-историческую динамику (изменения, продиктованные развитием общества, в частности наличием «социального запроса» на творческое самоосуществление человека, принятой «социальной нормой» данного самоосуществления). Такие потенции превращаются в нечто реальное лишь постольку, поскольку проявляется способность по-разному воспринимать и усваивать социальный опыт. По отношению к индивиду общество может выполнять различные функции: способствовать раскрытию и развитию потенциальных сил человека, его внутренних побуждений, или придавать им искаженную форму.

4. Системность. Творческий потенциал имеет системный характер, в силу чего он обладает всеми атрибутами, свойственными самоорганизующимся, целеустремленным, саморазвивающимся системам (устойчивость, потребность в развитии и самореализации) и имеет собственную внутреннюю логику развития, не сводимую к логике суммы ее подсистем (элементов) и логике развития каждой подсистемы в отдельности.

Как любое системное образование творческий потенциал имеет собственную структуру.

Целесообразным является рассмотрение структуры творческого потенциала как совокупности:

- собственно-потенциальной составляющей (индивидуальные психические процессы, способности):

- мотивационной составляющей (убеждения, готовность как внутриличностная структура, механизм, обеспечивающий актуализацию способности и социально-психологическая установка на развертывание сущностных сил индивида – потребностей, ценностных ориентаций, мотивов):

- когнитивной составляющей (знания, умения, отношения, способы деятельности и самовыражения, приобретенные в результате образования, творческой деятельности, социализации).

Следовательно, творческий потенциал включает не только природные ресурсы и резервы личности, но и те образования, которые формируются у индивида в процессе социализации и непрерывного образования. Непрерывное накопление новых знаний, умений, способов ориентации в мире приводит к появлению новых способностей. При этом возникающие у личности переживания своих взрослых возможностей выступают движущей силой особой активности, направленной на опробование своих новых потенций.

Внешние факторы, оказывающие влияние на творческий потенциал.

Факторы, блокирующие реализацию творческих потенций.

Первый фактор – отсутствие достаточного количества сенсорного опыта в раннем детстве. Ребенок, ограниченный в общении с взрослыми, в зрительных, слуховых, тактильных ощущениях до года (особенно в домах ребенка) имеет задержку психического развития. Это же касается дальнейшего развития. Ни книги, ни мультфильмы при ограниченном сенсорном опыте не могут заменить живого контакта со средой. Поэтому типичный стереотип жизни малышей – дом, двор, игра с постоянными сверстниками – то есть ограниченность сенсорного опыта также является своеобразным тормозом в развитии творческого потенциала и порождает привычку следовать стереотипам.

Второй фактор – ближайшее окружение. В период раннего детства, когда ребенок начинает самостоятельно ориентироваться в мире и у него спонтанно проявляется потребность в познании и творчестве, с одной стороны, и вместе с тем достаточно активно происходит адаптация к внешней среде, с другой. В первую очередь это касается общей родительской направленности на формирование определенных черт характера через одобряемое и неодобряемое взрослыми поведение ребенка.

Третий фактор – коллективное воспитание. С поступлением в детский сад появляется еще одна форма влияния на детей – нормативные стандарты идеальных качеств человека. Воспитатели, исходящие из необходимости организовать жизнь коллектива детей по определенным нормативам, вызывают свою специфическую форму блокады развития творческой индивидуальности.

Четвертый фактор – обучение. Особое место в блокаде творчества и индивидуальности занимает традиционная форма обучения, направленная на получение предусмотренных программой знаний, умений и навыков. В отличие от других видов деятельности (игровой, профессиональной) учебный процесс не имеет для ребенка индивидуальной значимости и ясной конечной цели после получения элементарных конкретных навыков – чтения, письма, счета. Знания, которые дети могут получить при определенном старании, безлики и лишены возможности для проявления их индивидуального своеобразия.